рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этика Средневековья

Этика Средневековья - Контрольная Работа, раздел Искусство, Название: Этика Средневековья Учебная Работа По Дисциплине: - Бесплатные Реф...

Название: Этика Средневековья Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы.Этика и эстетика 15 Тема Этика Средневековья Содержание Введение 1. Предпосылки развития христианской этики. Взгляды Франциска Ассизского, Джованни Бонавентуры на отношения человека с богом 2. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского 3. Этика рыцарства 4. Городская этика и зарождение этики просветительского направления (ереси) Заключение Введение Европейская средневековая этика этика христианская.

Она складывается в жестких идейно-религиозных рамках, где практически невозможны вольнодумство и свободный поиск мировоззренческих ориентиров. Центральной ее темой, как и главной темой всей философии того периода, является вопрос о человеке и Боге. Все морально-этические поучения этой достаточно длительной эпохи сводятся, в конечном счете, к указанию путей, ведущих к царству небесному, земное призвано отступить.

В основе любых философско-нравственных размышлений лежит толкование текстов Священного писания Библии. Становление феодального способа производства, основанного на личной зависимости земледельцев-крестьян от феодалов «держателей земли» и внеэкономическом принуждении к труду, давало больший простор для развития общественного производства, чем при рабовладении. И если раб как «говорящее орудие» не нуждался во внутренней узде, то средневековый крестьянин относительно более свободен.

Поэтому возникает общественная потребность прибавить к механизму поддержания социальной стабильности, основанному на военно-политическом и правовом угнетении народных масс, идеологическую их обработку в духе добродетелей подчинения, смирения и послушания. К силе государственного принуждения необходимо было добавить внутреннюю готовность и согласие народных масс принять земную жизнь со всей ее несправедливостью, жестокостью и несовершенством. Лучше всего этим потребностям отвечала христианская религия. 1. Предпосылки развития христианской этики. Взгляды Франциска Асизскийого, Джованни Бонавентуры на отношения человека с богом Христианское учение нашло массовый отклик в сердцах людей, ибо давало простой и ясный ответ на вопрос, почему мир так несовершенен и испорчен, жесток и страшен.

Оно также обещало радикальное избавление от множества бедствий и зол. Таким ответом на вызов времени стала идея всеобщей греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю. Понятно, что идеи старой, античной этики с ее культом природы и разума, естественным и оптимистичным взглядом на человека, учением о его свободе и достоинстве, силе и могуществе, праве на наслаждение и счастье оказались совершенно неуместными.

Прежняя мораль и этика были отвергнуты именно из-за их принципиальной «бессовестности» самонадеянного сознания силы и достоинства свободного человека и гордого презрения к слабым. Нет, человек слишком ничтожен и немощен в силу своей внутренней испорченности и греховности. Поэтому только вера в Бога, надежда на него и беззаветная самоотверженная любовь к нему дают человеку силы и открывают пути к спасению! Переход от античности к средневековью ознаменовался в этике переворотом, суть которого состояла в том, что этика стала религиозной.

Поэтому вся основная проблематика христианского нравственного учения об источнике и природе морали, о критериях нравственности, о назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, о добре и зле восходит к Священному Писанию. [1, с.53] Этический идеал, разработанный христианскими богословами, получает поддержку в постановлениях римских пап и церковных соборов.

Исходя из иерархической системы ценностей, в которой высшее благо отождествляется с богом, а зло с материальным миром, церковь разрабатывает учение о восхождении человеческой души к богу как высшей цели человеческого существования. Средневековая мораль основывается на представлении о греховной, низменной природе человека.

В результате грехопадения Адама человек лишился своего идеального первобытного состояния. «Человек собрание мерзостей, пища червей», писал один из средневековых богословов. Только искупительная жертва Иисуса Христа способна избавить человечество от его мучений, и только через посредство церкви, приняв ее таинства, человек может искупить свой грех и достигнуть вечного блаженства. Таким образом, цель человеческого существования переносится в загробный мир; земная жизнь лишь приготовление к смерти.

Смерть тела есть освобождение души. Средневековые богословы-моралисты посвящали свои труды «науке благополучно умирать», т. е. приготовлению К безгрешной и безбоязненной смерти. Папа Иннокентий III писал в трактате «О презрении к миру»: «Мы умираем, пока живем, и лишь тогда перестанем умирать, когда перестанем жить». Презрение к миру, к потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному преходящему счастью, к богатству и славе считалось важнейшим требованием добродетели. В XII в. богослов Бернар Клервоский поучал свою паству: «Откажись от плотских наслаждений Любовь к богу удаляет человека от мира, а любовь к миру от бога». Самоуничижение, смирение, отречение от самого себя, самобичевание, истязание плоти всем этим человек мог надеяться стать угодным богу. Франциск Ассизский учил, что «следует ненавидеть наше тело со всеми его пороками и грехами, презрение и отвращение надо питать к телу, ибо все мы по нашей вине несчастные и гнусные, отвратительные черви». Самоотречение во имя веры возводится в степень высшего нравственного подвига.

Подвижничество во имя спасения погрязшего в пороках мира моральный идеал, пропагандируемый на протяжении всего средневековья в многочисленных «житиях святых». Идейной основой нравственности служило учение о бессмертии души, о неминуемом посмертном воздаянии за добродетели и за грехи.

