Макраме как вид ДПИ

Макраме как вид декоративно-прикладного искусства План: I. История узелкового плетения. II. Подготовка к занятию плетения: 1. Приспособления для плетения. 2. Материалы для плетения. 3. Конструктивные детали. 4. Декоративные элементы. III. Описание работы над собачкой. История узелкового плетения История узелкового плетения ис¬числяется тысячелетиями.Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Поз¬же первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети. Вначале человек делал прими¬тивные, безузловые сети. Более устойчивая форма полотна се¬ти получилась тогда, когда нити на¬чали скручивать между собой. В скандинавских музеях демонстри¬руют сохранившиеся до наших дней остатки таких древних крученых сетей, сделанных из липового лыка. Этот метод плетения применяют и в наши дни рыбаки Мальты и Канар¬ских островов при изготовлении кры¬шек к корзинам.

На смену безузловым пришли се¬ти на основе «свайного» и «перуанского» узлов.

Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древние африканские ры¬баки из бассейна реки Конго. По мере совершенствования ма¬териала для плетения все труднее было сохранить постоянную форму ячей сети. Нужны были нескользя¬щие узлы. Такими узлами стали «рифовый» и «ткацкий». Изготовление сетей при помощи ткацкого узла практиковалось на се¬веро-западе Европы с очень давних времен.

В финских болотах 50 лет назад были найдены остатки сетей времен каменного века. За все время развития человече¬ство относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соб¬людение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел. Табу на узлы существовал в Лап¬ландии, Ост-Индии, у приморских даяков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия). На Руси вязать узлы - «наузить» означало «колдовать, знахарить, во¬рожить» - так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов. Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным.

Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу об этом писал римский историк Пли¬ний Старший (I век). Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязыва¬ния узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения пере¬ломов. На востоке в древности сущест¬вовала узелковая грамота, благода¬ря которой люди собирали и сохра¬няли нужную информацию.

На греческих вазах часто встре¬чается изображение Геркулеса, об¬лаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди ге¬роя узлом, который люди так и на¬звали геркулесовым. Этим узлом завязаны концы одежд на плечах персонажей египетских фре¬сок и стебли лотосов на золотых на¬грудных украшениях фараонов. Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла, поэтому раненые воины с помощью этого узла перевязывали себе раны. Геркулесов узел завязывали на бе¬чевке и носили на шее как талисман.

Моряки плели цепочки и привязыва¬ли их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед. В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось раз¬вязать и завязать такой сложный узел, как «турецкий». Это служило, своеобразным соревнованием в ловкости. «Турецкий узел», воз¬можно, и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание ко¬торого, по древним легендам, сулило власть над Азией. А легенда такова: Сын фригийского бедняка Гордия Мидас, когда в стране начались сму¬ты, на повозке отца прибыл в Народ¬ное собрание и был провозглашен царем.

Эту простую, повозку с хитро¬умным узлом из лыка дикой вишни на дышле Мидас преподнес в дар Зевсу, и с тех пор она находилась во дворце. Александр Македонский знал легенду об удачливом царе из народа, и ему очень хотелось увидеть знаме¬нитую повозку и хитроумно сплетен¬ный узел, распутывание которого, согласно древнему пророчеству, обе¬щало власть над Азией. По одним источникам, дошедшим до нас, Алек¬сандр не смог распутать гордиев узел и, выхватив меч, разрубил его; по другим — царь вытащил колы¬шек, распутал узел и снял ярмо, чем и подтвердил свое право быть вла¬стелином Азии. Расцвет макраме относится к IX веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения.

Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга пле¬ли цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких стра¬нах. В XIV веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Ис¬пании, Индии, Китая. В кафедраль¬ном соборе в Мадриде найдены ри¬сунки узоров и узлов макраме того времени.

Тогда же макраме стало извест¬но и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, за¬навеси, одежду. Были открыты и первые школы макраме. В Турине, например, Ва¬лентина Кавандоли обучала плете¬нию детей в возрасте 5-6 лет. Она ввела новый прием плетения, кото¬рый теперь носит название «каван¬доли». Этот прием построен на ис¬пользовании нитей двух цветов в плетении репсового узла. Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники.

Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине «Поклонение волхвов» (1476—1477 гг.) на одном из персонажей надета шапочка мак¬раме. В XVII веке макраме из Италии распространилось в Северную Евро¬пу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узел¬ковым кружевом.

Искусством плетения во все вре¬мена владели очень немногие масте¬ра. Они создавали прекрасные об¬разцы плетеных изделий: шторы, по¬крывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевско¬го сана. Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрожда¬лось с новой силой и не только при¬обретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кру¬жево, мексиканское кружево, узел¬ковая бахрома.

И только в XIX веке этот вид рукоделия, ремесла и искус¬ства стали называть макраме, В переводе с турецкого «макрама»— это шарф или салфетка с бахромой, в пе¬реводе с арабского «миграмах» — это бахрома или шарф, украшен¬ный плетеным кружевом. Новая волна возрождения мак¬раме началась в XIX веке. Образ¬цы плетеных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях ми¬ра, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки.

