Г.Коган о значении аппликатуры

Г.Коган о значении аппликатуры. Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Это ещё не гарантирует её пригодность при настоящем исполнении. Нужно обязательно прикинуть её в быстром темпе.

Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу. Этот нередко иногда помогает нащупать скрытые пороки первоначальной игры. Существует, в основном, два типа аппликатур: «трёхпалая», ведущая своё начало от Черни, и «пятипалая», идущая от Листа и его последователя Бузони.

Нижеследующие примеры дают представление об этих типах аппликатур: В свое время «трехпалая» аппликатура была оправданным шагом и сыграла полезную роль в пианистической практике. При тогдашних приемах игры - сочетании легатности с почти неподвижной рукой - это избавляло пианистов от некоторых неразрешимых проблем (подкладывание первого пальца после пятого и четвертого»). В последующие десятилетия в пианистических приемах произошли значительные перемены: legato стало менее «связанным», его место частично заняло non legato, рука получила свободу движений, начал широко применяться «собирающий» бросок руки к пятому пальцу.

В этих условиях первый палец может не подкладываться, а перебрасываться через четвертый или пятый. Слабость последних пальцев компенсируется переносом в их сторону центра тяжести руки при помощи собирательного движения. Тогда приведенные выше примеры выглядят обоснованно и удобоисполнимо.

А использование «трёхпалой» аппликатуры все более утрачивает свое разумное основание. Насколько можно считать «пятипалую» аппликатуру боле догматичной можно считать по следующему примеру: Впрочем, вопрос о сравнительных достоинствах этих двух аппликатурных систем нельзя считать окончательно решенным. Он продолжает вызывать споры в среде педагогов. И вообще здесь нельзя опираться на одни лишь общие принципы, пусть даже и правильные. Многое тут зависит от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя.

Наконец, по мимо технических соображений существуют ещё и художественные требования, которым везде, где это возможно, должно принадлежать решающее слово. Коган из своей книги «У врат мастерства» цитирует, что неудобное может оказаться и предпочтительнее удобного, если оно точнее выражает, лучше доносит до аудитории намерения автора или исполнителя. Характер эпизода, задуманная звучность могут продиктовать и оправдать совсем неожиданную, противоречащую всяким «правилам» аппликатуру - например игры одним пальцем: (Лист) Изобретательность в данной области, способность находить остроумные аппликатурные решения трудных звуковых или моторно-технических задач - одна из характернейших примет пианистической одаренности и мастерства.

Вот ещё один пример такой изобретательности: Хотелось бы, чтобы приведенные примеры послужили не эталоном для копирования, а стимулятором собственного мышления и творческой фантазии молодых исполнителей. 4. В. Листова об индивидуальных особенностях пальцев Чтобы уметь владеть игрой, нужно постигать природу пальцев.

Они очень различны по своим возможностям. Особенно много внимания требует к себе первый палец, в котором мы должны воспитывать мягкость и подвижность суставов. Это должно войти в привычку, когда палец под ладонью даже в жизни. На привычке многое основано. Важно, чтобы первый палец не «уходил» с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с клавиатуры нельзя.

Рука - это аппарат, удивительный по своей природе. Во время исполнения она может быть и помягче и покрепче. Когда мы играем на рояле, мы клавиатуру как бы «берем» пальцами. Кисть при этом свободна, она движется как будто на шарнирах. Пальцы у нас все разные. И «выравнивать» их мы можем только слухом, верным представлением о звуке. Первый палец - земледелец, способный к тяжелой работе. Но наряду с этим он должен знать ощущение легкости и подвижности. Второй палец - это рабочий.

Он умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности. Третий занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационный функции, олицетворяя собой конструктивные силы! Четвертый не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам он представитель искусства. Пятый - это олицетворение детства, так сказать баловень руки. Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки.

Для начинающих хорошо осваивать упражнения с середины клавиатуры, постепенно охватывая всю. Упражнения даются для организации руки. Самым обязательным комплексом упражнений являются гаммы, арпеджио, аккорды. 5.