Добро и зло. Противоречия в понимании добра и зла

Добро и зло. Противоречия в понимании добра и зла. Добро и зло помаются только в единстве (добро через зло и наоборот). Для того чтобы быть деятельно добрым, человек должен узнать зло. Недостаточно изучать зло, чтобы постичь добро, злу необходимо сопротивляться.

Добро получает значимость в противоположность злу, утверждается противостоянии злу. Представления людей о добре и зле являются неоднозначными, moi менять полюса. В разных культурах различны нравственные оценки одних и тех же явлений, поступков.

Например, в западных странах похвальными качествами считаются: * стремление к самовыражению, выделению из общности; * деятельное, завоевательное отношение к внешнему миру, субъективное вмешательство в природу и др. В странах Востока нравственный человек: * должен быть гармоничной частью общности, не выпячивать свою индивидуальность; * исповедовать даосский принцип недеяния, не вмешиваться в ход вещей, плыть по течению.

Нравственные представления меняются в процессе смены исторических эпох. Традиционному, патриархальному обществу были свойственны: * воспроизведение образа жизни предков (отступление от традиций осуждалось); - беспрекословное подчинение старшим; * нетерпимость к инородцам, иноверцам, инакомыслящим и т. д. В современном обществе многие добродетели прошлого считаются безнравственными.

Добром, ценностью стали: * становление новых идеалов, отказ от некоторых традиций; * самостоятельность, свобода творчества, развитие индивидуальное человека; * терпимость, уважение к индивидуальности и т. д. Добро, благо для одного человека (группы людей) может быть злом для других.

Любая конкуренция подразумевает достижение выгоды, блага одних людей ценой чьих-то потерь, страданий. Наиболее ярко это проявляется в конкурентной борьбе в рыночной экономике, в вооруженных конфликтах (для победителя финал войны - благо). В определенных обстоятельствах зло может оцениваться как благо. Например, насилие - безусловный грех, поскольку жизнь и свобода человека - величайшая ценность.

Однако убийство может быть морально оправдано и даже сочтено благим деянием в случаях: * убийства врага на поле боя (особенно в справедливой, освободительной войне); * убийства в порядке самообороны; - казни жестокого преступника. Веление высокой морали - категорический запрет "не убий" - превращается в правило "не убивай без крайней необходимости". Убийство, даже совершенное в силу необходимости, не перестает считаться злом. Одно и то же явление может одновременно выступать как благо и как зло. Например, научно-технический прогресс является несомненным благом для человечества.

В то же время плодами прогресса являются экологические и техноген-ные катастрофы, ядерное и бактериологическое оружие и многое другое. С этой точки зрения научно-технический прогресс может рассматриваться как зло. Возможен переход добра в зло (и наоборот) в случае, когда нарушается мера. Чрезмерность превращает добродетель в порок (щедрость превращается в мотовство, гордость - в гордыню и т. д.). Снижение интенсивности морального качества также ведет к переходу добра в зло: бережливости - в жадность и т. д. 7.