Куплетная форма в песнях послевоенных лет

Оглавление Введение Глава I. Куплетная форма в песнях послевоенных лет 1.1 История развития куплетной формы 1.2 Разновидности строения куплета Глава II. Музыкально-теоретический анализ 2.1 Творческий путь А.Г. Новикова 2.2 Песня борьбы за мир А.Г. Новикова "Гимн демократической молодежи мира" 2.3 Творческий путь В.П. Соловьева-Седого 2.4 В.П. Соловьев-Седой "Подмосковные вечера" Заключение Литература Введение Окончание второй мировой войны открыло новую эпоху в развитии тех жанров музыки ХХ века, в которых нашли, возможно наиболее полное и глубокое выражение внутренние противоречия времени, отраженные в движение интонируемых звукообразов.

Но вступление советской музыки в послевоенную эпоху означало также утверждение своего места в развертывании мировой музыкальной культуры. Можно даже говорить о ее нелегком, порою даже драматичном отношении к мировому музыкальному процессу, а точнее, к тем стилистическим направлениям которые сложились в странах Западной Европы и Северной Америки.

Резкое противостояние, неприятие едва ли не всех достижений музыки ХХ века сменялось не менее сильным притяжением, страстной жаждой осмыслить, усвоить, активно ассимилировать все то, что ранее находилось под запретом, с издержками, присущими любому увлечению. Схождение и расхождение с опытом зарубежной музыки, сопричастность к ее проблемам, равно как и к противоречиям, определили своеобразие на нашей музыки как органической части мирового художественного процесса, без которой само представление о нем, как о целостном, непрерывно становящемся явлении было бы односторонним и неполным.

Отечественная музыка обретает свою роль, свою историческое значение только в контексте мирового музыкально-исторического движения, но без нее представления об этом движении неизбежно будет исхоженным. В первое послевоенное десятилетие музыкальное сознание народа во многом определяла советская массовая песня - еще действовали ее выдающиеся мастера, чье творчество полюбилось народу в предвоенное время, а в особенности в годы войны.

Творческий подъем пережил крупнейший мастер массовых жанров И. Дунаевский, появились новые шедевры таких прославленных композиторов, как М. Блантер, В. Соловьев - Седой, А. Новиков, и многих других. Изменялась тематика - широкую популярность приобрели песни, где прозвучала тема борьбы за мир завоевал "Гимн демократической молодежи мира" А. Новикова - Л. Ошанина, появилось немало великолепных образцов песенной лирики - всемирная известность "Подмосковных вечеров" В. Соловьева - Седого (слова М. Матусовского) свидетельствует о жизнеспособности лирического жанра в его современном интонационном выражении.

Куплетная форма чрезвычайно распространена в народной музыки самых различных народов, равно как и в музыке профессиональной. Большую роль играет изучение куплетной песни, куплетной формы. Целью данной курсовой работы является изучение куплетной формы в песнях послевоенных лет. Исходя из цели необходимо выделить следующие задачи: Рассмотреть историю развития куплетной формы.

Особенности изучения куплетной формы. Исследовать разновидности строения куплета. Сравнить и проанализировать песни "Гимн демократической молодежи" А.Г. Новикова и Соловьева-Седого "Подмосковные вечера". Объект исследования: "Гимн демократической молодежи" А.Г. Новикова. " Подмосковные вечера" В.П. Соловьева-Седого. Предмет: Куплетная форма в песнях послевоенных лет. Практическая часть данной курсовой работы рассмотрено на примере в творчестве А. Новикова и В. Соловьева-Седого.

Глава I. Куплетная форма в песнях послевоенных лет 1.1

История развития куплетной формы

Преимущества этой формы, как и ее недостатки, очевидным образом связан... Преимуществами являются, прежде всего, простота и ясность формы, а так... Некоторые черты родства с куплетной формой имеет упомянутая выше трех-... Вспомним романс "Сомнение" Глинки. Более интересные претворения этой формы имеются в ряде фортепианных пь...

Творческий путь А.Г. Новикова

В годы войны широкую известность получала песенное творчество другого ... Шведова), навеянная танцевальным молдавским фольклором. По своему обра... Алымова. Контрастируя с суровой, эпически сдержанной первой частью, припев, с е... Мурадели - В.

Творческий путь В.П. Соловьева-Седого

Текст М. "Герой" песни откровенно рассказывает о своем чувстве к любимой и к ми... 2.4 В.П. Ошанина), задорный "Марш нахимовцев" (слова Н. Яркое восходящее движение мелодического минора в начале, оригинальная ...

Заключение Окончание второй мировой войны ознаменовало новый период в истории человечества, вызвало неотразимые изменения в развитие его духовной культуры. В полной мере сказанное относится к судьбе нашей страны, которые перенесла самые тяжкие испытания и столкнулись с проблемами поистине неизмерной сложности. Речь идет не только об огромных разрушениях, которым подвергались области и регионы пережившую фашистскую оккупацию, необходимо было восстановить культурную жизнь, обеспечить деятелям искусства возможность для плодотворной работы, воссоздать государственные и общественные учреждения, открывающие доступ миллионам людей и художественным ценностям.

Иными словами, речь шла не только о возрождении прежнего, но и строительстве нового мира, в том числе и новой культуры, отражавший реалии послевоенного мира. Сейчас "Подмосковные вечера" поют повсюду, и не только у нас, и за рубежом. Лишь несколько песен такие как "Песня о родине" Дунаевского "Катюша" Блатнера, соперничать по своей популярности с "Подмосковными вечерами" Соловьева-Седого.

В чем же секрет необычайности популярности этой песни? Прежде всего в том, что здесь ярко проявились лучшие черты творчества композитора - задумчивость и обаятельная лиричность. Также историческое значение "Гимна демократической молодежи мира" Новикова-Ошанина, несомненно, велико. Созданием этого гимна поэт композитор проложил дорогу развитию нового рода массовых песен - песен борьбы за мир. Вслед за Новиковым и Ошаниным многие композиторы и поэты отразили тему борьбы за мир в своем песенном творчестве. Постепенно круг образов в песнях этого рода расширялся, стал богаче и разнообразнее.

Литература 1. Анализ музыкального произведения. М 2001. 2. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: 1995. 3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. книга 2, М.: 1971. 4. Бобровский В.О. переменности функций музыкальной формы - М.: 1970. 5. Заднепровская Т. Анализ музыкальных произведений.

М 1995. 6. История современной Отечественной музыки. М.: Музыка, 1999. 7. Лаврентьев И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: 1978. 8. Музыкально-энциклопедический словарь. 1997 г. 9. Славим победу октября М.: Музыка, 1987 г. 10. Способин И. Музыкальная форма. М 1984. 11. Шаймухаметова С. Семантический анализ музыкальной темы. М 1994. 12. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М 1989.