рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА - Контрольная Работа, раздел Искусство, Проблема метода в эстетике Определение Метода. Что Же Представляет Собой Творческий Метод? Его Наиболее ...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА. Что же представляет собой творческий метод? Его наиболее общее определение: творческий метод эстетическая категория, обозначающая способ художественного познания и отображения действительности.

Конкретные методы реализм, классицизм, романтизм и т. д отличаются друг от друга своеобразием художественных принципов, в частности отбором, обобщением, индивидуализацией и т. п. Однако каждый из них выступает как художественное познание и отражение мира. Истинное искусство не знает такого метода, который игнорировал бы познание и отражение.

Порывая связь с реальной жизнью » отказываясь от ее правдивого воссоздания, искусство неизбежно вступает на путь саморазрушения. Опыт развития направлений, возникших под знаком декаданса, дает тому достаточные доказательства.

Существует точка зрения, согласно которой «предмет искусства обусловливает художественный метод». Что же в этом случае означает предмет искусства? Оказывается, «предмет искусства есть эстетические качества действительности». Духовное содержание этих качеств художник улавливает «в процессе эстетического восприятия». [3] Иначе говоря, художественный метод рассматривается не как способ эстетического отношения искусства к действительности (познание и отражение), а как нечто обусловленное самим предметом.

В данном случае не приходится говорить о методе, о роли мировоззрения, о творческой субъективности. Поэзия, как утверждал Белинский, есть выражение жизни, точнее сказать, сама жизнь, воплощенная в художественных образах. Метод способ воплощения предметов и явлений действительности в художественных образах. Явления действительности, проходя через сознание художника, подвергаются анализу, отбору, синтезу одним словом, художественной обработке. В связи с этим они, естественно, претерпевают изменения, не только не теряя сходства с действительными явлениями, а, напротив, выступая в новом, ярком свете и раскрывая перед нами свои характерные черты (мы говорим, конечно, о деятельности истинного художника). В статье «Разрушение эстетики» Писарев заметил, что искусство не может создавать свой собственный мир, оно всегда по необходимости воспроизводит тот мир, который существует в действительности.

Это обязывает рассматривать художественное произведение непременно в связи с той жизнью, среди которой и для которой оно возникло. [2, с.318-319] Было бы упрощением сводить сущность художественного метода к общим идеологическим позициям, к мировоззрению писателя.

При подобном подходе к искусству невозможно понять особенности творчества, например, Бальзака, Достоевского или Пикассо. Многообразие художественных методов (классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм и т. д.) нельзя втиснуть в рамки противоположных политических взглядов (реакционные прогрессивные), или противоположных философских мировоззрений (материализм идеализм), или упрощенной историко-художественной оппозиции (реализм антиреализм). Необходимо рассматривать художественный метод, исходя из его собственной эстетической природы. Основные проблемы «метод и действительность» и «диалектика объективного и субъективного в художественном методе». Метод инструмент познания, освоения той или иной сферы действительности (предмет познания). Метод аналог познаваемого, осваиваемого предмета.

В искусстве таким предметом и является действительность в ее значении для человечества.

Аналогия метода предмету опосредствуется мировоззрением (особенно через его выраженность и закрепленность в эстетических идеалах) и той художественно-культурной традицией, которой владеет и на которую опирается художник. Другими словами, художественный метод исторически обусловленный тип образного мышления, на формирование которого определяющее воздействие оказывают три фактора: действительность в ее эстетическом богатстве, мировоззрение в его исторической и социальной определенности и художественно-мыслительный материал, накопленный в предшествующие эпохи.

Итак, жизнь в ее эстетическом богатстве отражается в искусстве сквозь призму мировоззрения (эстетических идеалов) и на основе воспринятой художником традиции, и таким путем отраженное, освоенное эстетическое богатство действительности становится содержанием искусства. Существенные моменты этого содержания откристаллизовываются в устойчивые формы образного мышления.

Так не путем искусственного конструирования, а в самом процессе творчества рождается художественный метод. Эстетика, обобщая наиболее существенные моменты содержания искусства, вычленяет художественный метод, придает ему вид научной формулы, перечисляя объективные требования, предъявляемые к художнику. Предмет, содержание искусства и художественный метод исторически изменчивы. Новый художественный метод появляется всякий раз, когда изменяется эстетическое богатство действительности в силу сдвигов в общественной практике. 3. Различие методов в эстетике Но откуда же берутся разные художественные методы в одну и ту же эпоху? Так, в XX в. существуют романтизм, модернизм, критический реализм, социалистический реализм.

Это многообразие объясняется тем, что существуют разные слои и сферы общественной практики, различное мировоззрение у художников и их ориентация на различные традиции в предшествующем искусстве.

Художественный метод результат активного отражения предмета искусства. Мировоззрение и избранная художественная традиция выступают как призма между действительностью и способом мышления художника. Мировоззренческие же позиции и художественно-культурные ориентации на традиции бывают разными у разных школ и групп художников. Отсюда и возникают разные методы в одну и ту же эпоху. В границах одной общественно-экономической формации существуют разнообразные методы художественного творчества, правда, до тех пор, пока одни не умирают, а другие не появляются, становясь более прогрессивными.

Так было, например, в XIX в когда сосуществовали классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, который со временем завоевал господствующие позиции в искусстве. Самостоятельность и историческая конкретность художественного метода не исключает их диалектической взаимосвязи, преемственности и противоречия. Критический реализм был подготовлен не только реализмом Возрождения и Просветительского, но и художественными методами XVII XV111 вв. Вряд ли возможным было бы творчество М.Ю. Лермонтова, если бы им не предшествовал творческий опыт В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, Ф. Шиллера и И. Гете, М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, О.М. Радищева и М.М. Карамзина.

Часовые границы художественных методов не следует воспринимать как определение. Ростки новых методов чаще всего возникают в произведениях, которые были созданы еще на основе старых методов. Так, В. Гюго до конца жизни (в 1885 г.) оставался романтиком, невзирая на то, что романтизм сдал свои «командные позиции» в искусстве уже в 20 30-ые годы XIX в.; художник Семирадский представитель классицизма, хотя господствующим методом творчества классицизм стал к середине XIX в а свои лучшие полотна живописец создал ко второй половине XIX в. Талантливый художник имеет творчески неповторимую индивидуальность (например, В. Стус, В. Симоненко, Л. Костенко и др.). Вместе с тем очевидно и другое: группы художников в границах одного и того же художественного метода соединяются между собой по некоторым основным признакам творчества и его практическим результатам.

Иногда эти группы совсем небольшие, в других случаях, напротив, достаточно многочисленны.

Бывает, такую группу определяют по одному, наиболее большому и яркому художнику, в творчестве которого достаточно полно и выразительно сконцентрированы характерные признаки искусства (в живописи, например, О. Дейнеко, Т. Яблонская). В других случаях равными называются одновременно несколько имен (например, импрессионисты Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и др.). Такое явление в искусстве получило название «стиль». Важной эстетичной категорией, которая отображает художественную практику, является художественное направление.

Эта категория практически не разработана в литературе и часто отождествляется с методом творчества, стилем. Следовательно, творческий метод это способ познания действительности и ее художественное моделирование, но сам по себе он еще не является эстетической реальностью.

Реальностью является художественное произведение, которое создано на основе того или другого творческого метода. Поэтому основной единицей измерения истории искусства является не творческий метод, а художественное направление, то есть совокупность произведений, которые становятся близкими друг к другу по ряду существенных идейно - эстетических признаков, иначе говоря, художественный метод материализуется в художественном направлении.

Существующие разнообразные художественные методы отражаются в художественных направлениях. Направление, как поле напряжения, рождается между двумя полюсами: методом, который ориентирует художника на определенный тип отношения к миру, и стилем, который указывает на конкретное отношение к художественной традиции. Художественное направление огромная и наиболее вместительная единица художественного процесса, который охватывает эпохи и системы искусства. Оно дает возможность судить о целом историческом периоде в художественной культуре и о значительной группе художников.

В нем отображаются художественно-идеологические и мировоззренческо-эстетические особенности художественного развития. Формирование и развитие художественного направления, как свидетельствует историко-художественная практика, происходит при разных социальных условиях: национально-своеобразных, провинциально-специфических, исторических, а также при условиях, которые особенным образом находят свое место в той или другой культурной среде.

Поэтому внутри направления возможно деление на художественные течения и художественные школы. Понятие «художественная школа» используется чаще всего для обозначения национальных и провинциальных ветвей художественного направления (например, Итальянская школа эпохи Ренессанса, Новгородская школа российского средневековья и др.). Художественным течением, как правило, называют такие художественные движения, которые образуются при определенных национальных и исторических условиях и объединяют группы художников, которые базируются на эстетических принципах одного художественного метода в пределах одного вида искусства с целью решения конкретных заданий (искусство передвижников; движение «новой волны» в кинематографе во Франции; деятельность писателей, живописцев, композиторов в 20-ые годы в Украине и др.). Разграничение внутри художественного направления имеет относительный характер.

Понимание природы художественного направления позволяет более глубоко и в то же время пластически охватить всю сложность развития искусства, его относительную самостоятельность, полное различие художественного процесса с историческим.

В художественном методе можно выделить и гносеологические, и аксиологические и семиотические аспекты, а также некоторое средство моделирования действительности. Исходным (начальным) и определяющим в возникновении и развитии художественного метода является конкретно-историческая действительность, которая составляет, так сказать, его объективную основу, на которой возникает тот или другой метод.

Но на развитие определенного метода имеют наибольшее влияние сами художники, их мировоззрение, идеалы, взгляды, их талант и потребности. Они, в конце концов, также формируются под воздействием общественной среды, в которой живут и создают свои шедевры. Еще немецкий философ Г. Гегель утверждал, что художник причастен к своему собственному времени, он живет его моралью и привычками. Однако в среде современных искусствоведов, художников можно услышать, что мировоззрение и творческий процесс не взаимосвязаны, что они независимы один от другого (например, экзистенциалисты). В границах одной общественно-экономической формации существуют разнообразные методы художественного творчества, правда, до тех пор, пока одни не умирают, а другие не появляются, становясь более прогрессивными.

Так было, например, в XIX в когда сосуществовали классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, который со временем завоевал господствующие позиции в искусстве.

Самостоятельность и историческая конкретность художественного метода не исключает их диалектической взаимосвязи, преемственности и противоречия. Критический реализм был подготовлен не только реализмом Возрождения и Просветительского, но и художественными методами XVII XV111 вв. Вряд ли возможным было бы творчество М.Ю. Лермонтова, если бы им не предшествовал творческий опыт В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, Ф. Шиллера и И. Гете, М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, О.М. Радищева и М.М. Карамзина.

Часовые границы художественных методов не следует воспринимать как определение. Ростки новых методов чаще всего возникают в произведениях, которые были созданы еще на основе старых методов. Так, В. Гюго до конца жизни (в 1885 г.) оставался романтиком, невзирая на то, что романтизм сдал свои «командные позиции» в искусстве уже в 20 30-ые годы XIX в.; художник Семирадский представитель классицизма, хотя господствующим методом творчества классицизм стал к середине XIX в а свои лучшие полотна живописец создал ко второй половине XIX в. Талантливый художник имеет творчески неповторимую индивидуальность (например, В. Стус, В. Симоненко, Л. Костенко и др.). Вместе с тем очевидно и другое: группы художников в границах одного и того же художественного метода соединяются между собой по некоторым основным признакам творчества и его практическим результатам.

Иногда эти группы совсем небольшие, в других случаях, напротив, достаточно многочисленны.

Бывает, такую группу определяют по одному, наиболее большому и яркому художнику, в творчестве которого достаточно полно и выразительно сконцентрированы характерные признаки искусства (в живописи, например, О. Дейнеко, Т. Яблонская). В других случаях равными называются одновременно несколько имен (например, импрессионисты Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и др.). Такое явление в искусстве получило название «стиль». Художественный стиль это эстетическая категория, которая отображает относительно стойкую общность основных идейно-художественных признаков творчества, которое обусловлено эстетическими принципами художественного метода и свойственная определенному кругу деятелей искусства.

Период формирования и развития капиталистической экономической формации характеризуется следующими принципами исторической периодизации искусства. Барокко, классицизм, сентиментализм и романтизм, классический и критический реализм вот те исторические формы искусства буржуазной эпохи до ее кризиса на рубеже XIX XX вв которые характеризуют искусство со стороны его основных принципов отражения, той концепции человека и культуры, которая лежит в основании мировоззрения художника как выразителя общественных духовных движений своего времени.

И если названные художественные направления сменяли друг друга во времени, то, начиная со второй половины XIX в. мы сталкиваемся с особой ситуацией, когда одновременно существует значительное число художественных направлений и течений как родственных между собой, так и принципиально различающихся: реализм и натурализм, социалистический реализм и модернистские течения абстракционизм и реализм, экспрессионизм и сюрреализм, дадаизм и т. д. [4, с.215] Следовательно, историческое развитие искусства есть собственно исторический процесс возникновения и изменения художественных методов, стилей, направлений. На этот процесс распространяется действие объективных законов развития искусства, на которое в первую очередь имеет влияние общественное бытие.

В то же время искусство относительно самостоятельно, что и предопределяет существование художественных направлений, школ, методов и стилей, которые непосредственно не совпадают с возникновением новых общественных отношений.

Изменения в общественной жизни по большей части несут в себе изменения в художественной отрасли. [5, с.163]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема метода в эстетике

Однако существуют и внутренние факторы: традиции, новаторские тенденции, противоречия искусства, художественные взаимодействия. На развитие каждого… Они отмечаются ярко выраженными отличительными чертами.Это и тематика, и… В тот период некоторые теоретики прямо переносили философский метод в область художественного творчества. Это было…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДА. Художественный (творческий) метод одна из самых молодых эстетических категорий. Она возникла в советской критике конца 20 начала 30-х годов. В тот период неко

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги