рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие толерантности на современном этапе

Развитие толерантности на современном этапе - раздел Искусство, Региональная и этнокультурная политика в Оренбуржье Развитие Толерантности На Современном Этапе. На Настоящем Этапе Развития Наци...

Развитие толерантности на современном этапе. На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений социально-психологические проблемы их жизнедеятельности вышли на первый план. Это закономерно обусловлено как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в обществе. Негативную, будоражащую национальные чувства роль сыграли разочарование в недавнем прошлом, методичное навязывание своей информационной системой установки на полную ущербность прошлого, социально-политический, экономический и духовно-нравственный кризис, отсутствие доверия к государственной власти.

Серьезные изменения, произошедшие в последние десятилетия во всех сферах социальной жизни, затронули широкий спектр отношений общества и личности.

Следствием этого стало то, что в российском обществе крайне редко гневное и осуждающее отношение к другим мнениям сейчас уступает место признанию права на их существование. Политические оппоненты крайне редко соглашаются с тем, что носители иных взглядов также озабочены судьбой своей страны, хотя и предлагают другие пути и средства ее развития.

Поэтому вне всякого сомнения распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу стали насущной потребностью современного общественного бытия. Но как многие широко используемые категории, понятие толерантности содержит в себе несколько возможных интерпретаций, по поводу которых разворачиваются споры не только между противниками принципа терпимости, но и между его сторонниками. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркнуто: «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими» . А в федеральной целевой программе сказано, что « толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям» . Реальные возможности реализации толерантности в современной России, как и в любом обществе, зависят от существующих социальных, культурных и правовых традиций, уровня общей культуры, подготовки и умонастроения лиц, призванных его реализовывать.

Воспитание культуры чувств следует рассматривать как одну из первооснов формирования толерантной жизненной позиции, рассматривать в плане их конкретности и общественной значимости, их богатства и силы выраженности, характера их проявления и в их содержательности, в способности каждого человека управлять ими в различных ситуациях, так как чувства оказывают огромное влияние на все виды его деятельности.

К сожалению, в последние годы мы все чаще слышим о проявлении чувства национальной розни, расистских, экстремистских настроениях в обществе.

Проблемы этнической толерантности в России - стране многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной - особо актуальны.

Как показывают результаты социологических исследований, наблюдается снижение уровня толерантности у населения. Как правило, снижение к толерантности к представителям некоторых этнических групп наблюдается после террористических актов.

Несмотря на то, что 72,5% не испытывают неприязнь к людям другой национальности, возможность возникновения конфликтной ситуации налицо. Можно предположить, что неприязнь к представителям других национальностей вызвана предрассудками, низким уровнем общей культуры (но ведь это элита, руководители). Возможно, это реакция на имеющиеся факты негативного отношения к себе, к людям своей национальности. Так, постоянно или часто приходилось сталкиваться в повседневной жизни с неприязненным, враждебным отношением к людям своей нации — 49,0% опрошенных. Правда 41,7% отметили, что редко; не приходилось и никогда не сталкивались с неприязненным отношением — 3,9% . Таким образом, толерантность как ценностное отношение человека к другим людям можно отнести к сущностным, свойственным природе человека качествам.

Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, как отклонениям от нормы, как к проявлениям чуждости и враждебности по отношению к себе. Для постепенного распространения в российском обществе духа и принципов толерантности важное значение имеет утверждение в нем свободы совести, отношения к последователям любого религиозного или светского течения, мировоззренческих систем без их дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку. 7. Плюрализм в национальной политике и межнациональное взаимодействие в условиях полиэтнической области После распада СССР в современной России, в первые годы перестройки, отсутствовали какие-либо механизмы регулирования межнациональных отношений.

Однако резкое обострение межнациональных противоречий в обществе продиктовало необходимость выработки органами государственной власти эффективной, перспективной, ситуационной национальной политики в целом как по стране, так и на местах.

Сегодня в России формируется правовая база межнациональных отношений: Указом Президента утверждена Концепция национальной политики Российской Федерации, принят ряд законов, в частности, «О национально-культурной автономии». Оренбуржье в отличие от регионов России с элементами политической или военной конфронтации является регионом с устойчивой политической системой.

Оренбургская область имеет политически влиятельных лидеров, обладает достаточно развитым экономическим потенциалом, не втянута в политические и межнациональные конфликты.

Это в большей степени связано с тем, что первые руководители региона (глава областной администрации, председатель областного Законодательного собрания) уже длительное время находятся у власти и пользуются поддержкой населения. В Оренбуржье органы государственной власти проводят национальную политику с учетом геополитического, социально-экономического, политического положения региона. Исторически сложилось так, что в Оренбуржье основными и доминирующими являются славянские, тюркские, финно-угорские народы.

Заселение и хозяйственное освоение обширного края крестьянами разных национальностей, с одной стороны, соседство с районами традиционного проживания татар, башкир, казахов, чувашей, с другой стороны, это и наложило своеобразный отпечаток на национальный состав населения области. Татары и русские за многие столетия совместного проживания сумели найти формы толерантного существования. Поэтому отношения православия и ислама в целом носят терпимый характер.

Татарский вариант ислама сегодня называют «евроисламом», т.к. он очень прагматичен. Наблюдается политизация ислама. Представители общества «Hyp», «Союза мусульман России» в период выборных кампаний активно используют священнослужителей, мечети, паству для достижения своих целей. В свою очередь, это вызывает неадекватную реакцию у определенной части русского населения. Восприятие одних этнических групп и выражение антипатий к другим является качественным показателем социальной и этнической толерантности.

Сравнивая изучаемые нами национальные группы, следует отметить, что ксенофобия более свойственна русской молодежи, среди которой 36% выразили нежелание явное нежелание контактировать с представителями некоторых народностей. Ксенофобию по отношению к другим можно отметить и у татар (выразили 22% опрошенных). Полное неприятие наблюдается у татар и к проблеме возрождения казачества.

Оренбург - казачий край. Существовавшее ранее Оренбургское казачье войско было многонациональным, где служили также и татары. Сегодня казачество возрождается. Однако отношение к данной этнической общности неоднозначное, особенно у татар. Только 7% татар, проживающих в области, считает возрождение казачества в целом положительным явлением, 43% ответили отрицательно, 50% затруднились с ответом28. Причина неадекватного восприятия казачества в том, что созданные казачьи организации, как правило, за редким исключением, мононациональны.

Организуются казачьи сходы в большинстве русских бывших казачьих станиц. Да и порой непродуманные программы, заявления казачьих лидеров настораживают представителей татарского населения, а порой встречают полное непонимание у татарского населения. Таким образом, процессы, происходящие в обществе, оказывают существенное влияние на межнациональные контакты в регионах с полиэтническим составом населения, коим и является Оренбуржье. И поэтому проблема совместимости культур приобретает сегодня важное значение приобретает как фактор стабильности и межкультурного сотрудничества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Региональная и этнокультурная политика в Оренбуржье

Для Оренбуржья, специфичного своей многонациональностью, характерно стремление населяющих область этнических групп к возрождению, сохранению и… Общероссийские этнополитические процессы, связанные с глобальным изменением… Власти в современных условиях необходим партнер, соратник и союзник в лице гражданского общества. Реализации этой идеи…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие толерантности на современном этапе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений
Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений. Российские средства массовой информации должны играть активную роль в реализации государственной национальной политики.

Культура межнационального взаимодействия
Культура межнационального взаимодействия. Оренбуржье представляет собой уникальное в этническом плане образование, на бескрайних просторах которого сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнич

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги