рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Семантика орнаментации керамики культуры Яншао

Работа сделанна в 2012 году

Семантика орнаментации керамики культуры Яншао - Курсовая Работа, раздел Искусство, - 2012 год - Керамика культуры Яншао Семантика Орнаментации Керамики Культуры Яншао. В Искусстве Неолитической Рас...

Семантика орнаментации керамики культуры Яншао. В искусстве неолитической расписной керамики ярче, чем в каком-либо другом материале, отражен интеллектуальный мир обитателей Китая новокаменного века. Являясь отражением предметов и явлений реального мира, орнаментика сосудов имеет совершенно определенный смысл, выражает ряд чрезвычайно сложных идей и понятий.

Это не просто украшения, это некие знаки, которые скрывают важные детали жизни древних людей, их взгляды на природу и человека. Эти знаки представляют сложную систему взаимоотношений людей в первобытном обществе.

Росписи на неолитической керамике Китая несут определенную и значительную смысловую нагрузку, представляют собой символы различных общих представлений человека того времени об окружающем его мире. Важно отметить, что все росписи определенным образом связаны с ритуальными обрядами, культом предков и космологией. Расшифровка элементов орнамента на яншаоской керамики раскрыла суть религиозных представлений людей каменного века Китая. Эта суть заключается в анимистических верованиях, раскрывающиеся в обрядах и ритуалах в честь земли, неба и солнца.

Неолитические обитатели бассейна Хуанхэ обладали тотемистическими воззрениями. Наиболее ярко тотемизм яншаосцев проявляется в их желании украсить сосуды изображениями человека-рыбы. Эти узоры, связанные с верой в превращение человека в его тотем и обратно, говорят о том, что яншаосцы считали рыбу своим предком – тотемом. Как отмечает А. П. Окладников, аналогичное явление наблюдается в неолите Сибири.

Недаром излюбленной темой неолитических скульпторов, а также постоянным героем многочисленных мифов и неотъемлемой часть шаманского культа у многих племен Сибири долгое время оставался налим. В системе религиозных верований яншаосцев важное место занимал культ предков. На это указывает, в частности, специальный узор, выполненный черной и красной краской, который наносился на погребальные сосуды. Использование красной краски в росписи жертвенных урн имело ритуально-символическое значение, отражавшее веру древних жителей Китая в возможность воскрешения из мертвых.

Одну из самых главных основ религиозных идей яншаосцев представлял культ женщины-матери и матери-земли. Для земледельцев эпохи неолита проблема плодородия имела чрезвычайно важное значение и поэтому тесно связывалась ими с культом женского начала. Это раскрывают изображения раковины каури, часто повторяющийся элемент на сосудах Яншао. Раковины каури, как известно, издавна считались символом женской плодовитости.

Если говорить о символике росписи древней керамики, то она, несомненно, была связана с космографией, орбитами небесных тел и с календарем. Важно запомнить, что анализ узоров на бронзовой утвари и других предметах искусства эпохи Шан и Чжоу служит своеобразным ключом к раскрытию смысла ряда орнаментальных мотивов Яншао. Круг – один из наиболее распространенных элементов геометрического орнамента культуры Яншао. В поздние период диски и круги широко применялись для украшения могильных памятников, стен домов, ворот и других сооружений.

Они либо свисали с верхних балок, либо прикреплялись между двумя горизонтальными бревнами. Исходя из этого, можно утверждать, что круги и диски геометрического орнамента неолитических сосудов представляют собой более или менее близкое к оригиналу изображение действительных предметов. Ханьские круги, или диски «би», украшавшие стены и колонны, в эпоху позднего Чжоу были символами культа неба и солнца. «Би» использовались в ритуальных целях, при погребальных обрядах, а также как эмблемы отличий.

Существует особый тип «би», который разделяется на три части надрезами на внешней стороне диска. Такой «би» обозначает звезды Большой Медведицы. Следует заметить, что этот диск не что иное, как изображение орбиты созвездия. Он никогда не означал небо, солнце или луну. Как уже отмечалось, круг – символ не только неба, но и солнца. Подтверждением этому служит древняя идеограмма для солнца, представляющая круг с точкой или тире в центре.

Овалы и круги в эпоху Шан и Чжоу связывались с изображениями солнца и луны. На некоторых сосудах Яншао также изображались круги, которые, скорее всего, обозначали движение небесных тел. Представление о движении небесных тел отражены в орнаментальных мотивах неолитической крашеной керамики Яншао. Согласно древней китайской мифологии, небесный свод имеет девять кругов и вполне возможно, что круговые узоры на яншаоской керамике изображают различные участки неба. Круг со знаком свастики внутри – узор, известный с древнейших времен во всем мире. Его значение связано с символикой солнца.

Кроме то, его можно толковать как знак смерча или вихря. Основываясь на подобных предположениях, можно отнести этот знак к группе космических символов, отражающих движение небесных тел. В Китае этот знак использовался на космологических картах, применяемых в гаданиях, а также на космических зеркалах. Не исключено также, что свастикоподобные знаки символизируют движение.

Четыре ответвления на концах ассоциируются с вращением колеса. Сама по себе форма свастики дает основание предполагать, что существует связь между этим знаком и движением – круговым вращением. Узор, состоящий из креста с точками между перекладинами или без них, вызвал некую дискуссию о своем назначении. А. Баллинг считает, что этот знак означает вращение, а Х.Рид связывает его с культом плодородия. С кругами тесно связаны по символики спирали. Спираль, как и круг, является «вторичным» узором, вероятнее всего, передается движение каких-либо вращательных предметов.

Разнообразное количество спиралей в узоре, могло указывать на число прядей, которые использовались в процессе прядения или плетения. Б.Л. Богаевский считает, что спираль является носителем идеи погребального культа, так как она встречается в погребальном орнаменте на керамики Баньшань. И.Г. Андерсон связывал узор двойных спиралей с изображением дракона с извивающимся телом. Но чаще всего дракон связывался с небом.

Каждая из девяти областей неба, согласно древней китайской космологии, управляется драконом. Треугольники и шевроны – еще один тип орнамента в культуре Яншао. А.Баллинга полагал, что узор треугольника символизирует горы. Итак, исследования геометрического орнамента на неолитической керамике культуры Яншао показало, что все росписи так или иначе связаны с ритуальными обрядами, культом предков и космологией. Различные мотивы геометрического орнамента на крашеной керамике имели для людей той эпохи определенное значение, были неотъемлемой частью их существования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Керамика культуры Яншао

Китайская цивилизация зарождается около пяти тысяч лет назад, однако, письменные источники охватывают только 3500 лет. Поднебесная рано достигла… Археологические исследования, которые проводились в Китае в течение последних… Отсутствие полного и всестороннего анализа керамического производство периода Яншао значительно затрудняет решение…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Семантика орнаментации керамики культуры Яншао

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История формирования культуры Яншао
История формирования культуры Яншао. Наиболее древние памятники, которые можно причислить к произведениям искусства, были обнаружены на севере Китая. Они относятся к IV – III тысячелетиям до н.э. В

Технология яншаоской керамики
Технология яншаоской керамики. Керамика культуры Яншао разнообразна: посуда, орудии труда, украшения, игрушки, скульптура. Особенно широко представлена посуда, которая по составу теста подра

Виды орнамента
Виды орнамента. Изучение способов и видов украшений сосудов культуры Яншао – важное звено в исследовании керамического производства эпохи неолита в Китае. Детальный анализ узоров на керамиче

Особенности орнаментации керамических комплексов
Особенности орнаментации керамических комплексов. Типологический анализ керамики Яншао, а также стратиграфические данные позволили выделить четыре больших комплекса, которые представляют чет

Использованные источники и литература
Использованные источники и литература. Арапова Т.Б «Фарфор и керамика Китая», М 2007 2. Белецкий П «Китайское искусство. Очерки», Киев, 1957 3. Богачихин М.Н «Керамика Китая. История, легенды, секр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги