Темперамент и характер музыкального произведения

Темперамент и характер музыкального произведения. В своей статье «Моделирование эмоций средствами музыки» Петрушин В. И. выделяет общие закономерности музыкального характера, как правило, формируются следующим образом: 1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом. 2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности.

Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным. 3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева.

Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим. 4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий [13]. Представляют особый интерес исследования, посвящённые определению не только характера, но и темперамента произведения. В области психологии большое распространение получила модель определения темперамента человека, предложенная в своё время знаменитым английским психологом Гансом Айзенком.

В своей статье «Психологические модели отражения действительности в искусстве» В.И.Петрушин, продолжая исследование феноменов музыкального характера и темперамента предлагает провести следующий эксперимент: Придав тем же двум векторам значения интроверсии-экстраверсии и стабильности- нейротизма, получаем следующую модель четырех классических типов темперамента.

Таблица 1. Модель темперамента по Айзенку Нейротизм Меланхолик Ведущая эмоция печаль Интроверсия Холерик Ведущая эмоции гнев Экстраверсия Флегматик Ведущая эмоция спокойствие Сангвиник Ведущая эмоция радость Стабильность «Произведем моделирование эмоций в музыке. Поскольку темперамент человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а музыка нацелена на то же самое, то в этой модели мы можем заменить психологический параметр «нейротизм-спокойствие» на музыкальный параметр «мажор-минор», а «интроверсию-экстраверсию» на параметр «медленно- быстро». Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие - мажором.

Темп психической активности у интровертов, как правило, более медленный и они довольно ригидны, то есть, мало подвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни. Таким образом мы получаем модель отражения в музыке основных базовых эмоций человека: Таблица 2. Моделирование темпераментов по Айзенку и характера музыки Минор Меланхолик Музыка медленная, грустная Чайковский, Осенняя песня Медленно Холерик Музыка минорная, быстрая Шопен, Этюд №12 Быстро Флегматик Музыка медленная, мажорная Бородин, Ноктюрн Сангвиник Музыка быстрая, мажорная Бетховен, Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша» Мажор Каждая из приведенных базовых эмоций, находящая своё отражение в различных произведениях искусства, выражает особое отношение человека к ценностям, которыми пронизана его жизнь в обществе. Трагедия и комедия, былина и эпос - отражение тех чувств и состояний, которые пронизывают жизненный путь человека от рождения до могилы.

И везде мы можем прочувствовать то характерное ощущение движения, которое внутренне присуще тому или иному человеческому переживанию» [19, с.28]. 2.4