рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль дыхания в резонаторном воспитании

Роль дыхания в резонаторном воспитании - раздел Искусство, Некоторые особенности работы с низкими мужскими голосами Роль Дыхания В Резонаторном Воспитании. Дыхание В Пении Это Краеугольный Каме...

Роль дыхания в резонаторном воспитании. Дыхание в пении это краеугольный камень всего.

Дыхание это та сила, которая приводит в движение весь механизм голосообразования, весь голосовой аппарат. Общеизвестно классическое изречение: «Искусство пения есть искусство дыхания». Мануэль-Гарсиа сын в своем труде «Полный трактат об искусстве пения», пишет: «Нельзя сделаться искусным певцом, не овладев искусством управления дыханием [10, 15]. Без дыхания голосовой аппарат, при всем его совершенстве, будет мертв.

Атака звука, его филировка, техника всех видов, зависят, в основном, от степени владения техникой дыхания. Различают следующие типы дыхания: 1)грудной внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно ее верхнего и среднего разделов.

Диафрагма малоподвижна. Этот тип дыхания был присущ староитальянской вокальной школе до начала XIX века. Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки и плечевого пояса. Данное дыхание малоприменимо для пения, так как в этом случае дыхание является поверхностным, мышцы или напряжены, ограничены движения гортани, и поэтому затруднено голосообразование. 2)смешанное или грудобрюшное дыхание.

При нем активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма. 3) брюшное, или диафрагматическое активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости. Деление дыхания на отдельные типы является условным и в значительной степени теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними обнаружить невозможно. Общепринято различать типу дыхания, которыми пользуются мужчины и женщины. Если женщины дышат «более высоко», то мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, то есть смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки малоподвижна, активна же диафрагма и мышцы брюшной полости [11, 55]. Организации певческого дыхания следует придавать решающее значение, ведь владение дыханием это техническая основа профессионального искусства пения.

С первых же уроков следует обратить особое внимание на естественность вдоха, а также понемногу начинать развивать у певца способность сохранять во время пения вдыхательные установки.

Манера держаться не должна быть напряженной, искусственной, так как это приводит к скованности всего организма, лишает дыхание и голосоведение необходимой естественности. Свободное положение корпуса с естественно развернутыми плечами создает благоприятное для пения положение грудной клетки и в значительной степени способствует легкой, непринужденной манере вдоха, а также возможности сохранения вдыхательной установки и организации звука.

Вдох рекомендуется производить легко, набирая немного воздуха так, чтобы ребра при этом несколько раздвигались в стороны. Начинающим певцам можно посоветовать держать руки чуть выше талии, так как при этом удобно проверять вдох и вдыхательную установку во время пения. Сохранение вдыхательной установки и требование с самых начальных упражнений вести звук ровно и одинаковой силы, организует учащегося и вырабатывает у него умение держать звук на дыхании.

Следует обращать внимание ученика на качество звука, когда он поет мелодию, не теряя вдыхательной установки (то есть на опоре), или когда он поет на «выдохе». Ученику важно запоминать свое состояние, свои ощущения, звучание голоса, когда он поет правильно. Постепенно у учащегося начинает развиваться «вокальная память» способность запоминать качество звучания голоса. Начальные упражнения должны быть очень простыми, чтобы ученик мог следить за тем, как он выполняет задачи, поставленные перед ним. Опора звука на дыхании осваивается постепенно, в зависимости от индивидуальных особенностей певца.

Опору звука на дыхание ученики часто теряют при пении на пиано. Следует добиваться, чтобы пиано и форте звучали на одинаковой опоре. Пассаж нужно петь сначала на меццо-форте, а затем пиано. При пении на пиано без опоры звука на дыхание теряется тембр звука, часто страдает интонация. «Спокойное, не перегруженное дыхание способствует правильному ощущению опоры звука и освобождает гортань от излишнего напряжения» [5, 37]. Опора звука на дыхание осваивается нелегко.

Начинающие поют часто на выдохе, без сохранения вдыхательной установки, без опоры. В таких случаях рекомендуется для выработки ощущения опоры звука упражнения отдельными короткими звуками тяжелое стаккато. Сольфеджирование упражнений, вокализов, чередование слогов все это способствует организации певческого выдоха. 2.4 Резонаторные ощущения в пении, их роль, функции резонаторов В традиционных трудах по теории и методологии певческого искусства резонаторам голосового тракта отводится практически лишь одна единственная функция формирование гласных, то есть фонетическая.

В.П.Морозовым в рамках разработанной им резонансной теории искусства пения обоснована и досконально исследована важнейшая роль резонаторных ощущений в пении, их решающее значение в процессе пения. В рамках РТИП Морозовым впервые выделяются и обозначаются важнейшие функции голосовых резонаторов в процессе пения: Энергетическая Генераторная Фонетическая Эстетическая Защитная Индикаторная Активизирующая.

Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Вместе с тем, обозначение и рассмотрения каждой из этих функций в отдельности позволяет подчеркнуть и лучше уяснить ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса [7, 49]. Рассмотрим некоторые из функций, чтобы понять влияние резонаторов на весь процесс голосообразования.

Активизирующая функция резонаторов проявляется в том, что вибрация их стенок (в случае оптимальной настройки резонаторной системы) оказывает активизирующее (стимулирующее) воздействие на голосовую функцию, прежде всего на сами резонаторы, на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический рефлекторный характер, то есть раздражение виброрецепторов через ЦНС приводит к повышению тонуса и активности голосового аппарата.

Таким образом, имеет место самостимуляция голосового аппарата певца [7, 169]. Индикаторная функция резонаторов состоит в том, что певческие резонаторы являются индикаторами (указателями) собственной активности. Фонетическая функция резонаторов состоит в формировании речевых звуков, как в речи, так и в пении, что связано с работой наиболее подвижного из всех резонаторов ротовой полости, а также глоточной. Защитная функция певческих резонаторов, реализуется при условии владения певцом резонансной техникой пения, проявляется в защите голосовых связок и гортани от перегрузок, от возникновения профессиональных заболеваний [7, 342]. Немаловажно и психическая функция. Целью разностороннего рассмотрения роли певческих резонаторов является правильная ориентация сознания (и подсознания) певца на резонансный принцип голосообразования, резонансные певческие ощущения, о которых говорят все выдающиеся мастера, о вреде случаев и переориентация, то есть отвлечение сознания от пагубной прикованности к области гортани и голосовых связок, то есть зоны, о которой все великие умалчивают, если их специально к этому не принуждать [7, 46 ]. 2.5 Приемы, направленные на возникновение головного резонирования В вокальной педагогике широко применяются термины "грудной" и "головной" резонаторы.

Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на протяжении всего диапазона окрашивается грудным и головным резонированием.

Во многих школах пения попадание в головной резонатор считается краеугольным камнем обучения, на котором и строится организация певческого звука. От ощущения резонирования звука в голове и груди получили свое название регистру голоса: головной и грудной.

Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном насыщен, «мясист». Под резонатором в акустике понимается объем воздуха, заключенный в упругие стенки. Характерным свойством резонатора является то, что он отзвучивает-резонирует на звук определенной высоты, совпадающий с его собственным тоном или его обертонами. «Чем меньше размеры резонаторов, меньше объем воздуха, тем выше собственный тон резонатора, на который он отзвучивает» [7, 119]. Под головным резонатором следует понимать только полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы.

Все эти полости заключены в костные или хрящевые стенки, то есть, не способны менять свой объем, а, следовательно, и резонаторные свойства. Однако блеск и металличность голоса зависят не от резонаторных явлений в полостях верхнего резонатора, а от формирования исходного тембра гортани. Верхний резонатор лишь отвечает на качество звука.

Головной резонатор важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса. На развитие резонаторных ощущений у учащегося следует обратить самое пристальное внимание. Не все ученики понимают эти ощущения в начале занятий, и для того, чтобы они знали к чему стремиться, многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения. Приемы, связанные с пением на звонкие согласные м и н, так называемое «мычание» и «нычание», когда рот закрыт и весь звук идет через носовые ходы, приводят к сильному сотрясанию стенок в полосе верхнего резонатора даже в том случае, когда высокие частоты выражены слабо.

Эти приемы помогают ученику осознать, какого рода ощущений следует добиваться при пении. Другим приемом, направленным на возникновение головного резонатора, является употребление гласного звука и. «Употребляя гласный звук и, мы легче вызовем явление голосового резонирования по сравнению с другими гласными, не имеющими в своем спектре высокочастотных формант» [10, 75]. Наконец, более плотное смыкание голосовых связок и верная работа гортани приводят к появлению в тембре большего металла, яркости, что тотчас же вызывает ответы в головном резонаторе.

Все эти пути ведут к появлению головного резонирования и ученик начинает понимать, к какому характеру звучания следует стремиться, какие ощущения сопровождают качественный певческий голос.

Правильное пользование резонаторами благотворно влияет на тембр голоса, его полетность и высокое формирование способствует округлению звука. Добиваясь высокой позиции, следует одновременно работать над близостью звука. Учащиеся часто, стремясь оформить звук высоко, удаляют, заглубляют звук или чрезмерно, искусственно округляют его. Добиваясь высокой позиции звука и наилучшего использования верхних резонаторных полостей, со временем можно добиться смешанного резонирования: соединение высокого звучания с грудным резонированием.

В отношении грудного резонатора можно сказать, что это есть ощущения ясно выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождающих все звукообразование на протяжении мужского диапазона голоса. Резонатором в акустическом понимании здесь могут быть трахеи и полости-трубки, которые имеются в грудной клетке. Если приложить руку к грудной клетке, то мы можем почувствовать вибрацию, это и есть резонирование. По резонансу груди певец ориентируется о качестве фонации.

А также облегчает работу голосовых связок. При одновременном озвучивании головного и грудного резонаторов голосовые связки совершают колебания по смешанному типу, что позволяет петь весь диапазон, не ощущая регистровой ломки, ровным звуком [7, 131]. Необходимо отметить, что при увлечении только головным или грудным резонированием, без учета остальных компонентов певческого голосообразования, голос может деградировать. Увлечение головным резонированием может привести к зажатию голоса, а при увлечении грудным голос утяжеляется и затрудняется ход наверх.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Некоторые особенности работы с низкими мужскими голосами

Первоначально театральные постановки (мистерии) зародились в средние века (14-16вв) в западной Европе. Мистерия - драматическое представление на религиозные сюжеты. Исполнителями… Музыка мистерий по сравнения с литургической драмой демократизируется. Хотя основная часть текста в виде речитации…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль дыхания в резонаторном воспитании

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика низких мужских голосов
Общая характеристика низких мужских голосов. В настоящее время профессиональные голоса имеют весьма широко разработанную классификацию. Между тем в ранние периоды развития вокального искусст

Некоторые особенности методической работы с низкими мужскими голосами
Некоторые особенности методической работы с низкими мужскими голосами. Одной из важнейших вокально-технических трудностей в воспитании низких мужских голосов является формирование верхнего участка

Фонетический принцип воспитания голоса
Фонетический принцип воспитания голоса. Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги