Рок как субкультурное явление

Рок как субкультурное явление. Принято считать, что молодежная субкультура имеет преимущественно развлекательно-рекреативный и потребительский характер, в силу чего ей не свойственны черты познавательной, созидательной, творческой деятельности.

Однако с этим тезисом едва ли можно согласиться, поскольку молодежной субкультуре в значительной степени свойственны устремления к самовыражению в изобразительном, поэтическом и музыкальном творчестве. В пользу этого свидетельствует, в частности, многочисленные клубы авторской песни, феномен молодежной музыки и в частности рока, а также непрерывно осуществляемый молодыми поиск в области живописи, графики, скульптуры. Именно в сфере художественного творчества молодых, как правило, складываются неформальные группы и объединения.

Причастность к той или иной молодежной субкультуре предполагает не только принятие ее норм и ценностей, но и стили жизни в целом. В силу того, что молодежные субкультуры, как доказано учеными-социологами, «возникают вокруг какого-либо центра, либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни», можно считать закономерным возникновение молодежной субкультуры рока. Наряду с этим отметим, что рок-музыка в свою очередь является немаловажной сферой интересов молодых людей.

Так же необходимо отметить, что рок-культура — это не только совокупность поэзии, музыки, рок-концертов с элементами шоу и специфического образа жизни, но и социомузыкальные практики концертной деятельности, адресованной аудитории единомышленников, которые связаны с исполнителями общностью стиля жизни, образа мышления. А это, в свою очередь, означает, что рок-культура, являясь частью культуры в целом, сохраняет, при этом, статус субкультуры.

Субкультура рока - это музыка, сленг, самиздат, особый стиль жизни, которые возникли как отклик на западное молодежное протестное движение. Большинство исследователей отмечают зависимость развития рок-музыки от научно-технического прогресса, который изменил традиционный уклад и повседневный ритм жизни. Смена музыкальных приоритетов в молодежной среде свидетельствовала о зарождении в ней новых идеалов и ценностей. Первые западные рок-звезды (Элвис Пресли, Билл Хейли, «The Beatles», «RollingStones») родились в годы войны или перед самой войной, и их взросление совпало по времени с лавинообразными изменениями в послевоенном мире. Рок музыка, неизвестная как форма музыкального искусства до Второй мировой войны, сделалась своеобразным маркером, указывающим, что прежнее время безвозвратно ушло в историю.

Характерной особенностью рок-музыки, возникшей на волне протестного молодежного движения 1960-х годов, стала особая энергетика, совместно создаваемая музыкантами и слушателями во время концертов.

Стремление исполнителей сделать слушателей участниками шоу, дать им возможность выплеснуть спонтанный заряд энергии, создавало особую наэлектризованную атмосферу. Рок-культура может быть интерпретирована как проявление постмодерна на уровне стиля жизни и мировосприятия. Каждому из векторов развития рок- культуры соответствуют формы, связанные с определенным стилем жизни (хиппи, панки, металлисты, готы и др.). В отличие от них в субкультурах фанатов тех рок-групп, которые существовали ранее, и от которых остался лишь фон звукозаписей, отсутствует отчетливо-выраженное социальное измерение.

Рок-музыка, как уже отмечалось, породила множество локальных субкультур. Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи, молодежное движение поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки.

Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные её черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. Современные направления этой музыкальной стилистики привносят новые имиджи и новые типажи в культуру повседневности.

В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали эмо-киды и киберпанки. Увлечение молодежи музыкой эмо повлекло за собой рождение новой субкультуры, которая объединила в себе поклонников этой музыки и родственных жанров. Данная субкультура одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Из большого разнообразия направлений и стилей в рок-культуре, имеющих смешанный характер в начале 2000-х годов выделились относительно устойчивые культурные формы, ценностно-фундированные, связанные с определенным стилем жизни, субкультурные сообщества, представляющие эти формы — хиппи, панки, металлисты.

Музыка — важнейшая составляющая досуга этих молодежных объединений, члены которых не только имеют собственные слушательские предпочтения, но и занимаются музицированием — сочинением музыки. Исключительное богатство социомузыкальных практик рок-культуры 2000-х годов выступает основой формирования различных субкультур в среде молодого поколения.

Следствием этого явилось возникновение инфраструктуры, обслуживающей рок-культуру и ассоциирования с ней субкультурные сообщества — дизайнеры одежды, мастера визажа и причесок, моделируют субкультурные стили, на телевидении функционируют молодежные музыкальные каналы, демонстрируются в интерактивном режиме рок-клипы. Субкультура рока продолжает существовать на границе официальной культуры, служит своеобразным барометром протестного потенциала молодежной среды, чутко реагирующей на общественные изменения в стране. Молодежная субкультура как явление, возникшее во второй половине XX века, привлекает устойчивое внимание философов, социологов, культурологов и других специалистов в области социогуманитарного знания.