рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Высшие моральные ценности и основные категории этики

Высшие моральные ценности и основные категории этики - Контрольная Работа, раздел Искусство, Название: Высшие Моральные Ценности И Основные Категории Этики Учебная Работ...

Название: Высшие моральные ценности и основные категории этики Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы.Этика и эстетика Содержание 1. Моральные ценности и нравственные идеалы 2. Содержание и особенности категории этики 3. Справедливость как нравственные смысл норм и принципов права в деятельности сотрудников органов внутренних дел 4. Моральные аспекты профессионального риска сотрудников правоохранительных органов Литература 1. Моральные ценности и нравственные идеалы Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс.

Моральные нормы это. единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив" и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий.

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др. Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права. Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Принцип трудолюбия конкретизируется в признании нравственной ценности труда как сферы самореализации человека, уважении любого общественно значимого вида труда, честного и добросовестного работника, а также предполагает бережное отношение к средствам труда и рабочему времени, умение и желание поделиться своими знаниями и умениями с другими.

Принцип патриотизма выражает уважение и любовь к своей родине, гордость за достижения народа, его вклад в мировую культуру. Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека.

И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности. Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания.

По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина. В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества.

Таковы религиозные упования на грядущее "царство Божие", литературные и философские утопии (" Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Золотая книга об острове Утопия" Т. Мора, теории социалистов-утопистов). Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу. Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого.

Добро это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности. Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями. Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием.

Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность.

Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни. Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Понятие нравственного долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа. Требования нравственного долга, выражающие ценности морали через внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства или даже просто с личными склонностями и желаниями.

Что предпочтет в таком случае человек уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, будет характеризовать его моральную развитость и зрелость. Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали.

И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга. Здесь на первый план выступает совесть способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни.

Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения общественное мнение или требования закона можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства. Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.

Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами.

Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира. Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях.

Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него "нужных людей" и "связей", с его "умением жить", а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит. Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.

Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным.

От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу "око за око, зуб за зуб", через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием.

Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость. 2.

Содержание и особенности категории этики

Категории этики (rpeч. kategoria -категория) это основные понятия этики, отражающие наиболее ... При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с кате... на силе общественного мнения или самосознании личности. 3.

Справедливость как нравственные смысл норм и принципов права в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Справедливость как нравственные смысл норм и принципов права в деятель... Но восстанавливается ли при этом справедливость? Возмездием за убийств... Римская справедливость - это право сильного. Он считал, что для этого надо создать "гуманные" условия для творческо... 2.

Литература 1. Гусейнов А.А Апресян Р.Г. Этика/ А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян М 1998. 2. Кукушин Н.В. Твоя профессиональная этика/ Н.В. Кукушин М 1994. 3. Кондрашов В.А. Этика Чичина Е.А. Эстетика Ростов-на-Дону, 1998. 4. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов Учебное пособие М 1997. 5. Психология.

Педагогика. Этика: Учебник для вузов М 1999. 6. Фромм Э. Психоанализ и этика/ Э. Фромм М 1998. 7. Шрейдер Ю.А Лекции по этике/ Ю.А. Шрейдер М 1994. 8. Шрейдер Ю.А. Этика/ Ю.А. Шрейдер М 1998. 9. Юм Д. Трактат о человеческой природе/ Д. Юм Минск, 1998. 10. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность/ Ю. Хабермас М 1992. 11. Шопегауэр А. Свобода воли и нравственности/ А. Шопенгауэр М 1992.

– Конец работы –

Используемые теги: Высшие, Моральные, ценности, основные, кат, рии, этики0.094

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Высшие моральные ценности и основные категории этики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные категории и принципы этики в деятельности юриста
Эта тенденция общества к специализации порождает все большую независимость, самостоятельность профессиональных групп, которая, в свою очередь,… То есть, профессиональные кодексы не должны быть источником какой-то особой… Хотя указанная проблема важна для любой профессиональной группы, для юридической профессии она должна, по всей…

Основные категории этики
В этих условиях особое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих перед правоохранительными органами, определение их функций и… Предоставление обществом сотрудникам правоохранительных органов не только… МЕСТО ДОБРА И ЗЛА В КАТЕГОРИЯХ ЭТИКИ. ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Как и…

Основные категории этики
В этих условиях особое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих перед правоохранительными органами, определение их функций и… Предоставление обществом сотрудникам правоохранительных органов не только… Место добра и зла в категориях этики. Их роль в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел Как и…

Основные категории этики
Существует два подхода к вопросу соотношения ценности и императивности блага и долга: * эвдемонистский подход: * человеку известно, в чем его благо;… Моральные требования всеобщи. Всеобщность понимается как; * общие представления всех людей о правильном, добродетельном; * простые нормы,…

Этика. Её предмет и основные категории
Историческое изменение предмета этики Развитие структуры Науки этики формирование раннего... Основные проблемы теории... Основные Исторические взгляды на причины возникновения морали в...

Категории совести в этике
Особое место среди них занимают категории Долга и Совести, которые относятся к высшим моральным ценностям. Именно от их правильного понимания во… Категория совести находилась под пристальным вниманием многих философов,… Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности. Цель данной…

Философия - реферат - ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ
Это целостная система знаний, взглядов, призванная решать вопросы о сущности природы, общества, человека и его сознания. Ее ответы на глубочайшие… В структуре мифологического мировоззрения господствуют представления и образы,… Это был единый поток мифологических представлений о племенных божествах и сверхъестественных силах, зарождающихся…

Основные детерминационные связи и категории детерминизма
Переносимые вещество, энергия или информация изменя¬ются при взаимодействии с другим объектом, что служит фактором возникновения новых явлений и… При возникновении любого явления действует комплекс причин, которые получили… Поиск причин и условий возникновения каких-то явлений и событий — главная задача любой науки.Причинное объяс¬нение как…

Категории этики (эпоха античности – современный период)
Категории этики объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание категорий этики, их логическая… При этом одни философы считали основополагающим понятие добра (блага) (Платон)… Сторонники деонтологического интуитивизма, например, утверждают, что между понятиями добра и долга не может быть…

Категории этики
Мы говорим о культуре труда, быта, культуре общения, а не редко и о культуре чувств, подразумевая, что в культурном человеке должны сочетаться… Хорошие манеры составляют как бы оправу драгоценных граней души, среди которых… Предупредительные, любезные люди существовали, конечно, всегда. Они есть и среди нас. Только теперь из-за дефицита…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам