Рок и его основные направления

Рок и его основные направления. Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение.

По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора.

Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важными из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард.

В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал.

В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп(появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х). Основные центры возникновения и развития рок-музыки — США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах.

Глава 2.«Британское вторжение». Влияние музыки на слушателей. 2.1. Рок группа «Битлз» «Битлз» - самая прославленная рок-группа ХХ века. Все четверо участников ансамбля: Ринго Старр (он же Ричард Старки), Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, родились в Ливерпуле. Не успевшие до конца разобраться, что они являют собой в современной музыке, «Битлз» вдруг становятся символом нарождающегося в начале 60-х годов молодежного движения, синонимом его культуры – рок-музыки.

Когда время относительного благополучия «безликих 50-х», как называли эти годы на Западе, подошло к концу, с особенной остротой ощутили это дети Запада. Дети «безликих 50-х» решили построить «свой» мир, свою культуру, не заметив, что культура эта рождалась из старой. Так, свою музыку они создали, по сути дела, из той, что звучала до них – прежде всего – из американо-негритянских песен-танцев 50-х годов, из рок-н-ролла.

На этой основе и появились на рубеже 50-х и 60-х годов и новый тип вокально-инструментального ансамбля и новая песня. «Битлз» стали символом нового движения не только благодаря определенному стечению обстоятельств (в конце концов в том же Ливерпуле были и другие группы), но прежде всего потому, что не побоялись «попробовать на вкус» всю ту музыку, что звучала в их родном городе и нравилась молодежи – таким же ребятам, как они сами. Ритмы, напевы, слова, которые были на слуху у каждого, они сумели переплавить в единое целое и вдохнуть в этот «сплав» свежий воздух подлинной жизни.

В1959 году давно дружившие Джон Леннон, Пол Маккартни и присоединившийся к ним Джордж Харрисон начинают выступать у себя на родине (прежде всего, в знаменитом клубе «Каверн») и в Западной Германии – сначала как гитарное трио. Позднее к ним присоединяются другие музыканты; в 1961 году уже под названием «Битлз» коллектив впервые записывается на пластинку в качестве аккомпаниатора певца Тони Шеридана.

Тогда же «Битлз» знакомятся с барабанщиком другой ливерпульской группы Ричардом Старки, который впоследствии окончательно присоединяется к ним. Официально «Битлз» начинаются в сентябре 1962 года, когда их менеджер Брайан Эпстейн подписывает контракт со звукозаписывающей фирмой «Парлофон». Начинается первый этап самостоятельного творчества «Битлз»: многочисленные концертные турне, записи на пластинки, выступления по телевидению.

В 1964 году «Битлз» лично знакомятся с американским бардом Бобом Диланом. До встречи с ним, участники рок группы вносили в основную тему песенной лирики нечто свое: тему простых рабочих людей. «Вечер трудного дня – я работал как вол» такое в бродвейской песне, задавшей тон всей западной эстраде, ранее и представить было невозможно. После встречи с Диланом выяснилось, что в мире поп-музыки и в том большом мире, который эта музыка отражает, существует не только любовь. «Битлз» и Дилану удалось впервые доказать, что по сути дела между этими мирами нет непроходимых границ и открытый взгляд на большой мир с эстрады или из студии грамзаписи может многим и на многое открыть глаза.

Для иных поклонников рок-н-ролла – ровесников «Битлз» - этот второй этап их творчества – навсегда остался главным, однако сами «Битлз» пошли дальше. Отказываясь служить «битломании», они полностью прекращают всякую концертную деятельность и сосредотачиваются на записи долгоиграющих пластинок.

Альбом «Оркестр клуба одиноких под управлением Сержанта Пеппера», вышедший в июне 1967года, не только открыл заключительный – третий этап в творчестве «Битлз», но и стал значительной вехой в развитии современной популярной музыки. Фактически впервые долгоиграющая пластинка из почти случайного набора 10-12 песенных номеров превращается в единое художественно законченное целое из песен, инструментальной музыки, шумового «компонента». Впервые концерт пластинки представлял собой самостоятельное произведение искусства, впервые на нем были напечатаны тексты всех песен, впервые заглавная песня ближе к концу второй стороны диска появилась в другой аранжировке, в виде своего рода репризы.

