рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры

Работа сделанна в 2007 году

Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры - раздел Искусство, - 2007 год - Квалификационая Работа Тема: Музыкальное Воспитание И Обучение Дошкольников Н...

КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА Тема: Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры Тарантаева Фагиля Гаязовна г. Нижневартовск 2007 год Содержание Введение Глава 1. Теоретический аспект исследования 1.1 Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и образовании детей 1.2 Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников Глава 2. Практический аспект исследования 2.1 Результаты работы с детьми Заключение Библиография Приложение Введение Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей.

В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами.

Ребенка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность. Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию, тем самым происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.

Думаю, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы.

Это не догма, не стереотипизация определенных проявлений личности, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен. Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной культуры (в том числе исполнительские традиции, народные музыкальные инструменты), то можно заметить, что в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного искусства, сочетающегося с обращением к его первоистокам.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. Они развивали у детей, сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что эти игрушки-инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры.

Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления. Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативность.

Исходя из актуальности данного направления в работе с детьми была определена тема настоящей квалификационной работы «Музыкальное воспитание и образование дошкольников на традициях народной инструментальной культуры». Целью настоящей квалификационной работы является изучение проблемы использования народной инструментальной культуры как средства развития музыкальных способностей дошкольников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей народной инструментальной культуры для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 2. Изучить особенности развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. 3. Определить эффективность системы работы по использованию народной инструментальной культуры в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 4. Разработать методические рекомендации для воспитателей, музыкальных руководителей и родителей по использованию воспитательных возможностей народной инструментальной культуры для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности процесса развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами народной инструментальной культуры.

Субъект исследования - дети дошкольного возраста ь 2005-06 учебный год: o СЕНТЯБРЬ - 81 человек; o МАЙ - 72 человека Ш Кружок «Клюковки» - 15 человек ь 2006-07 учебный год: o СЕНТЯБРЬ - 57 человек; o ЯНВАРЬ- 60 человек Ш Кружок «Клюковки» - 10 человек Гипотеза исследования - есть возможность предположить, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные изменения в развитии музыкальных способностей (музыкально-сенсорных) у детей дошкольного возраста посредством использования возможностей народной инструментальной культуры, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающих изучение каждого ребенка.

Методы исследования: q Теоретические основы исследования: изучение, анализ научно-методической и специальной литературы; формулирование цели, задач, предмета, объекта, гипотезы исследования q Практические: констатирующий и сравнительный анализ результатов изучения музыкально-сенсорного развития детей, собственно развивающая работа, выводы.

База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Ласточка». Глава 1.

Теоретический аспект исследования

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального... д. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обог... В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, т... Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным...

Практический аспект исследования

Хотелось бы заметить, что работа по развитию музыкальных способностей ... Диаграмма 3. Подобные качественные изменения наблюдаются и в этом текущем году(соот... Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; v Ветл... В средней группе детям прелагаю сыграть на металлофоне свою колыбельну...

Заключение Настоящая квалификационная работа позволила войти в мир народного искусства, мир народной инструментальной культуры, позволила объединить в себе все то интересное, увлекательное, что может послужить хорошим источником для развития детей.

Созданная на материале народной инструментальной культуры система работы реализует общедидактические принципы обучения, методику обучения игре на музыкальном инструменте; методику работы с оркестром (ансамблем). Проведенная диагностика сформированности музыкально-сенсорных способностей позволяет говорить, об эффективности применения данной системы, при обязательном условии плановой и систематической работы.

Результаты работы показали, что у детей произошли существенные изменения в сформированности как музыкально-сенсорных способностей, так и исполнительских умений игры на музыкальных инструментах (в том числе и народных); сформировались навыки звукового анализа палитры музыкальных инструментов, навыки в создании несложных аранжировок музыкальных произведений, что являлось целью обучения игре на музыкальных инструментах.

Дети научились самостоятельно подбирать для конкретной мелодии наиболее подходящий инструментарий и тип инструментального сопровождения, расширились представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества.

Музицирование позволило развить у детей чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; способствовало развитию координации музыкального мышления и двигательных функций организма, фантазии и творческих способностей, музыкального вкуса, научило понимать и любить музыку.

Показательным является момент - дети с большим удовольствием и радостью принимали участие в музыкальных концертах, праздниках, проводимых в детском саду, но и стали участниками городских фестивалей и конкурсов.

В перспективе работы - организация большего по количественному составу ансамбля, состоящий из разных групп инструментов, а также детского оркестра смешанного типа из состава детей среднего дошкольного возраста, т.к. систематическая и плановая работа по обучению игре на инструментах начинается с младшей возрастной группы и есть возможность раннего развития музыкальных способностей у детей.

Также в качестве перспективы можно рассмотреть возможность создания выставки музыкальных инструментов, изготовленных руками детей, и пополнение уже имеющейся коллекции народных инструментов.

Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации и методического пособия для работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами народной инструментальной культуры.

Библиография 1. Дошкольное образование. 2006, № 6. 2. Зимина А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ. М 1999 3. Зимина А.Н Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях.

М 2000 4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.

М, 2000 5. Зимина А.Н. Народные игры с пением. М 2000 6. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М 2001 7. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М 2004 8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

М 1990 9. Комиссарова Л.Н Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М 1986 10. Метлов Н.А. Музыка - детям. М 1985 11. Мерзлякова С.И. Фольклор - музыка - театра. М 1999 12. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль, 2002 13. Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. М 2004 14. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А М, 1989 15. Музыкальная палитра //журнал 2003 г №2 , стр.14 16. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В - М 1992 17. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество М 1998 18. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор М 1999 19. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Программа. -Спб 1998 20. Разина Т.М. Русское народное творчество. М 1999. 21. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

М 2001 22. Рытов Д.А. У нашего двора нет веселья конца. СПБ, 2006 23. Радынова О.П Катинене А.И Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М 2000 24. Срибная Г. Методика работы с ансамблем ложкарей. // Дошкольное воспитание, 1996, № 5 с. 109. 25. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание, 2000, № 9 с. 101.

– Конец работы –

Используемые теги: музыкальное, Воспитание, Обучение, дошкольников, традициях, народной, инструментальной, культуры0.105

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ С РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ВВЕДЕНИЕ Проблема развития… Изучение процесса формирования и развития музыкальной культуры Хакасии, ее… Самое надежное в вопросе общественной науки - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения на материале обучения швейному делу
На данном этапе в школе еще неудовлетворительно справляются с этой задачей. Предприятия, на которые направляются окончившие школу дети, предъявляют к… В данной работе на основании длительного изучения состояния профессионально- трудового обучения по швейному делу во…

Поэтические традиции народной культуры греков-урумов с. Улаклы Великоновоселковского района Донецкой области
Ведь как показывает анализ жанрового состава собранного фольклорного материала в селе Улаклы (во время экспедиций с 2002 по 2007 гг. под… Были записаны песни, большое количество частушек, сказок, пословиц и… Актуальность данной темы обусловлена состоянием ее исследованности в науке.

Цифровая схемотехника 4-й и 5-й семестры обучения. Организация ЭВМ и систем 5 семестр обучения 3. Микропроцессорные системы 6-й семестр обучения
Отладочный модуль используется для выполнения лабораторных работ по курсам... Цифровая схемотехника й и й семестры обучения... Организация ЭВМ и систем семестр обучения...

Народные традиции в воспитании детей
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей.Великие… У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда… Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа. А сколько детских сказок, загадок,…

Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.Этикет - важная часть общечеловеческой культуры,… Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в… А между тем культура - человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам