Психологические предпосылки возникновения музыки

Психологические предпосылки возникновения музыки. Возникновение музыки основано на коллективном бессознательном.

Тому есть доказательства: мелодический строй сходен у не связанных между собой народов, поэтому музыка архетипична.

Следовательно, исследование индивидуальных особенностей восприятия музыки основывается на единстве сознательного и бессознательного его компонентов. Порождение индивидуальных смыслов при восприятии музыки опирается на бессознательные структуры психики (архетипы). Учитывается связь между характером индивидуального бессознательного и последующей динамикой психологического развития индивида.

Ощущение музыкальной высоты - сложный психический процесс, возникающий в музыкальной практике (хотя бы и самой несложной) и являющийся результатом длинного процесса исторического развития.

Она возникала постепенно в процессе формирования музыкального восприятия. Чувствительность к различению высоты - слышание очень малых различий по высоте между звуками развивается в процессе сравнения высоты звуков, причем такого сравнения, жизненный смысл которого требует улавливания очень малых различий. Мелодический слух - музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии.

Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Он является следующей ступенью в развитии музыкальности человека. В развитии мелодического слуха можно различить две стадии. Первая стадия: узнается и воспроизводится только мелодическая кривая, т.е. правильно воспринимается лишь направление движения, смена подъемов и спусков. Вторая стадия: узнается и воспроизводится не только мелодическая кривая, т.е. не только направление движения, но и интервальные соотношения звуков.

Первая стадия свидетельствует о тембровом восприятии высоты. Вторая стадия свидетельствует о наличии ощущения музыкальной высоты. Достижение второй стадии является показателем хорошо развитого мелодического слуха. Результаты опросов показывают, что чувство консонанса формируется с годами: семилетние дети предпочитают диссонанс консонансу, одиннадцатилетние - наоборот. Это значит, что изначально у людей не было сформировано ощущение консонанса. Свойства архетипов, способные выражаться языком музыки, это - увеличение и уменьшение напряжения периодичность и регулярность появления опоры или ее нерегулярность выражение освобождение или концентрации энергии.

Исследователь Э.Алексеев установил, что в древней музыке присутствуют следующие типы: a-тип: разнорегистровое пение со скачками и бросками; b-тип: сползающий вниз, никнущий мелодический профиль (жалоба); g-тип: мелодическая равномерность: если это - быстрая музыка, то интонирование игривое, медленная - интонирование вдумчивое, медитативное.

Базисная форма - коммуникативный архетип «призыва» характеризуется: постоянным движением восходящими интонациями в ритме - выделением четкого опорного тона ведущей ролью мелодического контура резкими скачками в высоте в мотиве главную роль играет выделенность нескольких звуков настойчивыми возвращениями к одним и тем же мотивам С постоянным движением связано то, что выбираются обычно довольно быстрые темпы.

Интересно, что у большинства людей при прослушивании быстрой музыки возникают ассоциации с будущим, при прослушивании медленной музыки - с прошлым. Архетип «призыва» выполнял функцию поддержки войска во время войн, для формирования боевого духа. Музыкальные примеры - многочисленные гимны («Марсельеза»), военные песни: «Священная война» Александрова. Также различные марши - триумфальный марш из оперы «Аида» Верди. Другие примеры - «Дорогая моя столица» Дунаевского, «Болеро» Равеля (в нем все время повторяется звук, напоминающий звучание сверла, может быть истолкован как маниакальное движение). Базисная форма - коммуникативный архетип «прошения»: включает в себя такие выражаемые в музыке чувства, как спектр от страстного моления до галантной учтивости.

В музыке это - спуск, скольжение, мелодическое нисхождение. Психологические предпосылки этого явление - падение голоса при неуверенности, слабости, и поклон. Присуще данной форме также тяготение к дальнейшему продолжению.

Наиболее частый литературный аналог - размер амфибрахий (трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге). Яркий музыкальный пример - песня «Yesterday» группы «The Beatles». В архетипе «прошения», в частности, отражается меланхолия. Примеры - звучание смычковых инструментов с преобладанием низких регистров в 6-ом Бранденбургском концерте Баха. Базисные формы - коммуникативные архетипы «игра» и «медитация». Устроены по принципу равенства участников.

Архетип «игра». Основа - принцип повторности. Используется имитация игровых движений - прыжки, хлопки, кружение. Движение звуковысотное вверх и вниз осуществляется по принципу комплиментарности, то есть уравновешено. Есть центральный звук, вокруг которого происходят «скаты» и «подъемы». Образуется эффект навязчивости, суеты, бесцельных движений. Темп быстрый, четкий ритм. Происходит настойчивое возвращение к исходной точке. Нет такого содержания, как в 1 и 2 базисных формах, а присуща некоторая бессмысленность.

Музыкальные примеры - различные детские считалки. В классической музыке - ария Моностатоса из «Волшебной флейты» Моцарта. Архетип «медитация». Главное - нет побуждения действию, присутствует самоуглубленное переживание. Есть три формы медитации: медитация созерцательного склада: медленное качание, колебание. Постоянное тяготение к центру (колыбельные). На слушателя музыка действует своей внутренней организованностью, более или менее равномерными временными промежутками, и все это воспринимается неосознанно, как модель.

Если человек, слушающий соответствующую музыку, ощущал быстрые удары пульса или неровное дыхание, музыка должна подействовать на него успокаивающе. А широко звучащие мелодии и мягкая гармония звуков должны дополнить начатое, снять внутреннее напряжение и выровнять шероховатости. медитация лирического содержания - ноктюрны и баркаролы. медитация размышления - средневековые религиозные песнопения, некоторые произведения Бетховена (первая часть «Лунной сонаты». Ныне медитативная музыка используется в музыкальной терапии для разрядки, успокоения после напряженных действий. Для прослушивания рекомендуется, например, «Вокализ» Рахманинова: отказ композитора от скачущих ритмов, использование непродолжительных мелодических отрывков создают впечатление уравновешенности и покоя.

Таким образом, музыка возникла на основе важнейших психологических потребностей людей - в игре, интроспекции, соперничестве, общественной иерархии.

Тембр, динамика, темп и другие стороны музыки - «строительный материал» для восприятия основных базисных форм. 5.