рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Значение музыки в развлечениях XIX века

Значение музыки в развлечениях XIX века - раздел Искусство, Роль музыки в организации празднеств и развлечений в XVII - XX веках Значение Музыки В Развлечениях Xix Века. Дворянская Среда Стала Порождать Уже...

Значение музыки в развлечениях XIX века. Дворянская среда стала порождать уже без указов царя свои формы развлечений. «Ассамблеи» в эру Екатерины II стали уступать место балам по случаю огромных торжеств либо семейных событий, маскарадам, званым ужинам.

С конца XVIII века стали возникать клубные формы досуга (Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб). Начало XIX века стало временем развития салонов и кружков различной направленности. Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием владельца (хозяйки), четким сценарием, концертной программой, которая обязательно включала музицирования и пение под аккомпанемент.

Кружки же объединяли дворян по интересам. Возникли первые музеи (Кунсткамера в Петербурге, Эрмитаж в Зимнем Дворце), общественные театры, организовывались художественные выставки. Музыка, сочиненная композиторами, украшает семейные торжества с иллюминациями и фейерверками, под нее танцуют во дворце на балах и маскарадах, его марши сопровождают парады и военные забавы великого князя Павла Петровича, а летними вечерами в павильонах парка или прямо под открытым небом звучат его романсы, сонаты и пьесы.

Позднее под музыку Бортнянского в Павловске чествовали Александра I, возвратившегося победителем с войны 1812-1814 годов. Большую роль произведения Бортнянского играли и в театральных развлечениях хозяев усадьбы. По моде, вошедшей в европейское общество в середине XVIII века, великокняжеская чета увлекалась любительским театром, в котором роли исполняло их великосветское окружение.

В Павловске для таких спектаклей Бортнянским были написаны две прелестные комические оперы "Празднество сеньора" в 1786 году и "Сын - соперник" в 1787. В период засилья итальянской оперы эти произведения способствовали утверждению национального музыкального театра и оказали значительное влияние на развитие всего русского оперного искусства.

Для постановки музыкальных спектаклей в конце Тройной липовой аллеи по проекту архитектора В. Бренна был построен небольшой деревянный театр. Музыка в проведении свободного времени в купеческой и мещанской среде Представители богатых кругов получали вкус к светской жизни. По подобию аристократических клубов было создано «Московское купеческое собрание», в залах которого устраивались балы, маскарады, работала библиотека, допускались престижные в то время игры. Музыка играет большое значение.

На каждый бал приглашают нескольких музыкантов, которые должны исполнять музыкальные танцевальные произведения без фальши и без остановки. Но в купеческих домах сохранялись и народные традиции - шумно отмечались женитьбы, крестины, похороны, церковные праздники. Здесь преимущественно присутствовало голосовое пение, исполнение народных обрядовых песен. Самым огромным городским сословием к началу XX века стало мещанство (ремесленники, маленькие торговцы, «работные люди»). Молодежь из зажиточных семей проводила время на танцах под духовой оркестр в офицерских и приказчичьих клубах.

В весенне-летнее время семьи вывозились на дачу, на «дачных встречах» также пели, танцевали, знакомились. Часто молодежь из мещанской среды устраивала домашние спектакли, совместные чтения, спевки. В конце XIX века в Москве стали создаваться сословно-профессиональные клубы, группировавшие маленьких служащих, чиновников низшего ранга, торговцев, части купечества.

Основной упор в таковых «приказчичьих клубах» делался на соблюдение приличий и не плохих манер. В клубе проводились публичные чтения и танцы [5]. В Европейских странах роль музыки в развлечениях выразилась в несколько оригинальных формах. Начало формы публичного увеселения, такого как варьете, относится, правда, к давнему времени. Его надо искать в примитивных шантанах, возникших еще в XVIII веке, простую программу которых составляли музыкальные пьесы, пение, а потом и танцы.

При плясовой песне и вообще при пляске непристойность получала сильного союзника в виде музыки. Без музыки, отданной с середины прошлого столетия в особенно широких размерах на служение скабрезности, шантан и варьете не сыграли бы своей огромной роли. Как уже упомянуто, музыка способна звуками выразить самое общее и самое рискованное и к тому же изобразить это чрезвычайно подробно и пластично. Эта способность музыки и была планомерно использована театрами-варьете. Слова и жесты сопровождаются рафинированно живописующей музыкой, идущей на помощь воображению там, где слова и жесты упираются в непреодолимые преграды.

Ни одно искусство поэтому не было так беззастенчиво тесно слито с непристойностью, как шантанная музыка. 1.4 Роль музыки в организации развлечений начала ХХ века Революционные действия и гражданская война изменили содержание культурно-досуговой деятельности. Социальные потрясения этих лет повлияли на досуговую деятельность населения, наличие богатства либо принадлежность к сословиям закончили определять методы проведения свободного времени.

История советских официальных торжеств весьма поучительна. Мало чем столь наглядно, «зрительно», обнажается антропологическая, что ли, ограниченность тоталитаризма, его несовместимость с глубинными потребностями личности, базисными механизмами культуры. Но и эта же культура что парадоксально, показала глубокую укорененность тоталитаризма, точнее, тоталитарного сознания в традиционной народной культуре, особенно в культуре карнавальной с ее подмеченной М.М. Бахтиным «амбивалентностью», стремлением к взаимопроникновению двух культур: «высокой», официальной, профессиональной и «низкой» стихийной, народной.

И пусть в самой культуре тоталитаризма, в ритуале его праздников нет и следа пресловутой «амбивалентности», пародировании официальных символов, среди множества потенций «карнавального сознания» была и эта. В действительность она перешла в XX веке, когда народная культура стала сливаться с «респектабельным», профессиональным культурным творчеством в едином потоке массовой культуры и, шире, массового общества.

При определенных социальных условиях этот синтез шел по «государственному» тоталитарному пути. То, что путь этот тупиковый, поначалу было не ясно даже многим интеллектуалам, с энтузиазмом занявшимся созданием нового искусства и нового Праздника. Уже тогда стали складываться элементы ритуала, которые десятилетия спустя станут восприниматься как символы «застоя»: топтание демонстрантов перед трибунами, длинные, вытягивающие душу митинги, рапорты, скандирование приветствий и пр. Видимо эти праздники приятно смотрелись со стороны, но участвовать в них самому было, скорее всего, утомительно и скучно.

Желание художников и режиссеров как-то оживить праздник, сделать его более непринужденным сталкивалось с узостью культурной традиции и невысоким уровнем эстетического развития [6]. На Западе двадцатые-тридцатые годы тоже стали временем бурною развития массовых зрелищ и праздников.

И многие культурные явления тогдашних Европы и Америки оказываются созвучны поискам и установки советских режиссеров, художников и идеологов. В Англии Шекспировские пьесы ставятся на открытом воздухе, собирая до 100 тысяч зрителей; в США приобретают небывалую популярность голливудские шоу и педженты (pegents) драматизированные шествия на повозках; в Германии разыгрываются, казалось бы, давно позабытые религиозные и исторические мистерии, растут уличные народные театры; в Швейцарии и Италии получают новую жизнь традиционные карнавалы; в Испании коррида и т. д. В промежутке между двумя мировыми войнами карнавальный дух буквально витал над Европой и Америкой.

Его обаянию поддаются не только «массы», но и многие интеллектуалы, такие, как Р. Роллан, Т. Манн, Г. Гессе. Й. Хёйзинга, Х. Ортега, Э. Хемингуэй. А поскольку там этот процесс, безусловно, развивался стихийно, можно сделать вывод, что массовое зрелище, карнавал, своего рода «регрессия» к давно, казалось бы, пережитым и отброшенные формам культурной жизни закономерный этап в развитии индустриального общества.

Это почувствовали наиболее чуткие и проницательные интеллигенты Европы. Они связывали «праздничный бум» с трещиной, которую дал, по их мнению, классический европейский рационализм [6]. Музыка стала играть важную роль в организации празднеств, особенно тех, которые были посвящены военным победам, памятным датам. В данных мероприятиях использовались театрализованные постановки, в которых музыка стояла на ведущем месте.

Глава II Отношение музыки к различных аспектам человеческой культуры Вопрос о функциях музыкального искусства можно понимать с точки зрения роли музыки в различных сферах общественной жизни. Речь идет об использовании музыки в быту, в обрядах и других общественных мероприятиях, а также об использовании музыки в производственном процессе. Прежде всего, нужно сказать, что музыка выполняет определенные функции в быту. Быт - это то, что с чего начинается наша жизнь.

Это наша повседневность. С изменением условий существования человека бытовые функции музыки варьируются, но не теряют своей значимости. Главная функция музыки в быту - его эстетизация, придание ему более осмысленного, духовно окрашенного характера, наполнение повседневной жизни человека красотой. Различными могут быть представления и понятия о красоте - музыкальные вкусы меняются во времени, они несходны у разных народов, у разных людей. Но общим остается стремление человека украсить быт музыкой, наполнить свое существование яркими переживаниями, то есть наполнить его развлекательными моментами. Этому не противоречит и другая функция бытовой музыки - развлекательная. «Если серьезное искусство призвано нести высокую этическую миссию пишет исследовательница в работе, посвященной развлекательным театральным жанрам то искусство легкое … существует для отдыха, удовольствия, развлечения». Оно помогает человеку отвлечься от повседневных трудовых и бытовых забот, восстановить свои духовные силы. Главное средство, которым при этом пользуется музыка эмоциональное воздействие, пробуждение легких и приятных переживаний.

Следует, конечно, учитывать, что формы человеческого общежития и быта исторически и социально конкретны.

