Виды орнамента

Виды орнамента.

Изучение способов и видов украшений сосудов культуры Яншао – важное звено в исследовании керамического производства эпохи неолита в Китае. Детальный анализ узоров на керамических изделиях позволяет выявить наиболее характерные особенности орнаментации, проследить эволюцию росписи на протяжении этого времени развития культуры. Орнамент обычно тесно связан с формой изделия. В разнообразных по виду узорах запечатлено эстетическое осмысление древним художником окружающего мира. Разного рода узоры и стилизованные изображения скрывают сюжеты религиозного или колдовского содержания, в них зашифрованы древние обряды и магия первобытных людей, их загадочный духовный мир. В бассейне Хуанхэ в эпоху неолита сложились устойчивые принципы и формы орнаментации, которые во многом раскрывают художественные традиции всей культуры в целом.

Поэтому исследование мотивов и стиля росписей на керамике Яншао позволяет определить истоки и этапы развития декоративно-прикладного искусства Древнего Китая. Орнаментальные мотивы керамики культуры Яншао отличаются своеобразием и оригинальностью.

Как уже было отмечено в предыдущей главе, в зависимости от характера обработки поверхности керамика культуры Яншао подразделяется на две большие группы: в первую входят сосуды с гладкой, иногда тщательно отполированной поверхностью. Вторая группа, более многочисленная, состоит из сосудов, поверхность которых орнаментирована. Далее на основе классификационной схемы приемов и видов орнаментации проводится анализ многообразных узоров керамики Яншао. Известны четыре способа ее орнаментации: 1) Резной; 2) Штампованный или «вдавленный»; 3) Налепной 4) Роспись Каждый способ включает определенное количество видов орнамента.

Резной орнамент наносился обычно на верхнюю часть сосудов. Этот орнамент представлен тонкой или широкой горизонтальной линией. Резные тонкие или широкие линии украшали тарелки минь и горшки гуань. Штампованный узор подразделялся на четыре разновидности: оттиски, веревки, плетеные изделия и «ногтевой» узор. Налепной орнамент характеризуется наличием выпуклых налепов, полос и зооморфных изображений, а также растительных и геометрических мотивов.

Каждый вид орнамента подразделяется на своеобразные группы узоров, характерные для определенных сосудов. Геометрический орнамент – наиболее широко распространенный вид росписи. Большое многообразие геометрических узоров заставило разработать более детальное их подразделение.

Среди вариации узоров удалось выделить 15 простейших элементов: точечный, узор из полос, комбинации простейших геометрических фигур, зигзаги, спиралевидные, кресты и сложные узоры. Разнообразные сочетания их образуют большое число сложных узоров геометрического орнамента. Они, в свою очередь, объединены по группам в зависимости от главного элемента, составляющего узора. Всего в бытовой керамике выделено 16 групп узоров геометрического орнамента. Наиболее популярным мотивом был рисунок плетенки, который на разных этапах развития культуры обогащался новыми деталями и претерпевал изменения.

Керамические изделия, предназначенные для еды, украшали снаружи и внутри узорами в виде брызг, кругов, клеток, волнистых линий. Зооморфные изображения, отличающиеся необычайным совершенством и реалистичностью, представлены фигурами лягушек, оленей и рыб. Изредка художник рисовал человеческие лица: такие рисунки обычно украшали горловину или крышки сосудов. 3.2.