У истоков

У истоков. Сюрреализм (от фр. surrealisme - буквально сверхреализм). Направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции.

Слово «сюрреализм» уже давно превра¬тилось в часто употребляемое по¬нятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, немного фантастическое или же оторванное от ре¬альности. Начало ему положил «Манифест сюрреализма», написанный поэтом Ан¬дре Бретоном в 1924 г. В это время вокруг Бретона образовался круг единомышленников - это были талантливые художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Создавалось нечто особенное, не просто новый стиль в искусстве и литературе.

В первую очередь, проявлялось стремление переделать мир и изменить жизнь. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное начало олицетворяет собой высшую истину, которая должна быть установлена на Земле. Свои встречи они называли «sommeils» - с фр."сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав этот термин у поэта Гийома Апполинера) занимались на первый взгляд детскими вещами - они играли. На самом деле их интересовали случайные смысловые сочетания, возникающие в течении игры типа " буриме": они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, которые написали другие участники.

Таким способом однажды родилась фраза "изысканный труп будет пить молодое вино". С тех пор игру назы¬вали «Изысканный труп», а со временем её видоизменили: стали не пи¬сать, а рисовать. Основной целью была тренировка включения и выключения своего сознания и логических связей. Результатом были какие-то образы, возникшие из глубин подсознания. Сам Бретон говорил, что сюрреализм - это «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли.

Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Они старались достучаться до глубин подсознания. Следует упомянуть «этап дада», который пришелся на самых ранних стадиях. Бретон мно¬гое почерпнул непосредственно из дадаизма, правда, убрав его насмешливость.

Сюрреализм использовал основные приёмы «дада» — авто¬матическое письмо и совмещение в произведении одновременно нескольких образов, которые были лишены логических связей. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало «абсурдизированное» зрелище, воинствующая "антихудожественность" , которая выражалась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях.

Например, выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т.п. Помимо дадаизма живописей Андре Массон сформулировал три способа бессознательного творчества: 1. Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу; 2. Полностью подчиниться неконтролируемым внутренним импульсам; 3. Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.

Глава 2.