Виктор Цой как феномен культуры

Федеральное агентство по образованию Томский государственный университет (ТГУ) Институт культуры и искусства Кафедра теории и истории культуры КУРСОВАЯ РАБОТА Виктор Цой как культурный феномен Автор работы Г.О. Бибишева Руководитель Канд. филос. наук, доцент Е.В. Барнашова Томск 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Русский рок и время 1.1 Рок-н-ролл жив 1.2 Рок вчера 1.3 Рок сегодня 2. Виктор Цой как культурный феномен 2.1 Историческая справка 2.2 Образ Виктора Цоя 2.3 Кто слушает? 2.4 Почему слушают? 5. О чем пел Виктор Цой? Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ В массовой музыкальной культуре XX века рок-музыка занимает особое место. Сформировавшаяся около 40 лет назад, она пережила период бурного расцвета и распространилась по всем регионам мира. В процессе своего развития она пережила несколько стилистических модификаций и стала каналом превращения субкультуры американских негров в один из самых влиятельных элементов современной мировой музыкальной культуры.

Обладая специфической простотой музыкальных выразительных средств, рок-музыка оказала сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на свою аудиторию, к которой в первую очередь принадлежала значительная часть молодежи из стран западноевропейской культурной ориентации.

В России рок-музыка не просто влияла на молодежь, но стала культурным мифом целого поколения. Русский рок создал сам о себе грандиозную и чрезвычайно удачную мифологическую историю, в основании которой была помещена негласная аксиома о том, что до эпохи русского рока не существовало ничего, сколько-нибудь равного ему по силе культурного влияния на советскую молодежь. Действительно, ни громадное количество ВИА, ни даже повальная мода на социальный остракизм КСП не могли соперничать с тем, что впоследствии было окрещено «русским роком». Едва возникнув, русский рок сразу стал самораскручивающимся продуктом и постоянным центром притяжения общественного внимания.

Миф о русском роке как о «настоящей музыке», музыке «для своих», оказался очень убедительным.

Не менее убедительными стали герои этого мифа - пресловутое «поколение дворников и сторожей», внештатных талантов и пророков, противостоящих отвратительному советскому официозу. Именно благодаря «героям» мифа русский рок, считающийся «умершим», живет до сих пор. Действительно ли жив русский рок, каковы его функции, место и роль в современном культурном пространстве? Вот основные вопросы моего исследования.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в попытке разрешить противоречия в исследовании данных вопросов. Новизна курсовой работы заключается в рассмотрении современного положения и культурного значения феномена русского рока через раскрытие феномена Виктора Цоя Объектом исследования курсовой работы является русский рок, как феномен культуры. Предмет исследования - Феномен Виктора Цоя Цель курсовой работы - понять современное положение русского рока (на примере творчества В. Цоя) В связи с этим были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть функции русского рока во время расцвета 2. Выявить функции и место русского рока в наше время 3. Дать краткую историческую справку о личности и творчестве Виктора Цоя 4. Рассмотреть и выявить образ В. Цоя в рок-культуре 5. Рассмотреть такие критерии как: основная аудитория слушателей; Причины любви к творчеству; специфика творчества.

Работа оставляет возможность дальнейшего, более глубокого исследования данной темы. Структура курсовой работы подчинена целям и задачам.

Она состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Во введении обозначаются цели и задачи курсовой работы. В первой главе рассматривается проблема определения позиции русского рока в наше время. Во второй главе исследуется феномен Виктора Цоя в русской рок-культуре. В заключении подводятся итоги проделанной работы. 1.

Русский рок и время

Русский рок и время 1.1

Рок-н-ролл жив

Правда есть одно «но». Это песни Майка Науменко, Саши Башлачева, Виктора Цоя и других. Почему... Да, он изменился, теперь у него новые темы и борется он теперь за друг... Примерно девятнадцать лет назад (в 1991г) один из современных музыкаль... А року, в свою очередь, предстоит занять место в своей культурной нише...

Рок вчера

Твоей, моей, того парня, крик той самой, пресловутой, «русской души». Рок существовал в духовном вакууме - и он был духовно заряжен Троицкий... Специфические условия нашей страны способствовали тому, что рок взял н... Рок вчера. 1.3 .

Рок сегодня

Современный человек вновь оказался потерянным, он утратил себя во всем... Отношение к рок-музыке изменилось, сегодня её рейтинги всё ниже и ниже... Сегодня, вряд ли бы появился новый Виктор Цой. «А кстати, и Витя Цой метался между музыкой и другими искусствами. 2.

Историческая справка

Соловьева «Асса», в котором короткое появление «Кино» стало едва ли не... Мы хотели спать - не было снов. С такой установкой удачно согласуется навязчивый лейтмотив “умереть мо... Что Он чувствовал, как будет сегодня. Как жаль, что Его самого нет сег... Вместо мифа, истоки которого забыты, утрачены, остается только практик...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Прошлую свою исследовательскую работу я закончила вопросом волнующим многих в наше время: «А существует ли еще рок, и если существует, то каков он, и есть ли у него будущее?». Тогда я пришла к выводу, что вопрос этот, конечно, чисто риторический, хотя бы потому, что у каждого нового поколения, как выяснилось свой рок. Если заявить очередному тинэйджеру, что его музыка уже давно не рок, а что-то другое, он этого не поймет, вернее, просто вас не услышит.

Каждое молодое поколение, очевидно, всегда будет называть этим словом свою музыку, являющуюся наряду с жаргоном, манерой вести себя, одеваться или причесываться, средством самоутверждения в мире взрослых, в мире родителей, более того - средством протеста и противопоставления себя этому миру. В этом смысле рок будет существовать всегда и в любом сообществе, будь оно процветающим или нищим, демократическим или тоталитарным.

Протестовать ведь можно не только против политиков, богатых и стоящих у власти. Есть еще протест против бездуховности, бескультурия, равнодушия, продажности, обмана. В данной работе, посредством рассмотрения феномена Виктора Цоя, этот вывод в очередной раз подтвердился.

Да «золотая эпоха» русского рока пошла, но русский рок продолжает существовать, потому что смыслы, которые он несет вечны. Благодаря таким личностям, я бы даже сказала рок-феноменам, как Виктор Цой, образ которого был мифологизирован еще при жизни, русский рок будет существовать. ЛИТЕРАТУРА 1. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания. Л.: Новый Геликон, 1991. С.345. 2. См.: Курбановский А. Звезда по имени Цой // Коре Сарам. [1992]. Вып.4. С.27-31. 3. Рыбин А.В. Кино с самого начала / А.В. Рыбин 4. Алексеев А. Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки / А.Алексеев - М.: Останкино, 1991. 320 с. 5. Восемь с половиной: Статьи о русской рок-пессености.

Сб. науч. Статей Калининград: изд-во РГУ им. И Клота, 2007 101с. 6. Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: конспекты к спецкурсу / Ю.В. Доманский Тверь: Тверской гос. Ун-т, 2000. 7. Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта: музыкальный роман / А.Н. Житинский Л.: Лениздат, 1990. 415с. 8. Козлов А. С. Рок.[Электронный ресурс] - bookz.ru 9. Марочкин В.В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта / В.В. Марочкин - М.: Мол. Гвардия, 2003 403с.