Русская этическая мысль XIX - XX вв. Л. Н. Толстой

Русская этическая мысль XIX - XX вв. Л. Н. Толстой. Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) изложил свои этические идеи в публицистических и художественных произведениях: "Исповедь", "В чем моя вера", "Не могу молчать", "Отец Сергий" и др. В результате духовной работы и изучения христианства Толстой сделал вывод: * церковь исказила учение Христа; * Иисус являлся не Богом, а реформатором общества; * основой учения Христа является заповедь непротивления злу. Толстой рассматривал вопрос о смысле жизни, который включает понятия Бога, свободы и добра.

Для решения этого вопроса необходимо определить содержание жизни, которое бессмертно, не кончается вместе с жизнью человека.

Толстой утверждал, что смыслом жизни не может быть ни достижение эгоистических целей, ни служение всему человечеству (так как все это конечно). Жизнь человека получает смысл только в сочетании с Богом, который является: * абсолютным, бессмертным началом (Богом); * пределом человеческого разума (люди знают, что Он есть, но не могут объяснить, что Он есть такое). Свобода человека является стремлением к Богу как к истине.

Формулой любви и добра Толстой считал формулу отношения человека к Богу: " не моя воля, но Твоя да будет". Любовь к Господу является нравственным императивом и реализуется через: * отношение человека к себе: * осознание своего несоответствия божественному идеалу; * стремление спасти душу (божественное начало в человеке); * отношение к другим людям: * братское отношение; * осознание равенства всех людей перед Творцом.

Учение Иисуса Христа является этикой любви. Л.Н. Толстой утверждал, что важнейшей заповедью в учении Христа является "Не противься злому", которая есть: * абсолютный запрет насилия; * формула закона любви. Толстой определял насилие следующим образом: * физическое насилие (убийство, угроза убийства); * воздействие извне; * узурпация свободной воли человека. Насилие является противоположностью любви и тождественно злу. Индивидуальный отказ от насилия является важнейшим этапом в борьбе со злом и обязательным элементом самосовершенствования личности.

Ненасилие позволит достичь спасения души человека и единения людей. Непротивление злу, в понимании Толстого, означает непротивление физической силой. Ненасильственное сопротивление злу возможно через духовное влияние (убеждение, дискуссию, протест и т. п.). Целью ненасилия является достижение мира в человеческом сообществе. Толстой утверждал, что нет случая насилия, которое можно нравственно оправдать.

Нельзя оправдать насилие даже ради предотвращения большего насилия (казнь преступников и т. п.). Свойством насилия является его воспроизведение в еще больших масштабах: "Вы 1000 лет пытались уничтожить зло злом и не уничтожили его, а увеличили его" (Иисус Христос). Толстой считал, что не существует права на убийство. Оно противоречит: * общечеловеческой морали; * христианским идеалам, идее равенства людей перед Богом; * законам разума и логики. 5.