Добро и зло. Проблема конструктивности зла

Добро и зло. Проблема конструктивности зла. В условиях морального конфликта главной задачей человека является правильный моральный выбор. Первый этап морального выбора заключается в выборе образа мысли и действия, отказе от зла, порока.

Иногда решение проблемы находится вне противостояния добра и зла Человеку необходимо сделать выбор между положительными ценностями (здравый смысл, счастье, польза и т. д.) и образом действия и мысли.

На пример, человеку приходится делать выбор между семейным счастьем и профессиональной карьерой. Наиболее сложным является моральный выбор "меньшего из двух зол" . Такой выбор: * воспринимается человеком как трагичный; * требует житейской мудрости и ответственности; * имеет непредсказуемые последствия; - его результатом в любом случае является зло. В моральном сознании добро и зло имеют разные основания для оценки действий человека.

Например, содействие добру морально нейтрально само собой разумеется; содействие же злу приравнивается к творению зла. Борьба со злом часто оценивается выше, чем благие деяния. Многие мыслители в своих философско-этических трудах высказывал) идею конструктивности зла, его положительной роли в системе мироздания. Например, Н. Макиавелли в трактате "Государь" писал о целесообразности зла в политике.

Обман, насилие, несправедливость могу служить интересам государства ("цель оправдывает средства"). ф. Ницше утверждал, что зло - это такие качества, как: * ум, хитрость; * деятельность; * целеустремленность, сила воли; * аристократичность. Быть злым, по мнению Ницше значит самоутверждаться. В своих трудах он высказывал мысль о несостоятельности и лицемерности того, что большинство считает добром. К разряду зла можно отнести такие явления, которые разрушают установленный порядок: нестандартность, новаторство, нонконформизм (неприятие мнений, стандартов окружающих), творчество.

Социальный и технический прогресс достигается ценой гибели миллионов людей в войнах, революциях и т. д. Некоторые философы высказывали мысль, что зло проявляет свою конструктивность, творческую силу через диалектику добра и зла (Маркс, Гегель). Благо, добро осуществляются только через зло. Добродетель проявляется в сравнении с пороком.

Однако нельзя утверждать, что люди вершат зло сознательно, ради достижения прогресса. В основе деятельности человека лежат, прежде всего, эгоистические мотивы.