Добро и зло. Добро

Добро и зло. Добро. Добро и зло - основные категории этики и морального сознания человека.

На понятиях добра и зла основаны все этические представления. Понятия добра и зла: * являются обобщенными; * обозначают диаметрально противоположные характеристики; * выражают важнейшие установки морального сознания. Обобщенное определение добра - положительное, значимое для человека (сообщества людей), необходимое условие жизни человека и общества.

Добро ассоциируется с гармонией, благополучием и т. п. Понятия "добро" и "благо" часто употребляют как синонимы. Они применяются к нравственному поведению, материальным ценностям. Положительная оценка явлений и вещей основана на понимании добра (блага) как того, что ценно, значимо для людей. Смысловые различия в употреблении слова "добро". * Относительный смысл: хорошее, полезное для данного человека в данных обстоятельствах. * Абсолютный смысл: добро в абсолютном значении - это: * выражение самоценного добра (не являющегося средством достижения цели); * выражение положительного значения явления относительно высшей ценности (идеала). Добро в абсолютном смысле является этическим понятием. * В обыденном сознании добро (благо) является результатом субъективной оценки человека. * В религиозном сознании добро, благо: * является характеристикой мира; * задано Богом, существует объективно; * является самим Богом (высочайшим благом). Зло является противоположностью добра.

Формирование понятий добра и зла шло в процессе становления морали.

Происходило осознание добра и зла как ценностей, не связанных с природными явлениями (которые могут быть полезными и вредны» но находятся вне категории морали). Добро и зло являются характеристиками поступков, то есть действий, совершенных намеренно, свободно, соотнесенных с идеалом. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственности: * добро - то, что стремится к идеалу; * зло - то, что отдаляется от идеала. Доброта.

Добрым можно назвать человека, творящего добро. Доброта: * выражается в жизни, практической деятельности людей; * свойственна целостной личности (добрый человек добр и в поведена и в мыслях); * неэгоистична: добрый человек жертвует частными интересами ради блага других. Добродетель нравственно положительные качества человека. Добродетели: * отражают разные стороны добра; * воспитываются в людях. Разным историческим эпохам, культурам, моральным системам были свойственны разные добродетели.

Добродетель одной системы могла бы пороком в другой (стоическое бесстрастие с точки зрения христианства является пороком). Релятивизм. Понятия о добре и зле, моральные суждения относительны. У каждого человека есть свои склонности (тяга к удовольствиям и; аскетизму и пр.). Релятивизм моральных суждений может вылиться моральный волюнтаризм, аморальность. Все ценности получают моральные оценки в зависимости от того, как человек переживает их в своим опыте. Моральные понятия добра и а проявляются через моральный опыт людей.

Утверждение добра в борьбе со злом происходит в духовном мире человека. Польза. Во многих этических учениях (утилитаризм, прагматизм) добром считают все, что полезно, моральной называют систему взаимной полезности людей Человек согласно этим теориям заботится прежде всего о своей пользе (материальных, социальных и других благах). Сведение добра к пользе размывает грань между добром и злом. Для достижения личной цели может быть полезно совершить безнравственный поступок.

Кроме того, потребности человека могут быть извращенными, опасными для других людей. Польза является средством достижения добра. В разных моральных системах добром, которое нельзя свести к полезности, являются высшие ценности. Они самоценны, не утилитарны. Высшие ценности не приносят конкретной выгоды людям, иногда даже требуют жертвования своими интересами. Высшими ценностями являются: гуманность, справедливость, любовь и др а в религиозной этике - любовь к Богу, спасение души, милосердие и пр. Добро обязательно бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах. Добро основано на потребности человека дарить добро другим людям. 5.