Из поколения в поколение

Из поколения в поколение. Род Дали по отцовской линии был из Льерса - небольшого городка на севере Испании. По легенде когда-то он был полон ведьм, и потому город много раз сносили до основания. В начале 19 века один из льерских Дали переселился в соседнюю испанскую деревню на побережье. Там родился прадедушка художника Сальвадор и его дед Гал. Все, кто жил в Кадакесе, были с детства «тронуты». Как писал Дали, трамонтаной — жутким северным ветром, развивающим скорость до 130 км в час, который каждый год по нескольку дней дует с гор, переворачивая автомобили, срывая черепицу с домов, вырывая с корнем растения и вгоняя жителей долины в депрессию.

Дед Гал плохо переносил трамонтану и переехал жить в Фигерас. Но черный ветер настиг его и здесь. 16 апреля 1886 года он вышел на балкон и спрыгнул вниз. Галу было 36. Факт самоубийства тщательно скрыли от публики, а также от младших членов семьи. Но паранойя Гала передалась и другим членам семьи — его сыну Рафаэлю и немного самому художнику.

Второй сын Гала, Сальвадор Дали Кузи, выучился на нотариуса и переехал в Фигерас. Вскоре он женился на Фелипе Доменеч, девушке из творческой семьи. Первенец Сальвадора и Фелипы родился 12 октября 1901 года. Сальвадор Гало умер от болезни желудка в год и 10 месяцев. Через 9 месяцев и десять дней после его смерти — 11 мая 1904 года — родился другой Сальвадор, названный при крещении Сальвадором Фелипе Хасинто. «Сальвадор» по-испански означает "спаситель" - так его назвал отец после того, как первый сын умер. Не в честь погибшего младенца, а по фамильной традиции. Будучи одними из самых богатых жителей Фигераса, они ни в чем не отказывали маленькому Сальвадору.

Каждое утро, едва открыв глаза, Сальвадор слышал от своей матери: «Милый, чего ты хочешь?» Хотя при этом отец желал видеть своего сына как обыкновенного мальчишку, а вот набожная мать регулярно водила сына к могиле брата.

В свое биографии он пишет: " Мой брат умер от менингита семи лет, года за три до моего рождения. Отчаявшиеся отец и мать не нашли иного утешения, кроме моего появления на свет. Мы были похожи с братом как две капли воды: та же печать гениальности, то же выражение беспричинной тревоги. Мы различались некоторыми психологическими чертами. Да еще взгляд у него был другой - как бы окутанный меланхолией, "неодолимой" задумчивостью." Родители, виня себя в смерти первого сына, позволяли второму все. Поэтому за долгие годы Дали выработал различные способы манипулирования родителями, путем впадения в истерику и, обливаясь слезами, желая получить свое. В одной из книг Дали писал: чтобы насладиться всеобщим беспокойством о его здоровье и пищеварении, он специально прикидывался больным.

Как-то раз его привлек образ Наполеона, почувствовав необходимость в такой же власти как у своего героя, он наряжался маскарадный костюм короля, что доставляло ему огромное удовольствие от своего вида. " В доме я царил и повелевал.

Для меня не было ничего невозможного. Отец и мать разве что не молились на меня. На день Инфанты я получил среди бесчисленных подарков великолепный костюм короля с накидкой, подбитой настоящим горностаем, и корону из золота и драгоценных камней. И долго потом хранилось у меня это блистательное (хотя и маскарадное) подтверждение моей избранности». Помимо тяги утверждения себя в роли хозяина дома, у него была еще одна слабость – рисование.

Проявление таланта не заставило себя долго ждать. Миру придется немного потесниться, и еще вопрос, вместит ли он гения! Глава 3. НЕОБЫКНОВЕННЫЙ РЕБЕНОК Еще будучи ребенком начал проявлять свою уникальность. Знакомые его родителей говорят: «О, это совершенно необыкновенный ребенок: не шалит, как его сверстники, может подолгу бродить в одиночестве и думать о чем-то своем. Очень застенчив. А недавно, представьте себе, влюбился и уверяет, что это на всю жизнь!». Интересный случай проявления вдохновения произошел в доме семейства Пичот, где гостил десятилетний Дали. Он нарисовал на двери натюрморт с вишнями, используя всего три краски и не прибегая к кистям.

Когда взрослые собрались у двери, с любопытством рассматривая работу, кто-то заметил, что на вишнях не хватает хвостиков, и мальчик стал есть настоящие вишни, а черенки вдавливать в невысохшую краску. Потом, вытащив из дырочек изъевших старую дверь древоточцев, втиснул попавшихся в вишнях червяков. Пепито Пичот, наблюдавший вместе с другими за творческими усилиями Дали, долго молчал, а затем произнес: « ГЕНИАЛЬНО!». Дали всегда отличался фантазией и умением делать свои маленькие открытия из ничего.

Он носил с собой всюду хрустальную пробку от графина, чтобы смотреть сквозь нее на предметы, которые становились от этого «импрессионистичными». На уроках в школе он любил рассматривать кипарисы за окном и пятна сырости на сводчатом потолке, что рождало в его воображении бесконечные образы. Кстати, когда-то сам Леонардо да Винчи советовал своим ученикам рассматривать разводы на стенах или облака, тем самым тренировать воображение.

Талант гения рвался наружу. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате рисуя картины. " Я знал, чего хочу: чтобы мне отдали прачечную под крышей нашего дома. И мне отдали ее, позволив обставить мастерскую по своему вкусу. Из двух прачечных одна, заброшенная, служила кладовой. Прислуга очистила ее от всякого барахла, что в ней громоздилось, и я завладел ею уже на следующий день. Она была такой тесной, что цементная лохань занимала ее почти целиком.

Такие пропорции, как я уже говорил, оживляли во мне внутриутробные радости. Внутри цементной лохани я поставил стул, на него, вместо рабочего стола, горизонтально положил доску. Когда было очень жарко, я раздевался, открывал кран, наполняя лохань до пояса. Вода шла из резервуара по соседству, и всегда была теплой от солнца». У него появилась собственная студия и жизнь казалась счастливой.

Но смерть матери от рака в 1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для всей семьи. Оправившись от потрясения, он поклялся, что воскресит память о ней в своих работах и в лучах будущей славы. В своем успехе он был уверен уже тогда, ведь к 16-ти годам на его счету было несколько выставок в родном городе и пара опубликованных очерков. Уговорив отца, он, полный самоуверенности молодого человека, ищущего приключений, отправляется в Мадрид для того, чтобы учиться в Академии изящных искусств.

ПРЕДЕЛ ТУПОСТИ — рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее. Глава 4.