Музыкальное творчество «Битлз» удивительно цельно, ровно. На их пластинках фактически нет «проходных» вещей: чуть ли не каждая пьеса – открытие, и любая могла бы украсить репертуар какой-нибудь знаменитости. Кстати, ливерпульские ребята легко делились своими находками с другими, даже с потенциальными конкурентами ( например, группа «Роллинг Стоунз» впервые записалась на пластинку с песней Леннона-Макартни «Я хочу быть твоим»). На протяжении всей своей недолгой, но интенсивной деятельности ансамбль «Битлз» был настоящей лабораторией, где разрабатывались творческие идеи, определившие развитие рок-музыки на многие годы. «Битлз» способствовали утверждению чуть ли не основного закона этого жанра: песня должна родиться внутри коллектива.

Непосредственность авторской интонации ценится ими превыше всего.

Благодаря «Битлз» автор-исполнитель утвердился на современной эстраде как личность. 2.2. История «Роллинг Стоунз» Самое начало шестидесятых годов - интереснейшее время в английской популярной музыке. Одной из центральных фигур музыкальной жизни Лондона того времени был гитарист и пианист Алексис Корнер. Музыка Корнера была странным по тем временам сплавом джаза, блюзов и ритм-энд-блюза. В марте 1962 года Корнер основал свой легендарный ансамбль "Блюз инкорпорейтед", в составе которого играли в разное время прославленные ныне музыканты: Эрик Клэптон, Джек Брюс, Джинджер Бйкер, Эрик Бердон, Пол Джонс, Лонг Джон Боулдри, Грэм Бонд, Джон Маклохлин, а так же Мик Джеггер, Брайан Джонс, Чарли Уоттс и Кит Ричард - будущие участники "Роллинг Стоунз". Мик Джеггер родился в Дартфорде в 1943 году. В Лондоне, будучи студентом Школы Экономики, он со своим приятелем по Дартфорду Китом Ричардом играл в разных группах ритм-энд-блюза, пока оба не были вовлечены в музыкальный круг А. Корнера.

Там они познакомились с гитаристом Брайаном Джонсом (настоящее имя Льюис Брайан Хопкин-Джонс) и ударником Корнера Чарли Уоттсом.

Джеггер, Ричард и Джонс составили ядро будущей группы. Привлекая разных музыкантов, они начали выступать собственным ансамблем, оставаясь при этом в "Блюз инкорпорейтед". Тогда же они назвали себя "Роллинг Стоунз" - "Катящиеся камни" - по одной из песен Мадди Уотерза. Через несколько месяцев им приходится заменить "Блюз инкорпорейтед" на сцене престижного клуба " Марки" - этот концерт и положил начало карьеры "Роллинг Стоунз". Газета "Джаз Ньюз", сообщая о выступлении группы, привела слова Мика Джеггера: "Надеюсь, нас не считают рок-н-ролльным ансамблем". Основу репертуара коллектива составляли городские - преимущественно чикагские - блюзы с характерным, усиленным звуком. (Кстати, именно Мадди Уотерз, невольный крестный отец группы, в 1958 году впервые исполнил блюзы на электрической, а не на акустической гитаре). Даже в танцевальные номера Чака Берри или Бо Дидли «Роллинг Стоунз» смогла привнести некоторое блюзовое звучание.

Нельзя забывать, что влияние на них оказали и вокальные группы типа «Плеттерз» или «Коустерз», такие мастера ритм-энд-блюза, как Отис Реддинг, Соломон Берк и Руфус Томас, и, конечно, исполнители рок-н-ролла: Бадди Холли, Джерри Ли Льюис, Элвис Пресли.

Плюс, разумеется, скиффл, королем которого в Англии в то время был Лонни Донеган.

В ранних песнях "Роллинг Стоунз" нетрудно услышать влияние того или иного исполнителя, но, вместе с тем группа упорно создавала свой музыкальный язык, свое звучание, с годами становившееся все более и более отчетливым. Вскоре "Роллинг Стоунз" уже выступали с регулярными концертами. Чарли Уоттс стал их постоянным ударником, группа сменила несколько бас-гитаристов, пока не остановилась на Билле Уаймене, отказалась от услуг пианиста и гитариста Яна Стюарта, хотя он и продолжал изредка играть с ними и записываться на пластинки.

Известность - хотя и несколько скандальная - к ним пришла довольно быстро. Пресса и публика были шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений, манерой держаться на сцене, исходившим от них духом неприкрытой чувственности. Но состояние шока прошло, и у группы появились первые настоящие поклонники. В июне 1963 года вышел первый сингл группы, занявший 21-е место в британских хит-парадах. Это нельзя было назвать особым успехом, но "сорокапятка" позволила " Роллингам" приступить к записям следующих пластинок и отправиться в турне по Англии вместе с братьями Эверли, Литтл Ричардом, Бо Диддли и Джинсом Винсентом.

За этим последовали новые гастроли, выступления по телевидению, и весной 1964 года вышла первая долгоиграющая пластинка "Роллинг Стоунз". Ансамбль не смог заменить "Битлз" в общественном сознании, тем более, что последние были в большей степени приемлемы и по своей музыке, и по внешнему виду для среднего класса и среднего возраста, но энтузиазм молодежи привел к тому, что по популярности "Роллинги" прочно заняли второе место во всех годовых хит-парадах.

Комплекс "второго места" долго не отпускал группу. Может быть, в этом одна из причин избранного ими сценического облика - этаких презирающих общественные условности бунтарей, демонстративно грубых и вызывающих. Если "Битлз" в глазах публики были веселыми, остроумными людьми, превращавшими любую пресс-конференцию в искрящееся шоу, то "Роллинг Стоунз " были полны мрачного сарказма.

При этом две группы, правда, относились друг к другу с большим уважением и отнюдь не отвергали идею творческого сотрудничества. История "Роллинг Стоунз" после 1965 года, особенно после песни "Satisfaction", принесшей ей мировую известность это история стремительного взлета группы к супер славе, к положению лучшего рок-ансамбля мира (уже после распада "Битлз"). От них всегда ждали чего-то необыкновенного, скандального. Увы, самое скандальное и необыкновенное в истории группы произошло не в музыке, а в публике во время их концерта в Атламонте в 1969 году, когда перед сценой " Ангелами ада" был убит один из зрителей.

Трагедия в Атламонте стала огромным шоком для музыкантов, которые еще находились под впечатлением от смерти Брайана Джонса (3 июля 1969 года). В последние месяцы своей жизни Джонс все больше отдалялся от остальных участников ансамбля и в июне заявил о своем выходе из группы. Его заменил Мик Тейлор. Ужас атламонтских событий отрезвил группу. Их песни и, особенно, концертные выступления стали сдержаннее, музыканты, по-новому взглянули на отношения артистов и публики, на ответственность исполнителя перед слушателями.

Они не изменили свой творческий и сценический облик, но надлом произошел. У "Роллинг Стоунз" продолжают выходить пластинки с прекрасными, пользующимися заслуженной популярностью песнями, но их альбомы в целом постепенно становятся все более и более неровными и - главное - искусственными. Задора, напора, буйной энергии шестидесятых годов становиться все меньше и меньше.

В восьмидесятые годы многие пластинки группы звучали уже как самопародии, и в 1987 году группа "Роллинг Стоунз" прекратила свое существование. К этому времени у Мика Джеггера уже вышло несколько сольных пластинок, не раз он пробовал свои силы и как киноактер. Собственные диски выпускал и Билл Уаймен; Кит Ричард все чаще выступал как продюсер, в частности он работал со знаменитой Аретой Фраклин. Не многие группы после распада опять становились дружной компанией и продолжали радовать слух меломана, но "Ролингам" это удалось.

В конце 1997 года и в начале 1998 они собрались и решили дать мировое турне. Во время предпоследнего турне в 1998 году дали первый концерт в Москве. 2.3.