Особенности российского модернизма

Содержание: I. Введение II. Период модернизма III. Обличие модернизма IV. Национально-романтический стиль V. Архитектура модернизма. 5 A. Готика и модерн VI. История стиля модерн VII. Модерн в декоративно-прикладном искусстве. 10 A. Ювелирное дело 10 B. Стекло и фарфор 11 C. Мебель 11 D. Плакаты и афиши VIII. Выставки в Москве и Петербурге IX. Станковые искусства в стилистике модернизма X. Заключение(выводы) XI. Список литературы 18 Для меня модерн – это прежде всего фантастически красивые особняки Шехтеля в Москве, огромные хрустальные люстры, но не правильно круглые, а овальные, с капризным наклоном, настольные лампы с утолщенной, покрытой ярким линейным орнаментом ножкой… Словом, для меня это скорее предметы декоративно-прикладного искусства, сделанные в эстетике модерна, а не станковые виды искусства.

Но такова уж многообразность нового стиля, что, увидев некоторые изделия, хочется приходить и видеть их снова и снова, а другие не то чтобы раздражают (в этом я не согласна с выборочными мнениями современников стиля модерн, но ведь мне и не доводилось жить в тех условиях, когда от вещей нового стиля просто невозможно скрыться), а просто рассматривается как интересный экспонат в музее, но специально на него смотреть не придешь больше двух раз. Например, в Абрамцево меня поразила сама усадьба с ее природой, церковью и деревянными домиками нежели резная деревянная мебель или врубелевская майолика.

В то же время особняки Шехтеля очаровали, и остается только сожалеть, что их интерьеры доступны для обозрения «человеком с улицы» только в качестве альбомных иллюстраций. Модерн, стиль модерн, «новый стиль» - так чаще всего именовали в России современники весьма заметное направление в пространственных искусствах 1890-1900-х годов, обнаруживавшее видимое сходство с общеевропейскими исканиями этой эпохи в различных странах называвшееся по-разному: Art Nouveau, Jugenstil, Modern style и т.д противопоставлявшее свою принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической утилизации наследия всех веков и народов. Не менее принципиальна для модерна была и его претензия быть именно стилем, его стремление воплотить дух современной эпохи полно и цельно, во всеобъемлющих и только ей принадлежащих художественных формах, как это было свойственно великим стилям прошлого.

Но те стили возникали в развитии культуры органически и осознавались как целостные художественные системы лишь впоследствии, уже ретроспективно.

Модерн же именно начинался с желания быть стилем, выдвигал и отстаивал принципиальные стилевые программы.

Забегая вперед можно сказать, что следовало бы говорить не о каком-то одном направлении, а о ряде устойчивых типологических признаков, объединявших произведения художников, подчас несхожих общественных устремлений и творческой индивидуальности.

Можно без особого труда составить перечень тех русских мастеров, творчество которых прежде всего определяло разные стороны и грани русского модерна. В изобразительном искусстве это В.М. Васнецова, М. А. Врубель, М.В. Нестеров, А. Я. Головин, В. Э. Борисов-Мусатов, А.С. Голубкина, Е.Д. Поленова, С.В. Малютин, И. Я. Билибин, М.В. Якунчикова, ведущие деятели «Мира искусства»: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А.Н. Бенуа. Называя мастеров модерна в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, понадобится повторить имена В.М. Васнецова, М. А. Врубеля, С.В. Малютина, дабавив к ним Ф. О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Ф.И. Лидваля, Н. В. Васильева, Н. Я. Давыдову, Н. П. Ламанову Однако было бы гораздо проще перечислить всех художников, так или иначе связанных с модерном, отдавших ему дань в тот или иной период своего творчества.

В таком случае список бы значительно увеличился. Явные признаки «нового стиля» можно обнаружить, например, в некоторых произведениях В.А. Серова и К.А Коровина, В.В. Кандинского, Н. К. Рериха, И.И. Левитана и К.С. Петрова- Водкина.

К тому же надо отметить, что противоречивая эстетическая природа модерна была такова, что творчество лишь второстепенных живописцев, скульпторов, графиков могла целиком соответствовать идейным и стилевым нормам этого движения. Любой действительно крупный мастер, формируя «новый стиль», способствуя его развитию в то же время выходил за его пределы, устанавливая более многообразные и глубокие связи между своим искусством и реальной действительностью.

Назовем некоторые события русской художественной жизни, формировавшие творческую программу и те общественные вкусы, которые способствовали его развитию.

Период модернизма

Характеризуя период, отмеченный в искусстве существованием «нового сти... Период модернизма. Введение в научный обиход такого многозначительно историко-культурного... Ярче всего модерн воплотился в произведениях, формирующих реальную сре... Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни,...

Обличие модернизма

Рядом с орнаментами, воплощавшими духовную экспрессию времени в динами... Новизна модерна сразу же оказалась несомненной. Даже переплеты окон ветвились, заполняя плоскость узорным плетением др... В России в столярных и керамических мастерских крупные художники вручн... Он знает и заполнение плоскостей густой фактурной рябью прорезной лист...

Национально-романтический стиль

Национально-романтическое» направление, как его обычно не совсем точно... Национально-романтический стиль.

Архитектура модернизма

Тому же зодчему принадлежит монументальное здание Ярославского вокзала... Лишь значительно позже мне удалось увидеть интерьеры зданий модерна, и... Шехтель смело трансформирует композиционные и декоративные приемы «гот... Особняк облицован светлым глазурированым кирпичом, что типично для зда... Именно такую уравновешенность прививал своим ученикам наставник Лидвал...

История стиля модерн

В русском модерне, особенно в зодчестве и в прикладных видах творчеств... Второе направление во многом опиралось на приемы стилизации, выработан... Подчеркнутым гипертрофированием национальных форм древнерусского зодче... В архитектуре в основном это течение оказалось ведущим и определяющим.... Нередко истоки модерна в России связывают с идеями и воздействием запа...

Модерн в декоративно-прикладном искусстве

В их графическом языке, возможно, от этого несколько ослабевает «натис... Фаберже, приобретшей мировую известность уже в те годы. Именно расчет на быт, повседневность – причина того, что сохранилось н... Огромные «тянутые» хрустальные вазы Императорского завода с их сверкаю... Это в особенности касалось ювелирного дела и изделий из серебра, изгот...

Выставки в Москве и Петербурге

Экспонировались майоликовые изделия, вышедшие из абрамцевской мастерск... Лалика и обширную коллекцию японской цветной гравюры. . Выставки в Москве и Петербурге. Коровина являли единственную в своем роде попытку использовать «мириск... Головин, А.

Станковые искусства в стилистике модернизма

По своим формальным качествам майолика Врубеля является скорее декорат... Его занимала тема городской жизни Петербурга. На пути к своему новому стилю Добужинский трансформирует городскую тем... Пушкина. Конечно, влияние это не было случайным, и дело касалось вовсе не прост...

Заключение (выводы) Ярко вспыхнувшее на заре нашего столетия искусство модерна отгорело сравнительно быстро, и хотя много споров вызывают причины его вырождения, кажется наиболее вероятным, что ошеломляющая новизна форм, вычурность фантазии и смелость приемов приедались.

Постоянно нагнетаемая нервозная подвижность начинала казаться навязчивой, банальной, вульгарной. Эпоха модерна завершила крупнейший цикл развития искусства. Модерн как антиэклектическое движение, ставившее своей целью уничтожить "бесстилье", по сути, не ушел от эклектики. Он вобрал ее в себя, обобщил ее опыт в попытке создать что-то новое, но на базе старого.

Таким образом, модерн явился завершающим звеном эклектики. В свою очередь, эклектика подвела итоги глобального периода историзма, берущего свое начало с эпохи Возрождения. Очевидный вывод: период модерна окончил развитие искусства, начиная чуть ли не с античности. Выполнил ли модерн задачи, поставленные перед ним в конце эпохи эклектики художниками и архитекторами? Главная идея, служившая его источником появления и двигателем развития - создание большого, "интернационального" стиля, осталась нереализованной - модерн не создал стиля в традиционном понимании этого термина, то есть не были очерчены каноны, по которым должно создаваться стилистически чистое произведение, ведь модерн сохранил многокрасочность эклектики.

Модерн угас, завещав важнейшие свои художественные открытия идущим вслед направлениям, в частности, столь ему по внешности противоположному конструктивизму. Но его декоративная система и, особенно, всепроникающий манерно-подвижный орнамент на целые десятилетия получили устойчивое клеймо «дурного вкуса». Как мне кажется, немалую роль в этом сказало широчайшее распространение дешевых фабричных изделий.

Но, как это всегда получается, столь жесткий приговор впоследствии был решительно пересмотрен, и модерн стал на некоторое время истоком новой, уже ретроспективной моды. Сегодня его наследие - интереснейший предмет изучения, первоисток и наглядная модель стилевых исканий нашего века. Список литературы: 1. История русского и советского искусства, «Высшая школа», М 1989. 2. Борисова Е.А, Стернин Г.Ю Русский модерн, «Советский художник», М 1990. 3. Неклюдова М.Г Традиции и новаторство русских художников ХIХ века, «Искусство», М 1991. 4. Горюнов В.С Тубли М.П Архитектура эпохи модерна, «Стройиздат СПб», СПб, 1994. 5. Герчук Ю.Я Что такое орнамент «Галарт», М 1998.