Служебный этикет офицера

Служебный этикет офицера. Профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления.

Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту» писал К. Маркс К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М 1956. С.4. Чем привлекает юношей профессия офицера? Ведь все знают, что она трудна, требует известного самоотречения и готовности к беспрекословного подчинения. Да и чтобы овладеть ею, нужно выдержать серьезные испытания и пройти жесткий отбор, обрести солидный багаж глубоких знаний.

И несмотря на это, ежегодно в военно - учебные заведения поступают тысячи юношей. С какими мыслями они это делают? С мечтой «О самой благородной и самой почетной на земле профессии», с стремлением «Служить своему народу, защищать мир и Отечество». Напряженность учебы и службы, значительные по сравнению с гражданской жизнью трудности быта и личной жизни, уставная регламентация всей деятельности курсанта не каждому по плечу.

Но тот, кто имеет призвание, кто сердцем прикипел к мечте об офицерском будущем, тот становиться счастливым человеком и настоящим профессионалом - защитником своей Родины. Самодисциплина как стержень этикета не только выполняет сдерживающую функцию (подавить страх в бою, ограничить себя в чем - либо и т.д.), но и способна играть роль мощного нравственного стимула поступков офицера (узнать, исполнить, преодолеть, сделать). С ее помощью офицер контролирует свои чувства в самых сложных ситуациях, подавляет малодушие, отвагу, героизм.

Можно сказать, что самодисциплина - это совесть в действии. Она позволяет офицеру одинаково добросовестно выполнять свои обязанности и прилюдно, и оставаясь наедине с собой. В подчинении у совести легче принимать важное решение, отдавать самоприказ, заниматься самовнушением. От того, насколько чуткой совестью обладает офицер, движет ли она его поступками, напрямую зависит уровень его служебного авторитета. Отсутствие самодисциплины говорит о низкой нравственной воспитанности офицера, о значительной подверженности его различным случайностям и дурным влияниям. Чтобы воспитать у себя самодисциплину, надо честно признаться самому себе в таком недостатке и, не откладывая на потом, сразу же начать укреплять свою волю систематическими упражнениями по соблюдению правил этикета.

Нравственно воспитанный, совестливый офицер скромен, никогда не подчеркивает своих заслуг и достоинств, он всегда уважителен к командирам и сослуживцам, никогда и нигде не говорит о них то, что не скажет им в глаза.

Авторитетный офицер отличается именно тем, что предъявляет к себе самые высокие требования. Он сдержан и рассудителен, но смело берет на себя ответственность, инициативен. В сложных условиях он непременно подстрахует товарища и придет ему на помощь. Личный пример офицера, всегда и во всем поступающего по совести, выполняющего требования служебного этикета, является сильным фактором в формировании высокой культуры поведения военнослужащих, в создании в коллективе здорового нравственно - психологического климата. Неумение офицера систематически работать над собой, предъявлять к себе жесткую требовательность, склонность к формализму и догматическому мышлению могут девальвировать его нравственные качества.

Служебный этикет особо предостерегает офицера от высокомерия, чванства, любых действий, унижающих человеческое достоинство подчиненного. Деятельность офицера - руководителя сопряжена с большой моральной ответственностью.

Авторитет офицера зависит не только от воинского звания, должности или возраста - он завоевывается главным образом в процессе общения и взаимодействия с подчиненными, добросовестным, ревностным исполнением воинского долга. Честь и достоинство всегда считались главными добродетелями офицера. Что же представляет собой честь офицера? Как соотносится она с достоинством и честностью? Честь раскрывает отношения человека к себе и отношения к нему людей, коллектива, общества в соответствии с его нравственными заслугами.

Достоинство же выражает меру самосознание и самоконтроля личности и ответственности перед собой. Самоконтроль не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства. Честь в отличии от понятия достоинство связывается со служебным, общественным положением человека, родом его деятельности и конкретными заслугами. Она подразумевает индивидуальную оценку нравственности офицера, меру уважения, которые он заслужил своими делами. Когда складывается у окружающих мнение о высокой нравственности офицера, то обычно говорят о его безупречной репутации.

Офицеры и сейчас, пожалуй, более сдержанны, дисциплинированны и отважны, чем гражданские лица. Случись авария или катастрофа офицеры первыми идут спасать, людей жертвуя своим здоровьем и жизнью. Вспомним: смертоносное чрево Чернобыля укрыли офицеры - вертолетчики. Делом чести офицера химической службы было, рискуя жизнью, точно измерить уровни радиации. Честный офицер поступает в соответствии со своими убеждениями. Он даже в самую трудную минуту жизни не ставит личные интересы выше служебных, государственных.

Тому много примеров из Великой Отечественной войны. Рассмотрим на примере генерала Карбышева Д.М. три с половиной года провел Кардышев Д.М. в фашистских застенках. Начал свой «лагерный путь» в распределительном лагере у польского города Остров - Мазоветский. Здесь пленных переписывали, сортировали, допрашивали. В лагере Д. Кардышев переболел тяжелой формой дизентерии.

Немцы были почти уверены, что после всего пережитого у генерала возникнут «чувство благодарности» и он согласится на сотрудничество. Но это не сработало - и в марте 1942года Д.Карбышева перевели в сугубо офицерский концентрационный лагерь Хаммельбург (Бавария). Лагерь этот был особенным - предназначенным исключительно для советский военнопленных. Его командование имело четкую установку - делать все возможное (и невозможное), чтобы склонить на сторону Гитлера «неустойчивых, колеблющихся и малодушных» советских офицеров.

Именно в это время родился знаменитый девиз генерала Карбышева Д.М. «Нет больше победы, чем победа над собой! Главное - не пасть на колени перед врагом». Генерал Карбышев Д.М. отверг предложение фашистов сотрудничать с ними и принял мучительную смерть. Участие наших войск в боях в Афганистане подвергалась суровой переоценке, но и теперь мы с уважением говорим о мужестве советских воинов - афганцев. Герои Советского Союза офицеры - афганцы Р. Аушев, В. Кот, В. Павлов - люди, показавшие образцы воинского долга и офицерской чести. По окончании академии с отличием Р. Аушев имел право выбора место дальнейшей службы.

Выбрал Афганистан. Служил Р. Аушев с завидной самоотдачей, с любовью к подчиненным. Однажды у перевала Саланг под душманский огонь неожиданно попала колонна наших бензовозов, Р. Аушев первым бросился на помощь попавшим в беду водителям. И когда судьба боя, собственно, уже была решена, бандитская пуля настигла офицера. Он упал, обливаясь кровью, на руки своих подчиненных, потерял много крови, пока вызванный к месту боя вертолет доставил его почти бездыханного в госпиталь.

В последствии он говорил, что первый и главный урок Афганистана - быть ближе к подчиненным, любить их, заботиться о них, как о родном сыне и брате, почему то получив офицерский чин он начинает отделяться от подчиненных. Неужто забывает человек об изначальной классовой сути нашей армии? Она же рабоче - крестьянская. Все мы от солдата до маршала - сыновья трудового народа.

Забывать об этом - значит не знать, кто ты есть, к чему ты призван. Это один из примеров чести офицера. Честь офицера проявляется и в его отношении к дисциплине бескомпромиссной борьбе против всякого рода послаблений в службе, против неправды и замалчивания проступков подчиненных. Крылатое выражение «Береги честь смолоду» чеканит грани офицерского характера с первых дней службы, не дает расслабляться и идти на поводу сомнительных соблазнов. Авторитет честного офицера высок и непререкаем, он активно способствует устранению в подразделении здоровой нравственной атмосферы.

Если же офицер не дорожит соей честью, то воинский коллектив осуждает его теряет к нему доверие. Распознать такого несложно. Даже за маской общей добропорядочности. Честь мещанина, пробравшегося в армию как правило, не поднимается выше собственной выгоды, карьеры, службы в престижных районах, импортных вещей, секса, рока и модной, примитивно воспринятой восточной философии.

Соблюдение воинского этикета нет мелочей. Важно и то, как военнослужащие выполняют воинское приветствие. Платонов Б.Н. Воинский этикет М 1983 Младшие по званию выполняют воинское приветствие первыми. А вот равные в воинском звании как бы соревнуются в вежливости: кто более воспитан, тот выполняет воинское приветствие первым. Некоторые офицеры «забывают о данном правиле». Очень жаль. Воинское приветствие - ритуал глубокого нравственного смысла. Выполнить воинское приветствие - значит подтвердить свою верность войсковому товариществу, дружбе.

Можно часто наблюдать, с какой готовностью и эмоциональной удовлетворенностью военнослужащие приветствуют любимого, авторитетного командира и, наоборот всячески уклоняются от встреч с теми офицерами, от которых они нечего не ждут. Какие же требования предъявляет служебный этикет к руководителю? Строя взаимоотношения с подчиненными, ему следует проявлять: жесткость, но не жестокость; целеустремленность, но не самоуверенность: бескомпромиссность, но справедливость: решительность, но гибкость: энергичность, но бесконфликтность: властность, но при необходимости и демократичность: оптимистичность, но реалистичность оценок деятельности коллектива.

Служебный этикет несколько смягчает жесткость требовательности командира к подчиненным. Известно, что только та требовательность действенна, которая вызывает у людей желание как можно лучше выполнить приказание, когда взыскательность не подчиняется грубым разносам, когда критика не оскорбляет достоинство личности, когда соблюдается педагогический такт. На практике офицер убеждается, что командирская строгость в сочетании с чуткостью и справедливостью предает высокую эффективность его приказам и распоряжениям. «высокая требовательность писал Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, необходимое и важнейшая черта военачальника.

Но железная воля у него всегда должна сочетаться с чуткостью к подчиненным, умением опираться на их ум и инициативу».Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.; Воениздат 1988 Демократичность офицера проявляется в его духовной близости к людям, умении войти в контакт, установить добрые отношения, понять их чувства и желания.

Каждый военнослужащий, принимая военную присягу, клянется беспрекословно выполнять все приказы командиров и начальников. Дисциплинированность - первейшая доблесть воина. Но редко встретишь офицера, которому нравился бы официально - холодный, приказной тон, как говорят, вне строя. Опытные руководители редко говорят с офицерами в приказном тоне. Если этикет рекомендует руководителю чаще советоваться с опытными офицерами, то отдавать приказ подчиненным нужно без колебаний, требуя точного его выполнения.

Однако не следует ущемлять разумную инициативу. Старательны военнослужащие тогда, когда командир не забывает похвалить и поощрить отличившихся. Система подготовки офицерских кадров призвана обеспечить высокий уровень их образованности, профессиональной подготовки и социальной активности. Дальнейший рост компетентности и культура офицера, в том числе и в сфере общения важнейшие условия возрождения интеллигентности офицерского корпуса. 2.