Новое осознание любви Платона

Новое осознание любви Платона. С Платона начинается иная линия античной идеи любви, попытавшаяся вычленить из эстетики нравственно-философский смысл, двусторонность, соединение в эросе высокого и низкого, доброго и злого, телесного и духовного. В искусстве эти две стороны любви предстали в образах Афродиты Пандемос и Афродиты Урании. У Платона происходит новое конструирование мифа на основе дуализма материи и сознания.

Платон исходит из того, что существует мир " Идей" или истинного бытия, и мир вещей, представляющих собой слепок, подобие мира идей. Идеи" Платона, по сути, и есть новое конструирование мифа: за богами мифологии Платон "разгадал" идеи совершенных образцов вещей, служащих для подражания. Человек находится между двумя мирами и причастен как к миру идеального, так и к миру материального бытия. С миром "идей" человека связывает его бессмертная душа, по природе своей принадлежащая миру истинного бытия и лишь на время воплощенная в каком-либо теле. С материальным миром человек связан посредством тела, временного пристанища души. Связь между двумя мирами, обуславливающими промежуточное положение человека, осуществляется посредством эроса.

Стремление души к своей истинной, бессмертной вселенской сути - настоящая любовная демоническая страсть, импульс, которому подвержено все живое. Для выражения такого безотчетного и безумного влечения Платону подходит понятие любви как эроса, а не любви-дружбы (цпАлос), не нежной привязанности родителей к детям (аторуг|), и не просто любви к ближнему (ауалт). Философию эроса Платон развивает в диалогах "Пир" и "Федр". В них мотив эроса как томления по абсолюту переплетается с идеей познания как припоминания истин, которые душа знала, находясь в чистом, идеальном виде. Напряженность любовного устремления по воссоединению со второй половиной бытия Платон иллюстрирует в мифе об андрогинах существах, соединявших когда-то в себе две половинки - мужскую и женскую.

Андрогины за их самостоятельность и непокорность были расчленены Зевсом надвое.

Половинки существ стали с вожделением стремится друг к другу. В отсутствие второй половины андрогины бездействовали, умирали от голода и жажды. С тех пор, пишет Платон, "когда кому-либо случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое поразительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время.

И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно, хотят друг от друга" Видимо каждый "одержим стремлением слиться и сплавиться с возлюбленным в единое существо". Двойственному началу человеческой души соответствует и идея эроса у Платона. Эрос соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В диалоге "Пир" бог Эрот изображается как порождение Пороса и Пении, бога и смертной женщины. Эрот не бог и не человек, а демон, посредник между богом и человеком, он оказывается связующим звеном между земным и небесным и средством восхождения к Благу. Эрос происходит от нищеты - материи и богатства-логоса, исходит от Нуса и принадлежит Афродите-душе. Потому бог Эрот соединяет в себе пользу и вред, добро и зло, стремление к благу и нужду.

Эти свойства Платон делит между телом и духом. На стороне души оказывается благо, добро и бессмертие, на стороне тела - нужда, жестокость, зло. При всей ориентации на сущностный идеал, Платон далек от того, чтобы исключить из любви ту ее часть, что принадлежит телу. Для древнегреческого мировоззрения это неприемлемо. Сказывается чувственно-пластическое понимание космоса: влюбленным, по Платону, приятнее всего видеть любимого человека, и это ощущение зрения они предпочитают всем остальным, ибо зрением более всего питается любовь и благодаря зрению она возникает.

По Платону, тот, кто хочет избрать верный путь к высшим таинствам любви, должен начать с устремленности к прекрасному телу. Сначала он полюбит одно тело, потом поймет, что красота одного тела родственна прекрасному телу любого другого, и что, "если стремиться к идее красоты, то нелепо думать, будто красота у всех тел не одна и та же. Поняв это он станет любить все прекрасные тела". 2.5