рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Императивность морали

Императивность морали - Контрольная Работа, раздел Искусство, Понятие совести Императивность Морали. Обязательства, Вытекающие Из Ценности, Касаются Как До...

Императивность морали. Обязательства, вытекающие из ценности, касаются как достижения самой ценности, так и средств ее достижения. Нравственные ценности императивны (обязательны). И не просто императивны, но императивны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не при каких-то условиях, а всегда.

Ими надо руководствоваться в отношениях со всеми людьми, а не только с ограниченным кругом родственников, друзей, коллег, соотечественников. Нравственные императивы, как и утверждаемые ими моральные ценности, имеют надситуативный и безличный, т.е. универсальный, характер. В истории философии существуют два подхода к решению вопроса о соотношении ценностности и императивности моральных суждений (высказываний) блага и долга.

Согласно одному из подходов, человек так или иначе знает (скорее всего, от природы), в чем состоит его благо; его задача не уклоняться от него; долг человека состоит в том, чтобы стремиться к собственному благу и содействовать благу других людей. Но как в одном, так и в другом решении проблемы соотношения ценности (блага) и нормы (долга) предполагается, что нравственная задача решается человеком в преодолении чего-то себя, обстоятельств, каждодневной рутины, давления авторитета или какого-либо иного внешнего принуждения.

В любом случае мораль императивна, и ее императивность осуществляется посредством противопоставления того, что должно быть, и того, что есть в этой жизни. Имея в виду эту существенную черту моральной императивности постоянную противоположность должного и сущего, можно сказать, что деонтологический подход точнее раскрывает механизм функционирования морали. Противоречие должного и сущего, обязанностей и нравов является фундаментальной характеристикой морали.

И как бы человек высоко ни поднялся в нравственном развитии и именно потому, что он поднялся высоко, он остается критичным по отношению к себе и миру. Существенной характеристикой моральных требований является их универсальность, или всеобщность. Всеобщность нередко неправомерно понимается как то, что: а) у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном и достойном; б) определенные моральные требования и ценности являются общераспространенными, в) всеми признаваемыми в виде неких «простых норм нравственности» или «общечеловеческих ценностей». Такие понимания всеобщности моральных требований отражают действительный факт общераспространенности некоторых форм поведения и человеческих взаимоотношений.

Но универсальность как свойство морального требования неправильно сводить к общераспространенности. Под универсальностью следует понимать безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам и ситуациям. Это выражается в: 1)беспристрастности, т.е. равном отношении ко всем в определенной ситуации.

Так, беспристрастность как нелицеприятность проповедовалась Моисеем как требование к судье: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего». В Новом Завете это требование повторяется, но в то же время как будто допускает и расширительное толкование: к людям следует относиться по вере, «не взирая на лица», одинаково относясь к богатому и к бедному. 2) в надситуативности, т.е. равном отношении к одному лицу в разных обстоятельствах.

В этих характеристиках нравственного требования Ты обобщается до Они, Мы, Человечество, и это значит, что к другому должно относиться как к вочеловеченному другому, в лице другого к человечеству. Беспристрастность и надситуативность кристаллизуются в: 3)принципе универсализуемости, который гласит: принимая и осуществляя решение в отношении другого, исходи из того, что другой в такой же ситуации примет такое же решение в отношении тебя. Здесь по-своему обнаруживается золотое правило: из универсализуемости вытекает, что если сейчас говорю, что я должен поступить определенным образом по отношению к определенному лицу, я обязан считать, что то же самое должно быть совершено в отношении меня, будь я в точно такой же ситуации, включая то, что я обладал бы теми же личностными качествами и теми же мотивами.

Таким образом, принимая во внимание различные аспекты всеобщности моральных требований, можно заключить, что этическая нормативная мысль движется следующим образом: 1). «Поступай одинаково в отношении различных людей в одинаковой ситуации» (беспристрастность). 2.«Поступай одинаково в отношении разных ситуациях» (надситуативность). 3). «Исходи из того, что любой другой на твоем месте поступил бы так же, как ты, в отношении данного человека или в данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой в данной ситуации поступил бы так же» (универсалиъуемость). Все эти черты морального долженствования, характеризуя форму последнего, недвусмысленным образом задают и его содержание.

Очевидно, что они предполагают, не исчерпывая это содержание полностью, что в моральных решениях, действиях и оценках человек должен по крайней мере соблюдать равенство и не ущемлять ничьи права.

Тогда разрешаются вышеозначенные затруднения. И золотое правило, и принцип универсализуемости, будучи довольно общими, призваны всего лишь ограничить произвол. Только при условии соблюдения прав других людей и, стало быть, исполнения своих обязанностей человек должен содействовать благу других людей.

Это содействие же предполагает иные по характеру поступки совершаемые сообразно сложившимся ситуациям и включенным в них лицам. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие совести

При этом человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойного поведения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя… Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю… Бессовестного человека сдерживает только внешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Императивность морали

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие совести
Понятие совести. Совесть является нравственным сознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра. Совесть предполагает осозн

Совесть и стыд
Совесть и стыд. Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать. Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все б

Совесть как категория нравственного сознания
Совесть как категория нравственного сознания. Личность несет в себе не только все свое настоящее, но и все свое прошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокую и инти

Функции совести
Функции совести. Главная функция совести самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. В нра

Значение совести в педагогике
Значение совести в педагогике. Совесть как специфическое проявление человеческого существования требует особого внимания в педагогике. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги