Любовь как демоническая сила

Любовь как демоническая сила. В древнегреческой мифологии, философии и искусстве мы находим одну из первых попыток осмысления зарождающегося у человека чувства любви.

Античное представление о любви весьма далеко от того, что зовем любовью мы и тесно переплетается с ответом на вопросы, каково место и назначение человека в мире, откуда появилось и куда уходит все живущее, что представляет собой окружающий мир. Осмысление любви подчиняется законам древнего мировоззрения, главная черта которого тесная сплетённость с жизнью природы.

В контексте отношения древнего грека к природно-естественному как к совершенному, любви принадлежит особое место.

Греки отражали в терминологии различные оттенки любви.

Любить по-дружески - cpiteco, нежно привязываться и уважать атерусо, восхищаться осусшжо, страстно желать еросш. Любовь как влечение, неудержимое природное тяготение эрос (еро>Ј), наиболее полное выражение целокупности бытия.

Ведь только посредством всеохватывающего влечения соединяются разрозненные противоположности, и бытие оказывается целокупным, свершенным, оформленным, переходя из хаоса в космос. Так любовь, эрос оказывается и выражением и основой бытия-блага, бытия-совершенства. Она соединяет раннее разрозненное, дает основу рождению. Как основа бытия эрос появляется уже в ранних греческих мифах хтонических. в которых все мыслится на основе простейших чувственных реакций, часто страшных, необъяснимых и неожиданных. Эти мифы характерны для ранних ступеней развития человека, когда он мыслит себя только придатком природы и свои социальные функции тесно переплетает с биологическими.

Процесс жизни для человека еще не рационализирован и окружающее объясняется как живой космос, движимый слепыми, демоническими силами. Такой силой первоначально предстает любовь космическая Афродита, порождение хаоса, основа всего ставшего, рождающегося и умирающего. Как суровое, темное, страшное, всепорождающее и всепоглощающее существо, она пронизывает космос.

Идея Афродиты страшной, слепой силы, соединяющей жизнь и смерть, никогда не умирала в античности, отражаясь в учениях Парменида, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Она имеет смысл силы почти равной судьбе - суровой необходимости, царящей над миром и человеком. По мере того, как в представлении древнего грека демонические силы объединялись в определенные космические божества - землю и небо, связь между ними получает истолкование по аналогии с человеческим родом как любовь и брак космических существ.

Одно из самых древних представлений человека любовное соединение неба и земли, Урана и Геи. В образе дождя на землю проливается небесное семя, оплодотворяя ее, земля рождает горы, моря и реки. Любовь, или эрос это мирообразующее начало, связь всего со всем, жизненный импульс, обеспечивающий постоянное созидание. 2.2 «Личные боги» Сдвиг в древнегреческом мировоззрении наметился в связи с разделением труда, отделением скотоводства от земледелия, развитием производительных сил и появлением патриархата.

Это нашло отражение в мифологии. Место бесформенных демонических сил в ней занимают личные боги, одаренные индивидуальными чертами, стремлениями, мышлением. Такими боги являются нам в древнейшей поэзии греков, связанной с именем Гомера (IX -VIII века до н.э.). Боги утратили связь с темным царством природы, имеют живые, яркие облики, живут страстями и делами.

В богах отраженным светом проглядывают создавшие их люди. Богов волнуют сильные страсти: любовь и ненависть. Они любят и ненавидят, они умны, скрытны и отважны. Любовь богов уже не чисто природная страсть, хотя имеет много природного и не отделяет человека от других живых существ. Таков эрос ранних мифов: Зевс стал быком, чтобы сочетаться с Европой, лебедем, чтобы овладеть Ледой; Посейдон в образе коня сочетался с Деметрой и титанидой Медузой, которая родила Пегаса.

Но любовь теперь приобретает ряд оттенков, сообразно человеческим стремлениям и функциям. Достаточно указать на сонм богов-покровителей любви при Афродите: Эрот начало и конец любви, Гимэрот плотские вожделения, Антэрот ответная любовь, Поф страстное желание, богиня Пейто - любовные уговоры, Гименей брак, Илифия-роды. Сама Афродита становится богиней любви и красоты, вместо прежней дикой, порождающей и всепожирающей страсти. Окружение Афродиты и Эрота веселое и беззаботное Хариты-Грации.

Знаменитые скульптурные образы Афродита Книдская, Афродита Милосская, выражающие гармонический строй вселенной, всем своим обликом олицетворяют всеобъемлющую любовь в период античной классики. Сдвиг в греческом мировоззрении, по сути, означает формирование человеческой личности. 2.3