рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста - раздел Искусство, Содержание Введение Глава I. Понятие И Сущность Музыкальных Эмоций 1. Эмоции,...

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 1. Эмоции, как особая сфера развития ребенка 2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 3. Специфика музыкальных эмоций ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Требования к музыкальному репертуару 2. Диагностика развития музыкальных эмоций 3. Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры.

Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.

Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью реализована до тех пор, пока процесс воспитания ориентируется на авторскую педагогику, а принцип учета индивидуальности и творческого потенциала лишь декларируется. Не случайно, поэтому обращение деятелей просвещения, культуры, искусства к решению проблем, связанных с поиском наиболее эффективных путей развития индивидуальности ребенка, среди которых в первую очередь называется процесс приобщения подрастающего поколения к художественной культуре (Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая, Г.С. Ригина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая). В связи с этим особенно усиливается роль образования и культуры в воспитательном процессе учебных заведений разных статусов.

Одной из важнейших проблем педагогики становится преодоление излишнего рационализма, приводящего к тому, что занятия, связанные с формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления, творческих способностей, нередко сводятся к лишь к практицизму.

Одним из путей его преодоления является культуросообразность учебно-воспитательного процесса, предусматривающая гуманизацию и гармонизацию путей и методов познания, обучение умению добывать и применять знания. При этом немалая доля отводится искусству, в том числе музыкальному, которое, являясь частью художественной культуры и наиболее глубоко, чем другие виды искусств, эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность человека, создает предпосылку для активной творческой деятельности.

Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируется умение осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира; если не развивается индивидуальная восприимчивость к окружающему искусству и художественному видению мира. Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека.

В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов. В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника.

Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей. Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали работы историка, философа и гуманиста Л.Н. Гумилева. Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность Российского образования» (1997). Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию сущности и содержания традиций музыкального воспитания в национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой, Н.П. Карвушиной, Э. Г. Скворцова, Л.М. Калачовой.

Программа «Оберег» (автор Е.Г. Боронина) акцентирует внимание на народном творчестве как азбуке познания мировой художественной культуры. 90-е годы ХХ столетия характеризуются новой «фольклорной волной»: проникновением в школу широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов к проблемам русской народной музыки и ее педагогической инструментовке в условиях средней школы.

Органично репрезентировать народное творчество и применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета «Музыка», составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой и др в частности, в ней широко представлены народная хореографическая культура и народный музыкальный инструментарий.

Известный педагог-фольклорист Л.Л. Куприянова разработала факультативную программу «Русский фольклор» основные задачи которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения и навыки учащихся.

Программа факультативного курса для учащихся начальных классов «Введение в народоведение» (автор М.Ю. Новицкая) развивает идеи программы «Наследие». В 1 классе главная проблема курса «Человек и природа в народной культуре», во 2 «Человек и семья в народной культуре», в 3 «Человек и родная земля в народной культуре». В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане пособие Д.А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов.

В 1991 году опубликована программа курса лекций Л. И. Боровикова «Основы общей этнопедагогики», разработанная для подготовки школьных этнологов. Достоинство рассматриваемой программы в том, что народный опыт в социализации детей представлен как феномен педагогического новаторства. Сквозной линией проходят средства народной музыкальной педагогики фольклор, система праздников, народная хореография.

Авторская концепция Т И. Баклановой о подготовке специалистов по народной художественной культуре органично сопряжена с народной художественной педагогикой. Непосредственно проблемам русской народной музыкальной педагогики посвящен одноименный спецкурс, разработанный В. В. Васильевой, для студентов гуманитарных факультетов и адаптированный в Мурманском государственном педагогическом институте. Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: С. Х. Раппопорт «Искусство и эмоции» (1968), П. М. Якобсон «Эмоциональная жизнь школьника» (1966), Г. М. Бреслав «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения»(1990). Всё выше изложенное и предопределило выбор темы нашего исследования, проблема которого и формируется следующим образом: как фольклор влияет на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом исследования являются эмоции детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста средствами фольклора. Задачи исследования: 1. Рассмотрим понятие и сущность музыкальных эмоций. 2. Рассмотрим возрастные особенности эмоционального мира младших школьников. 3. Рассмотрим методику развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста. В качестве гипотезы мы исходим из предположения о том, что музыкальные эмоции младших школьников будут развиваться эффективно, если: - выявлены уровни их сформированности; - учитываются индивидуальные характеристики учащихся.

Методами исследования явились наблюдение, беседы, анализ музыкального исполнения учащегося, педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в нахождении путей совершенствования развития музыкальных эмоций младших школьников. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА I . ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 1.1 Эмоции, как особая сфера развития ребенка Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом. Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения.

А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми. Эмоция - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности.

В теории деятельности они определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если неуспешна - отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога.

М 2004. В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоции - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты.

Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта - в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым воздействиям, вызывающим эмоции, что позволяет заблаговременно к ним подготовиться. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциями функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, представляющими собой центральный нервный субстрат эмоции.

При переживании эмоций происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желёз внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение: 1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности например, страх, гнев; 2) к конкретным достижениям в ней радость, огорчение; 3) к сложившимся или возможным ситуациям. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено: 1) в их качественных характеристиках, к которым относятся: а) знак положительный, отрицательный;. б) модальность удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.п.; 2) в динамике протекания самих эмоций длительность, интенсивность и пр.; 3) в динамике внешнего выражения эмоций эмоциональной экспрессии в мимике, речи, пантомимике.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается: 1) в дифференциации качеств эмоций; 2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик; 3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение. Эмоции имеют двойную обусловленность: с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой - его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Органическая взаимосвязь двух основных компонентов эмоции позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции в регуляции поведения человека.

Джемс и Г.Н. Ланге предполдагали, что существо эмоций исчерпывают только физиологические изменения в организме. Теоретические положения П.К.Анохина подчеркивают стабилизирующую функцию эмоций и ее глубинную связь с процессами предсказания ситуации на базе следов памяти. П.В.Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции представляют собой аппарат, включающийся при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения. У Лазаруса эмоция рассматривается как обобщенная оценка ситуации. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.

Ленинград, 1988. Таким образом, эмоции - особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека - продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха и т.д. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.

Эмоции имеют и специальную функцию - выступают средством общения. Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства. Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности (социальным и природным). Чувство может реализоваться в различных эмоциях.

Например, чувство любви к другому человеку включает эмоции радости, ревности, гнева, отчаяния. Различают: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические чувства. Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Эстетические чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения эстетических ценностей. Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направлено приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни.

Практические чувства испытывает человек, включенный в ту или иную практическую деятельность. Венгер Л.А Мухина В.С. Психология, М 1988. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.

В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Причиной глубоких эмоциональных переживаний у учащихся III и даже II классов могут быть и такие обстоятельства.

Если ребенок считает, что его недооценивают, что он не занимает в классе положение, которое он, по его мнению, заслуживает, то он порой озлобляется. В таких случаях дети могут становиться недисциплинированными, несговорчивыми, обидчивыми, упрямыми, недоброжелательными. Чуткое отношение воспитателей, правильная организация деятельности ребенка и его взаимоотношений с товарищами помогают вывести ребенка из этого состояния. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк М 1966. Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные, ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

Таким образом, эмоции являются особой сферой развития ребенка. В младшем школьном возрасте, когда закрепляется мотив достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека, особенно необходима доброжелательная эмоциональная обстановка. 1.2.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и пор... Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новооб... Младший школьник еще не умеет всесторонне обдумывать свои решения и на... Когда же их спрашивают на уроках, выясняется, что они не могут рассказ... Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возра...

заключение.

В последние годы психологи и педагоги все чаще и чаще ставят вопрос о том, что умственные возможности младших школьников недооцениваются. Если мышление младшего школьника отличается слабой способностью к абстрагированию, то это не есть возрастная особенность мышления, а прямое следствие существующей системы обучения.

Иными словами, высказывается мнение об интеллектуальной недогрузке учащихся начальных классов. Экспериментальное обучение показало, что при определенном содержании и условиях обучения у младших школьников можно сформировать достаточно высокий уровень обобщения и абстракции, что подводит их к овладению знаниями научного, теоретического характера.

Действующие программы в известной степени уже ориентируются на большие умственные возможности младших школьников в программах существенно углублены и расширены теоретические стороны учебного материала. Ученик не только усваивает чужие мысли, но с помощью учителя самостоятельно приходит к выводам и обобщениям, выясняет причины и следствия изучаемых явлений. Крутецкий В.А. Психология. М 1980. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас младшего школьника, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь. У школьника совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека (учителя), не прерывая его и не отвлекаясь.

Важно отметить, что наглядность и образность мышления младшего школьника сказывается и в следующем: первоклассник не всегда отдает себе отчет в том, что учитель, обращаясь к классу в целом, обращается и к нему лично.

Абстрактное обращение ко всем ребенок не всегда воспринимает в свой адрес, и на первых порах учителю приходится конкретизировать свои слова, обращая их персонально к тому или другому ребенку. Для развития речи полезны сочинения на свободные темы, рассказы детей о своих впечатлениях от экскурсии, прочитанной книги, просмотренного кинофильма. Важны и систематические упражнения в выразительном чтении вслух. Возрастная особенность внимания младших школьников сравнительная слабость произвольного внимания.

Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.

Поскольку интерес главная побудительная причина непроизвольного внимания, то, естественно, каждый учитель стремится сделать урок интересным, занимательным. Но следует иметь в виду, что учеников надо постепенно приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным. Иначе вырабатывается привычка относиться со вниманием только к интересному, и школьники не сумеют мобилизовать произвольное внимание в тех случаях, когда какие-то элементы деятельности непосредственного интереса не вызывают.

К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении.

У учащихся III класса внимание может уже сохраняться непрерывно в течение всего урока. Важно периодически менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха. Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности.

Мухина В.С. Возрастная психология. М 2000. Начальная школа вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где взаправду, в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей. 1.3 Специфика музыкальных эмоций Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает возвышенные эмоции.

Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность ее содержания, особенность ее воздействия на человека. Халабузарь П Попов В Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М 1990. Искусство называют «школой чувств». Научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки.

В.А. Сухомлинский писал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство». Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

М 1978. Отечественный ученый С. Х. Раппопорт дает определение социальной основы и социального значения человеческих эмоций. По его утверждению, «жизненная значимость эмоций на высшем уровне состоит, прежде всего, в той общественной роли, которую они играют». Отсюда вытекают следующие выводы: «Овладевая массами, высшие эмоции, подобно идеям и теориям, превращаются в могучую материальную общественно-преобразующую силу». Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.

М 1968. Искусство может заражать своими идеями, но лишь эмоционально. Без эмоционального искусства быть не может. Эмоции, вызванные искусством это особый вид чувствований - художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики, напряженной работы мысли. При восприятии произведений искусства человек испытывает разнообразные переживания, связанные с содержанием сюжета и со способами изображения этого сюжета. Такого рода переживания не только обогащают нравственный опыт человека, но и расширяют диапазон его эстетических чувств.

Эстетические переживания могут достигать высокого уровня развития. В многообразии эстетических чувств выделяют чувство возвышенного, чувство комического, чувство трагического и др. Переживаются эти чувства субъективно, но разделенные переживания объединяют и обогащают людей. Музыкальное искусство, как никакое другое, адресовано к миру человеческих чувств. В избранных трудах Б. М. Теплова можно прочесть: «Музыкальное переживание по самому существу своему - эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». И еще: «Тонкое дифференцированное восприятие, слышание музыки» и способность эмоционально отзываться на нее составляют, по мнению автора, две необходимые стороны музыкальности: слуховую и эмоциональную.

Обе указанные стороны музыкальности необходимо развивать, начиная с самых ранних этапов музыкального воспитания. Педагогике известны случаи, когда при достаточно хорошем развитии специальных музыкальных способностей, тонком (иногда абсолютном) слухе эмоциональное реагирование на музыку у ученика отставало, и восприятие ее не было полноценным.

Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку развивалась у ребенка достаточно успешно, нужно, во-первых, развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств не только музыкальными средствами; во-вторых, формировать умение подключать этот эмоциональный опыт к восприятию музыки, связывать его со звучаниями, то есть, чтобы ребенок не просто испытывал какие-либо эмоции во время звучания музыки, но и, как пишет Б. М. Теплов, эмоционально переживал выразительное значение музыкальных образов.

Установлению тесной ассоциативной связи между звуковыми образами музыки и эмоциями должна способствовать активизация такого фактора, как интонационно-речевой опыт. Эта проблема рассматривается в работе О. Ю. Лобановой, доцента кафедры эстетического воспитания МПГУ, «Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку».Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.

Дошкольное воспитание. 1997. № 4. Музыкальное искусство множеством нитей связано с жизнью. Восприятие музыки, понимание её языка обуславливаются не только собственно музыкальным, но и всем жизненным опытом человека. При этом, однако, есть сферы, значение которых для музыки особенно велико, взаимодействие музыки с которыми особенно тесно и многогранно.

Среди них едва ли не первое место занимают две: движение (танец) и речь. Последняя тесно соприкасается с музыкой благодаря своей звуковой природе. Речь и пение (основа музыки) опираются на один и тот же источник голосовой аппарат человека. Эта изначальная близость особенно важна для вокальных произведений, в которых произносимое, интонируемое слово и собственно музыка сосуществуют в тесном единстве. Звучащая речь, речевая интонация один из важнейших жизненных прообразов и источников выразительности музыки, её осмысленности для слушателя.

Интонационно-речевой опыт человека участвует (часто в неосознаваемой форме) в процессах музыкального восприятия всегда независимо от характера, жанра, стиля произведения и возраста воспринимающего. Однако в детском возрасте, когда механизмы восприятия только еще формируются, роль этого фактора особенно важна. Е. В. Назайкинский, автор исследования «О психологии музыкального восприятия», отмечает, что «на развитие дифференцированного восприятия музыки большое влияние наряду с собственно музыкальными впечатлениями и музыкальной деятельностью ребенка оказывает его речевой опыт. Воздействие речевого опыта сильно отчасти потому, что наиболее доступная форма освоения музыки пение тесно связана со специальным инструментом коммуникации речью: через голос, через тексты; потому, что «наблюдения над музыкальными проявлениями детей позволяют сравнительно легко выявить некоторые взаимосвязи между восприятием музыки и речи, которые на последующих этапах развития музыкальных способностей как бы уходят вглубь, включаются в более сложный комплекс, действуют более опосредствованно». По мнению исследователя, «формирование возможно более полного первоначального тезауруса опирающегося на речь, пение, танец, игру, синтетические виды искусства, есть одна из задач школьного воспитания.

Оно является фундаментом для развития тонкого художественного восприятия, которое хотя и начинает зарождаться в раннем детстве, но в основном складывается позднее». Итак, в ряду важнейших компонентов жизненного опыта школьника, которые подготавливают почву для формирования у него навыков восприятия музыкального искусства, исследователь называет речевой опыт. Понятие «интонационно-речевой опыт» отражает лишь часть речевого опыта, однако именно ту часть, которая связывает звуковые образы музыки с миром эмоций.

Одна из важнейших функций (хотя далеко не единственная) речевой интонации есть функция выражения эмоций голосом.

Произнося тот или иной текст (в особенности художественный текст), говорящий придает своему голосу определенную окраску, свидетельствующую о его отношении к произносимому, об испытываемой им эмоции.

Причем связь определенного звучания голоса и выражаемой им эмоции носит не случайный, а объективный и закономерный характер. Наличие внутренней закономерной связи - пишет В. П. Морозов «между характером звука голоса, выражающего ту или иную эмоцию, и физиологическим состоянием организма, испытывающего это эмоциональное состояние, по-видимому, является физиологической основой всеобщей понятности и своего рода универсальности основных средств выражения эмоций голосом, несмотря на огромное разнообразие как самих эмоций, так и акустических средств их выражения». Активизация интонационно-речевого опыта школьника именно в связи с музыкой, с задачами музыкального воспитания представляется необходимой, так как не только развивает его эмоции, но и формы их выражения голосом (то есть готовит инструмент для одного из важнейших видов детской музыкальной деятельности пения), а также обогащает и совершенствует интонационный слух необходимейшую предпосылку полноценного восприятия музыки (столь же необходимую, как и специфически музыкальный, звуковысотный слух). Эта задача во многом аналогична той, которая лежит в основе ритмики - специальной методики, служащей «активизации музыкального восприятия, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку» через движение.

Интонационно-речевой опыт выполняет аналогичную функцию «на стыке» музыки и звучащего слова, и его планомерное, целенаправленное развитие также способно работать в двух направлениях: прививать навыки выразительного чтения и формировать предпосылки музыкального восприятия, эмоционального отклика на музыку.

В настоящее время опора на интонационно-речевой опыт в работе над музыкальным восприятием у школьников используется недостаточно.

Проблемы, связанные с речевой интонацией, относятся к области методики развития речи, художественно речевого воспитания.

Занимая в этой методике достаточно значительное место, они (и это естественно) совершенно не ориентированы на задачи музыкального воспитания. Разумеется, если работа над речевой интонацией, над выразительным чтением сама по себе ведется успешно, то результаты ее, пусть и незапланированные, положительно скажутся и на готовности детей к музыкальному восприятию. Специальная методика работы над речевым интонированием с учетом потребностей музыкального воспитания могла бы дать больший результат.