Для плетения тогда применяли раз¬нообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити, шелковый шнурок, золотую канитель, шерсть. С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и вхо¬дит в моду. Плетеными изделиями — коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже шторами, кашпо — стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с тка¬чеством.

Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, бе¬седка. Сейчас возможности макра¬ме еще более расширились. Применяя, как и раньше макра¬ме для украшения одежды и интерь¬ера комнат, его стали использовать при оформлении общественных по¬мещений. Так, в интерьере кафе «Пачматимас» в Каунасе (художник В. Барткувене) использовано соче¬тание макраме и ткачества. На сте¬нах там размещены декоративные элементы, выполненные из веревки. Плетеные светильники удачно соче¬таются с преобладающим светлым ко¬ричневым цветом помещения.

Основ¬ным же элементом оформления яв¬ляется панно-макраме. В одном из Дворцов культуры Красноярска окна украшены штора¬ми макраме. Декораторы музыкального теат¬ра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Мо¬скве при оформлении спектакля «Дон-Кихот» использовали технику макраме. За последние годы почти на всех выставках декоративно-прикладно¬го искусства у нас в стране всегда бывают представлены работы мак¬раме, выполненные как профессио¬налами, так и художниками-любите¬лями. Так, художник по гобелену Т. Мязина показала работу в техни¬ке макраме «Размышление о под¬солнухе» (Зональная подмосковная выставка, 1980 г.) и «Березовая ро¬ща» (Всероссийская выставка «По родной стране». !982 г.). Эти рабо¬ты проникнуты теплотой и любовью к нашей родной земле.

Украинский художник Д. А. Захарченко работает в основном как график, но последнее время он об¬ратился к текстилю. Настенные ук¬рашения, созданные им из простого материала — пеньковой веревки, не только украшают и смягчают ин¬терьер, но и вносят какую-то неповторимость.

Д. А. Захарченко офор¬мил в технике макраме сцену дома композиторов в Киеве. В работах прибалтийских масте¬ров широко представлены настенные панно, в которых использованы главным образом элементы геомет¬рического орнамента. При создании своих композиций художники При¬балтики опираются на традиции на¬родного искусства. При этом в пле¬тении они предпочитают натураль¬ный цвет пеньки, а если и подкраши¬вают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макра¬ме для выполнения нагрудных укра¬шений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.

Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. Началась она в семидесятые годы в Прибалти¬ке и уже оттуда распространилась по всей стране. «Макраме позволяет выска¬заться разнообразно и нестандарт¬но, никого и ничего не копируя. Фоль¬клорное начало проявляется в орнаменте и цветосочетаниях.

Изделия макраме прекрасно сочетаются с бу¬синами, янтарем, деревом. Но эти¬ми эффектами надо пользоваться осторожно, не увлекаясь. Здесь толь¬ко хороший вкус и чувство меры га¬рантируют успех. Для украшения ин¬терьера и особенно для костюма на¬до очень тщательно подбирать фак¬туру и цвет фона и узора, типы уз¬лов, их плотность и воздушность. Тут основное чувство ансамбля. К зимнему платью из плотной ткани не подойдет ажур, который будет пре¬красно сочетаться с однотонным шелком.

Или веревочный абажур не будет смотреться рядом с дорогими тяжелыми драпировочными тканями». Макраме завоевывает все боль¬ше и больше поклонников. Увле¬каются плетением взрослые и дети. Организуются кружки и студии мак¬раме при Домах и Дворцах культу¬ры. Приемы узелкового плетения изучают дети на уроках в школе. Они с увлечением плетут красивые и нуж¬ные вещи. Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполнен¬ные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красо¬той и даже изяществом.

Широки воз¬можности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и сотворяете чудо.

Приспособления для плетения

Крючки. Дощечка размером 30 X 45 см. Швейные булавки с головками, ножницы, сантиметровая лента, клей (для т... Они служат для на¬тяжения нити основы. Ее можно вырезать из фанеры или ДСП.

Материалы для плетения

Материалы для плетения. Плести можно из любой нити или веревки. В этом случае отчетливо видна фактура узла, а плетеное из¬делие хорошо... В настоящее время для плетения применяют бель¬евую и пеньковую веревку... рыболовный, шпагат, сутаж, ле¬ску — шелковую крученую, кордо¬вую, хлоп... Важно только, чтобы она была туго скручена.

Конструктивные детали

1. Щеки сделайте так: отделите под ушами по 12 нитей и сплетите двойными ... 5. Соедините 12 нитей от левой щеки, 8 левых нитей от левого глаза и спле... В середине оставьте свобод¬ными 20 нитей и на их концах за¬вяжите узлы...

Список используемой литературы 1. Кузьмина М. Азбука плетения.

Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992, стр. 6-8. 2. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. – М.: Просвещение, 1986, стр. 5-9. 3. Соколовская М.М. Узелок на память.

Школа декоративного плетения. М.: Прометей, 1992, стр. 3-4.