Страх перед адскими муками и надежда на райское блаженство должны были удерживать людей от пороков и направлять их на путь добродетели.

Генерал францисканского ордена, крупнейший католический богослов Джованни Бонавентура (1221 1274) создал этическую систему, имевшую целью мистическое общение человека с богом. Все помыслы людей должны быть обращены к высшему, потустороннему миру. Отказавшись от рационального постижения чувственного мира, душа сосредоточивается на самопознании и приходит в состояние мистического экстаза. Обычные, мирские, человеческие добродетели играют при этом подчиненную роль, и только так называемые теологические добродетели вера, надежда, любовь, очищая душу, способствуют ее сверхъестественному «озарению». Достижение же высшего блаженства возможно только после смерти. [2, с.93] 2.

Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского

Рассмотрим последовательно взгляды двух крупнейших авторитетов среднев... Поэтому Вседержитель является одновременно моральным Абсолютом. В отли... Человеческие мерки не подходят для Божьего суда и высшего решения. Воля Бога может быть парадоксальной с частной людской точки зрения, ег... Осуждение богатства, стяжательства, ростовщического процента было напр...

Этика рыцарства

Вне сословных рамок рыцарская честь оборачивалась спесью, а воинская д... 4. Герой городского фольклора не бесстрашный паладин, а Рейнеке Лис, умею... В «бюргерской» ереси, представлявшей городскую оппозицию феодализму, н... Осуждая роскошь и расточительство, прославляя умеренность в пище, пить...

Заключение Так в оппозиционных движениях средневекового плебса зарождались элементы морали, основанной на отрицании частной собственности, эксплуатации, социального неравенства, вырабатывался смутный, облеченный еще в теологические одежды идеал справедливых общественных отношений и новой нравственности, отвечающей интересам угнетенных масс. По сути дела христианская этика воспроизвела и обосновала вынужденную аберрацию отчаявшегося сознания, когда в условиях тотального господства в земной жизни безнравственности человеческое стремление к правде и справедливости с необходимостью рождает веру в то, что если нравственность не в мире, то она по ту сторону его. Нужно только найти туда дорогу и твердо ей следовать. Следует также отметить, что и сам Христос не выдерживает характера, которым олицетворяет величие и бескорыстие духовного подвига любви, время от времени разражаясь угрозами в адрес отступников и маловеров и вспоминая геенну огненную, плач и скрежет зубов.

Даже смысл жизни человека в религиозной этике изымается из его личного бытия и приобретает потустороннее значение. « Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли для Господа живем, умираем ли для Господа умираем, всегда Господни», наставляет апостол Павел. Таким образом, достижения и гуманистический пафос христианской этики были исторически обусловлены и ограничены своим временем.

Литература 1. Кондрашев В.А. Этика: История и теория.

Р н/Д: Феникс, 2004 544с. 2. Очерк истории этики. Под ред Чагина Б.А. и др. М.: Мысль, 1969 430с. 3. Етика. За ред В.О. Лозового. К.: Юрінком Інтер, 2002 224с. 4. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М.: МарТ, 2003 416с. 5. Кропоткин П.А. Этика: избранные труды.

М.: Политиздат, 1991 196с.

– Конец работы –

Используемые теги: этика, средневековья0.055

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика Средневековья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Соотношение понятий этика, прикладная этика и профессиональная этика
Этика развивается более х тысяч лет являясь одной из наиболее древних человековедческих дисциплин Отцом этики считают древнегреческого... Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos под которым... В развитом состоянии этика представляет собой науку о морали содержащую две составляющих теоретические исследования...

Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ
Контрольные вопросы... В ч м с вашей точки зрения состоит проблема морального индивида... Каково отношение к смерти имело место в эпоху Античности в целом в героический период и в концепциях отдельных...

Тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика"
тема quot Предмет специфика и задачи этики Что такое этика quot... quot История этических учений quot... тема quot Этические учения Древнего Востока Древней Индии Древнего Китая quot...

ЭТИКА ДОЛГА И ЭТИКА СЧАСТЬЯ (НА ПРИМЕРЕ КАНТА И ГЕЛЬВЕЦИЯ)
В рамках этики были созданы различные этические системы, в которых предложены разные объяснения и нормативы морали.Одним из возможных подходов к… Эти два подхода ярко отражены в этике Иммануила Канта 1724-1804 и Клод Адриана… Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является…

Глава 5. Этика личности и корпоративная этика
Глава Этика личности и корпоративная этика... Законодательные правила и этикет... Этический свод законов компании В профессиональной сфере Хотя...

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ
ВВЕДЕНИЕ... Тема ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ ОБЩЕСТВА...

Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ
Контрольные вопросы... В ч м с вашей точки зрения состоит проблема морального индивида... Каково отношение к смерти имело место в эпоху Античности в целом в героический период и в концепциях отдельных...

Реферат по этике на тему Этика бизнеса
Реферат по этике на тему...

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ
ВВЕДЕНИЕ... Тема ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ...

Реферат По дисциплине: Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Тема: Этика взаимоотношений в быту
МВД России... ФЕДЕРАЛЬНОЕ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗ ННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам