Особенности орнаментации керамических комплексов

Особенности орнаментации керамических комплексов.

Типологический анализ керамики Яншао, а также стратиграфические данные позволили выделить четыре больших комплекса, которые представляют четыре последовательных этапа эволюции керамики Яншао – Баньпо, Мяодигоу, Мацзяяо и Мачан. На поселениях Баньпо из всех приемов орнаментации самыми излюбленными стали резные и штампованные узоры. Для крашенной керамики Баньпо особенно характерны антропоморфные и зооморфные изображения, а также геометрические вариации орнамента.

Наиболее популярно изображение на сосудах человеческого лица в сочетании с рисунком рыбы. Детально разбор зооморфного орнамента позволил уловить несколько основных моментов постепенного его преобразования в геометрический. Антропоморфные и зооморфные изображения в росписях отличаются подчеркнутым реализмом, а в геометрическом орнаменте преобладают простые и незамысловатые мотивы. Что касается орнаментации Мяодигоу, то она отличается заметным усложнением узоров. Особенно широкое распространение получили налепной орнамент и роспись.

Налепной орнамент стал значительно разнообразнее. Кроме выпуклых налепов и полос появляются зооморфные изображения. Роспись на изделиях из Мяодигоу отличается более сложным характером и представляет собой всевозможные сочетания геометрических фигур, растительных узоров и зооморфных изображений. Наряду со старыми, заимствованными из предшествующего этапа, мотивами возникают новые, которые широко используются в последующие периоды развития культуры Яншао. Главная отличительная особенность орнаментики второго комплекса – появление и широкое распространение изображений птиц и цветов, что не характерно для Баньпо.

В Мацзяяо происходит дальнейшее совершенствование орнаментации керамических изделий. Резные, штампованные и налепные узоры применяются здесь значительно реже. Самый распространенный прием орнаментации в Мацзяяо – роспись. Крашенная керамика представлена в третьем комплексе очень широко. Росписи подвергается значительно большее количество изделий, нежели в предшествующих по времени комплексах.

Антропоморфные и зооморфные изображения претерпели дальнейшую стилизацию рисунка. Черная краска, применявшаяся для росписи керамики, отличается более высоким качеством, чем в Баньпо и Мяодигоу, в то же время красная краска более не применяется. Для росписи Мацзяяо характерны более сложные и плавные спиралевидные рисунки. В отличие от первых двух комплексов, в Мацзяяо чаще всего росписью покрывали всю поверхность сосуда.

Характер орнаментов из Мачан свидетельствует о дальнейшей эволюции керамики Яншао. Большинство изделий, найденных на стоянках последнего комплекса, украшено сложнейшими геометрическими узорами. Роспись, наиболее распространенный прием орнаментации, отличается многоцветными и более сложными узорами, чем в начале развития культуры. Жертвенные сосуды обычно расписывались специальным орнаментом, имеющим в качестве обязательных элементов красную и черную полосы. Кроме того, для погребальных урн особенно характерен спиралевидный узор, достигший в эпоху Мачан своего наивысшего расцвета.

Расписные сосуды мачанского комплекса отличаются тем, что впервые при обработке стенок начал широко применяться ангоб плотного красного цвета с темным оттенком. Росписью покрывались теперь не только тулова сосуда, но и ручки. Антропоморфные изображения, украшавшие изделия этого комплекса, претерпели значительные изменения и подверглись дальнейшей стилизации. 3.3.