рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рок как явление западной культуры второй половины XX века

Рок как явление западной культуры второй половины XX века - раздел Искусство, Содержание Введение Глава 1 Рок-Музыка - Феномен Постмодернистской Реальност...

Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1 Рок-музыка - феномен постмодернистской реальности 1.1 Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа 1.2 Рок-музыка в контексте постмодернизма ГЛАВА 2 Аксиологическая составляющая рок-музыки 2.1 Ценностное пространство западной рок-музыки 2.2 Ценности российской рок-музыки ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Введение В западной культуре XX века рок-музыка занимает особое место.Сформировавшаяся около 40 лет назад, она пережила период бурного расцвета и распространилась по всем регионам мира. В процессе своего развития она пережила несколько стилистических модификаций и стала каналом превращения субкультуры американских негров в один из самых влиятельных элементов современной мировой музыкальной культуры.

Обладая специфической простотой музыкальных выразительных средств, рок-музыка оказала сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на свою аудиторию, к которой в первую очередь принадлежала значительная часть молодежи из стран западно-европейской культурной ориентации.

Нетипичные для культуры последних веков формы поведения ее любителей на концертах (превращавшихся подчас в настоящие массовые радения), а также экстатические реакции при прослушивании записей в наиболее репрезентативных для рок-музыки стилях и привлекли внимание сначала общественности, а вскоре - и специалистов из разных областей музыкальной науки. Несмотря на сходство отдельных черт и приемов рок-музыки с таковыми же из других областей музыкальной культуры, прежде всего, из фольклора и музыки художественной профессиональной традиции, она обладает собственной моделью музыкально-психологической действенности в сложных условиях XX века. Она не является культурой, механически заимствующей отдельные свои качества у отдельных музыкальных культур, но лишь родственна им. Ее корни уходят в песнепляски магических ритуалов глубокого прошлого, так же, как и у музыкального искусства классической традиции, у фольклора.

Однако по сравнению с ними рок-музыка в значительно большой степени связана и с современными неевропейскими культурами и более близка к контркультурным и постмодернистским мировоззренческим концепциям, в которых попытки нетрадиционного восприятия такого, казалось бы, традиционного искусства как музыка - не случайны.

Эти попытки возникают в контексте культур и в способах мышления, появившихся в последние десятилетия. Одна из них - New Age («Нью Эйдж»), новый взгляд или "новая эпоха", "новое мышление" весьма неоднородная и многосоставная, охватывающая религию, магию, астрологию, философию, музыку, литературу, живопись, скульптуру, нетрадиционную медицину и др область современного миропонимания, включающая теперь уже в себе мотивы и результаты контр культуры.

Ознаменованный появлением контркультуры и New Age, кризис традиционного мышления порождает и кризис устоявшихся к началу XX века представлений о музыке. Рок-музыка по сущностным признакам своих проявлений оказывается ближе именно к новейшим, нетрадиционным концепциям (например, концепция театра жестокости). Как всякая достаточно цельная область современной музыкальной культуры, рок-музыка требует и определенной культуры ее исполнения и восприятия.

Для этого она должна быть осознана не как негативная по сравнению с другими областями музыкальной культуры и не как абсолютно позитивная, как ее оценивают фанаты. Ее преемственность от экстатических обрядов древности и современности указывает на глубокую укорененность психологических потребностей человека в экстатических разрядках.

Рок-музыку как культурный и исторический феномен можно назвать формой современного существования и проявления древнейших качеств и свойств человеческой психики. Актуальность темы исследования. На сегодняшний день многообразие проявлений человеческой культуры очень велико и с каждым днем появляются все новые аспекты и детали, достойные изучения. Массовая культура, являющаяся основой, от которой ответвляются разнообразные субкультуры, всегда была предметом внимания различных общественных институтов и объектом исследования ученых из самых различных областей науки.

Особый интерес представляет обращение к проблеме взаимоотношения общества и субкультур, в ряду которых особое место занимают различные субкультуры, привлекающие внимание молодежи, значительные массы которой активно в них включены. Противоречивость оценок и суждений об этих структурах в обществе связана как с длительным периодом идеологизации философской науки в нашей стране, так и недостаточной в научном плане их изученностью.

Большую роль в этом сыграло и то, что в период второй половины XX века большинство видов молодежной субкультуры имели вид своеобразной культурной «интервенции» из-за границы. В современных условиях, когда имеет место глобализация, которая ведет не к противоборству, а к диалогу культур, обращение к теме молодежных субкультур, особенно к тем, которые эмоционально усилены музыкальным и поэтическим воздействием на молодежь, представляется очень важной для более глубокого понимания диалектики движущих сил в социуме.

Обращения к этой проблеме диктуются самим характером постмодернистской ситуации, сложившейся в современной философии, когда интенсивность социально-культурных процессов в современном обществе предъявляет особые требования и к личной автономии человека. Высокая взаимосвязанность общественных отношений, информационная и культурологическая интеракция социальных и личностных связей ставят и личность, и общество перед необходимостью селекции средовых влияний.

Одновременно усиливается способность человека творить независимое, неконформное, аутентичное бытие. Очевидно, что исторический и социальный опыт существования молодежных субкультур привносит в человеческое существование ту информацию, которая не могла быть получена другим путем. Актуальность темы исследования диктуется малой изученностью феномена рок-музыки. Неоспоримо доказано, что существует прямая связь между изменениями в обществе и возникновением, развитием новых музыкальных течений и культур, основанных на них. Так было и с субкультурой, возникшей вокруг музыки, которую принято именовать «тяжелой». В настоящее время рок-культура определяется как сложное, динамичное, многомерное явление социального характера, имеющее корни в массовой культуре, зависящее от нее и влияющее на нее. Однако до сих пор не существует однозначного понимания этого термина - данное исследование дает этому объяснение.

Объект исследования - рок как явление западной культуры второй половины ХХ века. Предмет исследования - западная рок-культура второй половины ХХ века. Цель и задачи исследования.

Целью исследования является культурно-философская рефлексия рок- музыки, изучение ее особенностей как социокультурного интертекста, требующего логического осмысления в том числе через понятие постмодернистского дискурса. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи: - анализ философских традиций понимания рок-музыки с точки зрения полилогического осмысления постмодернистского дискурса; - выявление основных направлений постмодернистской методологии в проблеме изучения рок-музыки как сложного социокультурного произведения; - определение аксиологического поля рок-музыки, представляемой как вариант формы игрового освоения мира текста через интертекстуальность и контекстуальность; - анализ ценностной составляющей российской рок-музыки через призму отношений самобытности и инвариантности, оказывающих серьезное влияние на социокультурные процессы в обществе.

Научная новизна исследования. -С новых теоретических и методологических позиций даются обобщенные характеристики рок-культуры. - По-новому определены категориальные особенности рок-культуры. -Дается философская рефлексия рок-музыки через понятия постмодернистского дискурса: текст, интертекст, интертекстуальность, произведение, ризома. -Рассмотрена аксиологическая составляющая рок-музыки. -Выявлены особенности взаимодействия западной и российской рок-культур.

Методологическая и эмпирическая основа исследования включает: в исследовании используется комплексный подход компаративного анализа.

Решение поставленных целей и задач потребовало сравнительно-исторического метода, использования постмодернистской методологии и лингвистического анализа (Барт Р Бодрийяр Ж Делез Ж Деррида Ж Джеймисон Ф Гватарри Ф Лиотар Ж.Ф Фуко М.). Материалом для исследования послужили записи творчества западных и отечественных рок-групп периода с 70-х по 90-е гг. двадцатого века. Комплексный анализ их текстов и концепций позволил провести исследование по проблеме понимания рок-музыки как феномена постмодернистской реальности, осмысленного через призму философии постмодернизма и проследить взаимосвязь явлений социума и их отражения в роке. Степень разработанности проблемы (анализ источниковой базы) Анализ научной литературы по проблеме, касающейся изучения рок-музыки показал, что внимание исследователей привлекали различные аспекты: музыковедческий, социологический, культурологический, филологический, исторический, однако, важно отметить, что в научной литературе эта проблема изучена недостаточно ни в теоретическом, ни в практическом планах.

До 90-х гг. рок-музыка чаще всего рассматривалась лишь в рамках изучения либо контркультуры, либо молодежных субкультур (Набок И.Л Запесоцкий А.С Зинкевич В.А.), что не совсем верно. Нельзя отрицать, что на начальном этапе своего развития рок можно было считать одним из проявлений контркультуры, поскольку ярко выраженный протест рока против традиционной культуры говорил в пользу этого.

Но, с течением времени становилось ясно, что феномен рока является не противодействием культуре, но скорее ее альтернативной подсистемой.

С недавнего времени появились новые исследования и работы, посвященные изучению непосредственно рока - с позиций музыковедения, социологии, культурологии, филологии, религиоведения. Среди музыковедческих работ необходимо особо отметить труды Сырова В.Н Савицкой Е.А Конена В Цукера А. Для них свойственен компаративный анализ различных направлений рока с выявлением предпосылок формирования, особенностей звучания, принципов стилеобразования, сходстве и различии рока и классической музыки.

К сожалению, ни один из этих авторов не рассматривает рок-музыку в целом, отдавая предпочтение сравнительному анализу нескольких отдельных направлений. Но данная проблема обуславливается элементарной невозможностью охватить слишком обширный объем материала, который предоставляет исследование вопроса рок-музыки.

Для социологических работ характерно рассмотрение рок-музыки в рамках изучения молодежных субкультур, ее сопоставления с другими субкультурами. В ряде работ представлены наглядные материалы, собранные исследователями в ходе социологических экспериментов, по изучению субкультуры изнутри. Это труды Васильевой А.А Левиковой С.И Петрова Д.В Иващенко Г.М Щепанской Т.Б. Необходимо отметить, что рассмотрению рока все же уделено не достаточно внимания, поскольку социологические исследования часто затрагивают слишком широкий спектр разнообразных молодежных культур, в контексте которого вопросы, касающиеся непосредственно рока, теряются.

Культуролого-исторические труды посвящены изучению причин зарождения рока, его культурологических особенностей, тенденций развития. Это работы Чижовой А.И Козлова А Кнабе Г.С Чередниченко Т. В. В поздние годы перестройки было издано несколько книг по истории советской рок-музыки, такие как книги Троицкого А. и Федорова Е. Историческим трудам свойственен описательный характер.

Следует отметить, что в подобных обзорных работах предпринимаются попытки проанализировать причинно- следственные связи рока и рок-культуры, что является большим плюсом, так как дает толчок к правильному пониманию читателями сложного культурно-социологического феномена рока. Исследователями-филологами определяется новое, особое понятие текстовой составляющей рока, так называемой «рок-поэзии». Такие исследователи как Усачева С Панова О.Ю Доманский Ю.В. Свиридов С.В. и другие занимаются вопросами анализа непосредственно текстов песен, выявлением их образности, интертекстуальности, идеологической базы. Невозможно не согласиться, что осбое внимание уделяется русскому року вполне правомерно, поскольку данный уникальный феномен обладает неповторимыми особенностями.

Зарубежные исследования посвящены исследованию рок-музыки и рок-культуры с позиций исторического и социального анализа, выявлению причин и следствий появления рока. Это труды Хеландера Б Фриппа Р МакДональда Д Паскаля Дж. Нужно отметить, что на западе вопросами рока занимаются уже довольно давно и, в силу отсутствия идеологических установок, свойственных доперестроечной России, рассматривают проблему рок-культуры более вдумчиво.

Рок-музыка может рассматриваться как часть общей музыкальной культуры. Она требует философского осмысления в полилогическом аспекте, что обусловливается множественностью восприятия рока. Многозначность рок-музыки в своей динамике позволяет выделить основные направления постмодернистской методологии изучения такого сложного социокультурного явления как рок-музыка через прочтение ее интертекстуальности.

Динамика пространственно-временного поля западной и отечественной рок-музыки аксиологична по своей природе. Это позволяет представить формы взаимодействия культуры и субкультур через модель с временной осью. Рок-музыка, как форма протеста неизбежно присутствует в любом обществе, воздействуя на его конкретную культуру и вбирая в себя особенности общей культуры, влияя как на воспитание личности так и на ее развитие в социуме.

Глава 1

Рок-музыка - феномен постмодернистской реальности

Рок-музыка - феномен постмодернистской реальности 1.1

Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа

Избранное: социология музыки. По мнению Т. Ю.В. 1.2 Рок-музыка в контексте постмодернизма Термин «постмодернизм» А.Той... Концепцию альбома можно связать с идеей книги «Скотный двор» Джорджа О...

Ценностное пространство западной рок-музыки

Инглхарт - ценности постмодерна действительно будут цениться только в ... Такие как дум, иногда рассматриваются, как противоположность скоростны... Так, Мэрлин Мэнсон поддерживает «сатанинский» имидж, являясь атеистом,... Дальнейшее развитие металкора связано с внедрением элементов хардкора ... Так, для дэт-метала типичны темы насилия и смерти, для дум- и готик-ме...

Заключение Проведенный анализ дает дополнительное представление о сложности рассматриваемой проблемы, одновременно проливая свет и на ее системность. Такие взаимосвязанные системы как культура и субкультуры представляют собой своеобразную синергетическую пару, особенности внутренних динамических связей которой не могут быть поняты без интегрального подхода.

При этом нельзя обойтись без обращения к моделям. Поскольку синергетическое единство указанных систем существует и диалектически движется в пространстве и времени цивилизаций, модель субкультуры рока удобно рассматривать в понятиях пространства, времени и аксиальности развития цивилизаций. Движение по оси времени любой цивилизации, включенной в пространство духовных и иных ценностей, постоянно сопровождается изменениями радиус-векторов уровней развития составляющих культуры и включенных в нее субкультур.

Такое взаимодействие пространственно-временных отношений цивилизации иллюстрируется образами спиралей, радиусы которых и положение на любом отрезке времени определяется законами перехода количества в качество и отрицания. Поскольку система культуры вообще является более сложной и доминантной, все субкультуры оказываются внутри ее спирального образа. Последний имеет прогрессивно расширяющийся характер, определяемый развитием цивилизации.

Взлеты и падения субкультур не проходят незаметно для самой культуры цивилизации, внося в нее соответствующие изменения через интериоризацию людьми того, что привнесла субкультура и ее экстериоризацию своего вклада в общую культуру. Таким образом, несомненно то, что присутствие или отсутствие любой субкультуры, ее субъективная желательность или нежелательность не могут повлиять на объективный закон развития цивилизации в ее пространственно-временном континууме. Рок-культура не умерла, ее наличие так же объективно, как законы диалектики.

Список литературы I. Монографии, учебники, учебные пособия 1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М СПб.: Университетская книга, 1998. 2. Алексина Т.А. Время в культурах мира // Вестник РУДН, 2002, № 2. 3. Антонен Арто. Театр и его двойник. / Пер. с фр комм. С.А. Исаева. М 1993. 4. Бабушкина Д.А Крылов Н.А. Тема старости в русском роке: 70-80 гг. или «блуждая по территории текста». // Философия старости: геронтософия.

Сборник материалов конференции. вып. 24, Спб 2002, с. 25 5. Васильева А.А. Российская рок-музыка 1970-х - 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Челябинск, 1999. 6. Голубев В.А Цыбин Ю.Е. Музыка в сфере молодежного досуга. М. 1991, с. 24 7. Деррида. Ж. Письмо и различие. М 2000, с. 29. 8. Деррида Ж. О грамматологии. М 2000 9. Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления.// Деррида Ж. Письмо и различие. СПб 2000. 10. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. №4, с. 23 11. Кнабе Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990. № 8. с. 40. 12. Конен В. История зарубежной музыки.

М 1981. 13. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М 2004. 14. Орлова Е.В. Политизация некоторых направлений рок-музыки за рубежом. // Культура и искусство за рубежом. Экспресс-информация. М 1985, вып.1. 15. Оруэлл Дж. Скотный двор. М 1984 16. Петров Д.В. Молодежные субкультуры.

Саратов, 1996 17. Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация//Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М, 2001. С.53. 18. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М, 1992. С.22. 19. Савицкая Е.А. Принципы стилеобразования в рок-музыке (на материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70-х гг.). М 1999. 20. Суминова Т.Н. Текст, контекст, гипертекст… //Общественные науки и современность. 2006. №3. С.169-176 21. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке.

Нижний Новгород, 1997, С.23 22. Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М 1992. С. 197. 23. Чижова А.И. Рок музыка как культурно-исторический феномен. М. 1993. с. 103. II. Иностранная литература 24. Lyotard J F. La condition postmoderne: Rapport sur le savoir. P 1979 III. Материалы сети Интернет 25. Все о метал-музыке. http://www.metallibrary.ru 26. Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста.

– Конец работы –

Используемые теги: рок, явление, Западной, культуры, второй, половины, XX, века0.11

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рок как явление западной культуры второй половины XX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Соединенные Штаты Америки во второй половине XX века.
Борьба с «империей зла». 9. Окончание холодной войны. 10. Современная политика США. Билл Клинтон и Джордж Буш 11. Заключение Вступление. Я выбрала… Фактически, США выиграли холодную войну и стали сильнейшей державой мира.… План Маршалла. Маккартинизм и «охота на ведьм». Обострение конфликта с СССР. 12 апреля 1945 года внезапно умер…

Поэзия второй половины XX века. Авторская песня
Собирались за столом, пели (обычно под гитару), танцевали – и говорили, говорили. Тогда по Москве ходило множество анекдотов – тоже признак… Как был и певец. И любимые песни. Это были странные песни: их нельзя было… Их запела интеллигенция”. Потом в московские компании пришли другие песни. Это были даже не песни, а пение стихов под…

Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века (сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы)
В результате современная система образования породила ряд противоречий. С одной стороны все согласны с тем, что существует необходимость… Правительственная Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы начинается со слов…

Политические революции второй половины XX века
История революций не сводится к простому воспроизведению одинаковых феноменов или по вульгарно-марксистской модели к последовательности закономерных… Она составляет серию освободительных движений, не достигающих своей… Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы работы, которая позволяет не только определить новые подходы…

Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века
Александров Петр Акимович 1838-1893 По окончании юридического факультета Петербургского университета он с 1860 года в течении 15 лет занимал… В 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением… В качестве защитников принимали участие лучшие силы Петербургской адвокатуры. Выступая в этом процессе, Александров,…

Философия права в России во второй половине XIX - начала XX века
В Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория… В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной полит. мысли России второй… Это служило питательной почвой политического движения и политической теории буржуазии-либерализма. Либерализм в России…

Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков
При всех женских монастырях открывались церковно-приходские школы на средства самих монастырей [Смолич И.К. Русское монашества (988-1917).… Первые женские монастыри в регионе появляются в конце 40-х гг. XIX в. к 1917… Организатором этого небольшого общества была Марфа Фетисьева, которая, встретившись с епископом Кавказским в доме у…

Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века.
На сайте allrefs.net читайте: "Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века."

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века Александров Петр Акимович 1838-1893 По окончании юридического факультета Петербургского университета он с 1860 года в течении 15 лет занимал… В 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением… В качестве защитников принимали участие лучшие силы Петербургской адвокатуры. Выступая в этом процессе, Александров,…
  • Российская психология во второй половине XX века Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. Во время Великой Отечественной войны… При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи… Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в его исследованиях системного характера…
  • Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы Журнал для воспитания 1857 г. Учитель… Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты настаивали на… Были сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов. Ученым советам подготовлено три…
  • Русская культура второй половины XIX века. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Значительную роль играли журналы Современник , Отечественная записка , Русское слово и… Развивается химия Менделеев, Зинин, Бутлеров , физика Яблочков, Столетов,… Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи Украинская ночь , Ночь на Днепре , Шишкина Рожь , Утро в сосновом…
  • Арбат в культуре и литературе второй половины ХХ века И дело, быть может, не столько в том, что и сегодня это один из культурных центров любимого города: ежедневно здесь собираются певцы и поэты,… Эта улица постоянно отвечает исканиям людей из поколения в поколение.… В своих произведениях они отдавали ему дань, признавая его роль в истории, прежде всего в их истории – жизни этих…