Это накладывает особый отпечаток на внешние формы и духовное содержание бытовой музыки, выполняющей тем не менее принципиально сходные функции. Скажем, такие характерные для русской патриархальной деревни формы бытового искусства, как плясовые, хороводные и лирические песни, с одной стороны, и русский бытовой романс и танцевальная музыка конца XVIII - начала XIX века, с другой стороны, весьма существенно отличаются по внешним стилевым признакам, по выраженным в них настроениям, по типу эмоциональности.

Но их функциональная характеристика в рамках различных культур сохраняет известную долю инвариантности. Достоин специального рассмотрения вопрос о мере художественной активности потребителей музыкального искусства в быту. Старинные традиционные формы бытового музыкального искусства предполагали нерасчлененность исполнительской и слушательской деятельности: каждый участник процесса музицирования одновременно являлся художником.

Дифференциация типов художественной деятельности, появление артистов-профессионалов привели к относительной утрате основной частью населения активной художественной функции, к переходу на позиции «художественного потребительства». Процесс этот противоречив.

Помимо отмеченной нами пассивности слушателя он характеризуется повышением художественного уровня музицирования, что связано с профессионализацией исполнителей. С внедрением в быт радио и телевидения границы музыкальных явлений, которые могут быть отнесены к области быта, резко расширились и оказались размытыми. В сферу повседневных музыкальных впечатлений оказались, по существу, втянутыми самые разнообразные музыкальные жанры. С другой стороны, музыка, звучащая в быту, приобрела функцию специфического раздражителя, заполняющего информацией едва ли не все свободное время человека. Музыка нередко становится фоном для других занятий, постоянно занимает сознание.

Медицинские, психологические и социальные последствия этого явления должны быть специально исследованы. Особо следует сказать о современном "массовом искусстве", выходящем, конечно, за рамки быта, но все же тесно с ним связанном. Созданная в последние десятилетия музыкально-развлекательная индустрия играет огромную роль в жизни современного общества, в формировании духовного мира человека. Джаз, рок- и поп-музыка, эстрадные музыкальные жанры играют огромную роль в повседневной жизни, заполняют и организуют досуг молодежи.

Наряду с подлинными духовными ценностями в этой сфере создается и доносится до слушателя большое количество «удешевленной» музыкальной продукции, что «объективно встает поперек пути подлинно художественного развития масс, препятствует формированию их художественных вкусов». Более того, исследователи нередко отмечают разрушительное воздействие массовой музыкальной культуры на психологическое и моральное состояние человека.

Это тем более опасно, поскольку массовые музыкальные жанры действительно проникли в повседневную жизнь человека, стали неотъемлемым элементом быта. К бытовому музицированию примыкает использование музыки в обрядах и различных общественных мероприятиях. В древности ритуальные действия были направлены на заклинание сил природы, выполняли функции социализации молодежи (обряды посвящения юношей и девушек, достигших совершеннолетия). Яркие примеры народного обряда - свадебный и похоронный ритуалы, связанные с важнейшими событиями в жизни человека.

Музыка всегда играла в этих обрядах очень заметную роль, входя в более сложный художественно-эстетический комплекс, в своеобразные театрализованные действа, чем, по существу, и были данные обряды. Разрушение исконных традиций, имевшее место в последние десятилетия в жизни нашей страны, привело к утрате этих элементов общественной жизни, к упрощению, прозаизации как свадьбы, так и похоронного обряда.

Чрезвычайно упростилась, обеднилась роль музыки в этих некогда художественно богатых народных художественных манифестациях. Традиционно важную роль играет музыка во всякого рода празднествах, связанных с военными победами, с памятными датами национального календаря. Торжественные встречи победителей, народные торжества, крупные события политической жизни и в прошлом, и в современную эпоху приобретают, как правило, ритуальную форму, сопровождаются театрализованными представлениями, в которых музыка занимает весьма заметное место.

Наконец, нужно указать на исключительно важную роль и необычайное богатство церковной музыки, составляющей весьма существенную часть религиозного культа. В отношении церковной музыки следует отметить, что она, во-первых, является одной из древнейших форм музыкального искусства вообще и, во-вторых, что с отправлением религиозного культа связаны наиболее ранние формы музыкального профессионализма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль музыки в организации празднеств и развлечений в XVII - XX веках

Строго говоря, ее границы не вполне совпадают с рамками собственно столетия, поскольку она простирается между эпохой Возрождения и эпохой… Речь идет об использовании музыки в быту, в обрядах и других общественных… Гипотеза исследования такова: массовые общественные мероприятия являются сферой приложения музыкального искусства в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Значение музыки в развлечениях XIX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Музыка в празднествах XVII века
Музыка в празднествах XVII века. Примечательно, что в XVII веке в развитии музыкального искусства выдвинулись на первый план не те страны, которые были тогда важнейшими в истории других искусств. Н

Музыка в организации празднеств и развлечений XVIII века
Музыка в организации празднеств и развлечений XVIII века. Музыка в культурно-досуговой деятельности разных сословий общества в XVIII - начале XX веков имела неоднозначное значение. По мере с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги