рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание - раздел Искусство, Оглавление Введение 1 Программа «Красота. Радость. Творчество» 2 Специальные...

Оглавление Введение 1 Программа «Красота. Радость. Творчество» 2 Специальные программы музыкального равития 3 Программы, посвященные отдельным видам музыкальной деятельности 4 «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа Заключение Список использованной литературы Введение Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию.До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования.

Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги - перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ. В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения: · детский сад; · детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.); · детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений; · детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.); · центр развития ребенка - сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько.

В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.

Таким образом: комплексные или общеразвивающие - это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ. Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.

По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей детей, формирование их музыкальной культуры необходимо осуществлять с самого раннего возраста.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается более чутким к красоте и в искусстве и в жизни. Успех музыкального развития личности ребёнка во многом зависит от взрослого, который должен раскрыть перед ним красоту музыки как части художественной культуры. Помочь детям войти в мир музыки - задача сложная. Её решение во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального педагога, знание им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование, воспитание и развитие, используя современные технологии, методы и приёмы. 1 Программа «Красота. Радость.

Творчество» Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. «Красота - радость - творчество», «Синтез» - это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию.

Ряд программ выделяют приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа. Есть ряд парциальных программ, которые смело можно назвать «узко» музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной деятельности: слушание музыки «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, игру на музыкальных инструментах «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой, музыкально-ритмические движения «Ритмическая мозаика» А. Бурениной Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 19 Второе издание программы эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота.

Радость.

Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной, исправленная и дополненная вышла в 2002 году. В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008 с. 34 Содержание программы реализуется в следующих разделах: · искусство в жизни ребенка; · эстетическая развивающая среда; · красота природы; · знакомство с архитектурой; · литература; · изобразительная деятельность; · музыкальная деятельность; · досуг и творчество; · творчество.

Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.

Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации М.: Мозаика-Синтез, 2008 с. 48 В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают: · развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; · развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии). · воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее; · развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов; · приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству; · формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 26 В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок: · эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость; · внимательно слушает ее; · может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы; · слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы; · определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется; · может выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке; · занимается с огромным желанием музыкальными движениями, ритмично двигается согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий; · поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально; · способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом ; · держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует; умеет правильно распределять дыхание; · овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации М.: Мозаика-Синтез, 2008 с. 53 . Заметим, что эти результаты вполне достижимы, в отличие от тех, которые определены в комплексной программе «Детство». Что же касается предлагаемого авторами репертуара, то в целом четко прослеживается перекличка с разделом «Музыкальное воспитание» программы под редакцией М. Васильевой, где автором также является М. Зацепина Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников М.: Просвещение, 2006 с. 35 Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей.

К ним можно отнести такие программы, как «Оберег» (от 2 до 7лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10лет), «Горенка» (от 4 - 7лет). 2

Специальные программы музыкального равития

П. Возможно, именно отсутствие разработанных поурочных планов или примерн... О. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». 54 Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательнос...

Заключение Итак, все специализированные программы, так или иначе освещающие проблемы музыкального развития, можно теперь разделить по возрастному критерию.

Мы обращаем внимание на то, что только 4 программы обращаются к раннему возрасту: программа Н. А. Ветлугиной, «Камертон» Э. П. Костиной, «Малыш» В. А. Петровой и программа, которая рассматривает только один вид музыкально-ритмическую деятельность «Топ, хлоп, малыши» Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной. Все программы пересекаются в определении репертуара для детей раннего возраста в пении и подпевании, в музыкально-ритмических движениях, танцах и играх.

Большая свобода наблюдается при подборе репертуара по слушанию музыки.

К сожалению, только в программе «Малыш» слушание классической музыки выделяется в самостоятельный раздел, автор отделяет это слушание от слушания песен и рассказов с иллюстрациями. Из всех парциальных программ лишь «Малыш» и «Камертон» имеют выписанный репертуар по слушанию музыки.

Из комплексных, мы назовем программы под редакцией М. Васильевой и «Истоки». В целом вырисовывается, что основные пробелы в музыкальном воспитании детей происходят не из-за недоброкачественности и формальности программ, а формализме педагогов, нежеланию глубоко и полно проработать предлагаемый материал. Естественно, что 10 минутные занятия, а именно столько длится занятие в первой младшей группе по требованию СЭС, никак не восполняют потребность детей в музыкальном общении.

Порой наблюдается и перекос в самих занятиях, когда акцент делается на те виды музыкальной деятельности, которые нравятся музыкальному руководителю, которые нужны для оформления праздника: пение, подпевание и музыкально-ритмические упражнения, пляски.

Пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий.

Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях.

Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам, а также введению дополнительных занятий, у малышей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Думается, что на сегодняшний момент, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников не посредством создания новых программ, методик, а придерживаясь уже существующего материала, максимально погружаться в него. Список использованной литературы 1. Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008. 2. Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы М.: ВАКО, 2006. 4. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги М.: ВАКО, 2006. 5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников М.: Просвещение, 2006. 6. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации М.: Мозаика-Синтез, 2008. 7. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина 2-е изд М.: Просвещение, 2006. 8. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 2006. 10. Радынова О.П. Музыкальные шедевры.

Природа и музыка М.: ТЦ Сфера, 2009. 11. Радынова О.П. Музыкальные шедевры.

Сказка в музыке.

Музыкальные инструменты М.: ТЦ Сфера, 2009.

– Конец работы –

Используемые теги: музыкальное, Воспитание0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музыкальное воспитание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в условиях музыкальной школы
Новая функция образования, обусловленная культурой, призвана способствовать развитию творческой личности (Абульханова-Славская, В.С.Библер, Н.Е.… Работы Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и др. заложили основы для… Большую ценность представляют работы, выполненные на стыке музыкальной психологии и музыкознания (В.В. Медушевский,…

Теоретические аспекты исследования музыкального искусства как средства эстетического воспитания
Введение... Теоретические аспекты исследования музыкального искусства как средства эстетического воспитания...

Система музыкального воспитания Ветлугиной
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия,… Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных… Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно…

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников
Общественным является тот факт, что отличия функциональных обязанностей специалистов физической культуры и спорта накладывают определенный отпечаток… Потому как, занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для… Их цели основаны на единстве – формирование человека, где физическое совершенство составляет часть эстетического…

СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО И ЕЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ, СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И ФОРМ
ББК... Б... Печатается по решению Редакционно издательского совета ГОУ ВЛО МГПУ Автор доктор педагогических наук профессор Е А Бодина...

Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно… В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное… Ребенка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко…

Музыкальное воспитание в детском саду
Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.… К театрализации я обязательно привлекаю педагогов, которые с удовольствием… Прежде чем углубленно заниматься театральной деятельностью, я изучала методическую литературу: «Театрализованные…

История музыкального воспитания
До такой степени музыка слилась с жизнью. Она несравненно глубже проникает во все поры жизни, Чем нам кажется. А.В. Луначарский Теория и практика… Гармонически и всесторонне развитый человек – центральна тема древнегреческого… Но узкоклассовый характер концепции воспитания оставался неизменным: практика воспитания и образования и…

Первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка
Тематика классных собраний разнообразна.Например, для младших школьников можно подготовит следующие собрания: 1. Ознакомление со струнной или… Планировать воспитательную работу не только можно, но и нужно. Обычно это делают в начале года, ставя перед собой определенные цели. Необходимо учесть, что за год должно быть не…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • История музыкального воспитания До такой степени музыка слилась с жизнью. Она несравненно глубже проникает во все поры жизни, Чем нам кажется. А.В. Луначарский Теория и практика… Гармонически и всесторонне развитый человек центральна тема древнегреческого… Но узкоклассовый характер концепции воспитания оставался неизменным практика воспитания и образования и теоретические…
  • Музыкальное воспитание в детском саду Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать… В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает… Планируя разучивание песни «Дудочка», музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель, педагог проводит с детьми упражнения на…
  • Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как… Школа переориентируется с сугубо образовательных обучающих технологий,… Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно…
  • Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов чувств, играет важную роль как компонент запечатлеваемого в памяти образа. Слуховое восприятие же вообще является важной ментальной способностью, и ее… Так, если вы услышали по радио, что А. Сметана в начале своей музыкальной карьеры был известен как человек безудержной…
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА МУЗЫКАЛЬНОЕ... ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ... С ПРОБЛЕМАМИ...