Что касается методики музыкального воспитания, то в ней достаточно четко прослеживается направленность на формирование у детей эмоционального отклика на музыку в самой музыкальной деятельности (пении, слушании), на осознание ее выразительной природы. Однако такое важное подспорье в этой работе, как интонационно-речевой опыт, либо не используется вовсе, либо используется до некоторой степени, но скорее интуитивно, чем сознательно и планомерно.

Созданию специальной методики активизации интонационно-речевого опыта школьников для формирования у них эмоциональной отзывчивости на музыку должна предшествовать выработка четких теоретических предпосылок: необходимо четко и конкретно разобраться в механизмах связи таких видов звуковой деятельности, как речевое интонирование (с одной стороны), пение и слушание музыки (с другой); в том, какое место занимают интонационно-речевые прообразы в системе выразительных средств музыки.

Пение наиболее простой и доступный детям вид музыкального исполнительства. Чтобы понять закономерности отражения интонационных особенностей звучащей речи в музыке, необходимо разобраться в механизмах речевого и вокального интонирования, а тем самым и в возможностях передачи в пении тех или иных сторон акустической структуры речевых интонаций. Речь и пение, несмотря на опору на единый источник голосовой аппарат, представляют собой два различных звуковых процесса, легко различаемых нашим слухом. В основе их дифференциации лежит различие в использовании звукового материала, физических свойств звука, продуцируемого фонационной системой.

Эти акустические различия между речью и пением в свою очередь обусловлены различиями в физиологических механизмах: единый источник речевой и вокальной интонации голосовой аппарат по-разному функционирует в речи и пении. Мысль о двух режимах работы голосового аппарата речевом и певческом принадлежит Н. И. Жинкину.

Основное, кардинальное различие речи и пения связано с движением тона мелодикой. В речи наблюдается скользящее, глиссандирующее движение тона, в котором слух различает лишь направление изменений и их относительный размах. Это связано с тем, что в «речевом режиме» высота тона - важнейшее свойство музыкального звука как бы уходят в тень, уступая первенство тембровым, спектральным различиям, лежащим в основе различения речевых фонем. Работа всех механизмов звукообразования в речи настроена в первую очередь на регуляцию этих тембровых изменений, воспринимаемых нашим слухом как последовательность речевых звуков.

В пении, напротив, голосовой аппарат настраивается иначе, в соответствии с главной задачей производства звуков, основным, ясно различаемым параметром которых является музыкальная высота. Однако речь и пение различаются и другими акустическими свойствами. Большое значение имеет различие в темпах. Известно, что пение в целом медленнее, чем речь. По мнению Н. Жинкина, приблизительной границей речи и пения является время звучания слога, равное 0,2 сек. Существенно различен динамический профиль звучания: речи свойственны постоянные акцентные перепады, в пении динамика более выровнена, звуковедение отличается плавностью переливов звука в звук (напевность). Специальные певческие форманты определяют наиболее общие тембровые отличия вокального звучания от речевого.

– Конец работы –

Используемые теги: Влияние, фольклора, развитие, музыкальных, эмоций, детей, младш, школьного, возраста0.123

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с… Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях…

азвитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка - народная потребность Людвиг Ван Бетховен. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение…

Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия… Родительская установка и реакция - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания…

Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста
В связи с этим задачей первостепенной важности является научная разработка, и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат… Рациональная организация умственного труда должна способствовать еще большему… Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рациональной…

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых,… Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою… Поэтому в мл. школьном возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение…

Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста
Титаренко Е.В. Консультант Ставрополь, 2005г СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Исследование проблемы формирования культуры движений в процессе занятий… Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами… Систематическое, целенаправленное применение гимнастических упражнений на осанку, на развитие пластичности и…

Влияние наследственных факторов на физическое и психическое развитие ребенка младшего школьного возраста
Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные… Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству… По современным данным науки, хромосомы ядерного вещества представляют гигантские полимерные молекулы, состоящие из…

Влияние подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста
Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Г.Л. Апанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы,… По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую… В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни.

Учёба и труд, их место в психическом развитии младшего школьника, новообразования младшего школьного возраста
Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием… Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно,…

Развитие мышления детей младшего школьного возраста в игровой деятельности
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического… Однако исследования показывают, что даже во 2 - м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам