рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Хоровой концерт А

Хоровой концерт А - раздел Искусство, Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в. Хоровой Концерт А. И. Красностовского «Господи, Господь Наш»: Общая Характери...

Хоровой концерт А. И. Красностовского «Господи, Господь наш»: общая характеристика Красностовский Алексей Иванович родился 15 марта 1880 г. в Петербурге в семье отставного солдата.

Проходил обучение в Регентских классах Придворной певческой капеллы.

Окончил СПб. консерваторию по классу композиции и оркестровки у Н.А. Римского-Корсакова. С 1900 г. регентовал в различных храмах Петербурга. Служил церковным регентом и учителем пения в приюте Синего Креста, а затем в женской Покровской общине. Некоторое время регентовал в Орле. В 1908 г. занял место регента в кафедральном соборе города Выборга.

После 1917 г. оказался в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. В 1938 г. эвакуировался вглубь Финляндии, в связи с угрозой захвата Выборга советскими войсками, и прожил в деревне Мигол, близ Таммерфорса до 1950 г. Позже жил в Хельсинки и писал труды по композиции. Автор духовных и светских музыкальных произведений, пьес для фортепиано, романсов. Скончался 7 февраля 1967 г. в Хельсинки.

Концерт Красностовского написан на текст восьмого псалма из «Псалтири». Панегирического характера, близок «хвалебным» концертам, славящим Господа. Но не менее важным является прославление человека как высшего творения Создателя: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, Яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу, Враг Твоих ради, еже разрушити врата и местника. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его; или сын человеч, яко посещаеши его; Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: Овцы и волы вся, еще же и скоты польския.

Птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Композитор свободно использует старославянский текст псалма: исключает вторую строфу, выделяет отдельные фразы, словосочетания, неоднократно повторяя их. Начальная строфа определяет общий характер хорового концерта: возвышенный, хвалебный гимн. В концерте 4 части с традиционной трактовкой: крайние разделы написаны в оживлённом темпе, середина медленно-умеренная.

Не случаен и выбор тональности C-dur светлая, безоблачная. Здесь композитор следует традиции барочных мастеров, связывая эту тональность с аффектом, как у Бортнянского радости, ликования. Тональный план концерта весьма консервативен. В нём представлены тональности диатонического родства.

Форму можно трактовать как слитно-циклическую. Крайние части выгодно обрамляют произведение. Форма концерта строится как непрерывный многочастный цикл, развёртывающий галерею гимнических образов; то контрастирующих между собой, то сходных. Характерной чертой этой цикличности является непрестанное обновление тематического материала. В конце произведения повторяются все начальные слова. При этом повторяется и музыка, но варьированно. III. Анализ произведения Открывается концерт торжественной ликующей темой гимнического характера.

В светлой тональности C-dur, tutti всего хора на f, она сразу же взлетает вверх, достигая вершины g 2 (восходящий квинтовый скачок у сопрано). Вторая фраза «яко чудно имя Твое по всей земли» представляет собой так называемое «ломаное» нисходящее движение в мелодической линии верхнего голоса. Фактура гармоническая с полной ритмической тождественностью голосов. Статичность, потактовая «застылость» гармонии на словах «Господи, Господь наш» (T-D) олицетворяет величие и непоколебимость образа Всевышнего.

Завершается первое предложение унисонным звучанием (октавный унисон) на V ступени на доминанте. Во втором предложении происходит развитие, «раскручивание» музыкального материала: восходящее секвенцирование (модулирующая секвенция по тональностям I степени родства), ритмическое развитие, приводящее к некоторой самостоятельности отдельно взятых голосов. Но всё объединяется в каденции классического образца (II7 - K64 - D7 - T). Начальный период по структуре состоит из двух предложений не повторного строения, неквадратный (5т + 6т), с серединной каденцией на D, заключительной на T (вопросо-ответная структура). нового текста меняется и музыкальный материал.

В первую очередь происходит смена тональности уход в доминантовую сторону G-dur. Новый тематический материал не контрастирует, а дополняет предыдущий. Это сфера гимнических образов. Композитор использует те же приёмы: гармонический склад, классические гармонии, неторопливо сменяющие друг друга, статичная мелодия, представляющая непрестанное кульминирование на одной и той же высоте.

Ритм представляет собой имитацию колокольного звона: В структурном отношении перед нами вновь период из двух предложений (5т + 5т). Дальнейшее развитие музыкального материала построено на варьировании начальных двух тем: двойные вариации. Вариация на первую тему звучит на выдержанном тоническом басу, удвоенном в октаву баритонами.

По тематизму она развивает материал первого предложения начального периода, сохраняя тональность доминанты G-dur. Вариантность тематического материала наталкивает на мысль об использовании элементов подголосочной полифонии: «втора» в сексту, плавно переходящее проведение темы из одного голоса в другой, противоположное движение голосов на основе гармонической фактуры. Вариация на вторую тему ансамблевый эпизод, резко контрастирующий после tutti. Контраст не только «количественный», но и «качественный». Впервые появляется минорная краска: тональность e-moll, параллельная G-dur. Композитор использует тембровый контраст, противопоставляя мужской хор женскому.

К концу ансамблевого эпизода возвращается тональность G-dur. Во второй вариации происходит сближение двух тем, которые сливаются в единый период. Минорный лад проникает в помпезное звучание начальной темы. Музыка становится более проникновенной при tutti хорового звучания. Во втором предложении возвращается главная тональность.

Замыкает I-ю часть дополнение на выдержанной тонике в крайних голосах. Приём «внутрихоровой» подголосочной полифонии. II часть концерта «лирический эпизод». Музыка передаёт состояние восторженности и благоговения. Медленный темп, минорный лад (тональность e-moll), прозрачность хоровой фактуры достигнута исключением басовой партии. Мягко звучит задержание. Во второй фразе краткая сольная реплика у тенора (восходящая интонация сексты), подхваченная остальными голосами. Появление ансамблевого эпизода, резко контрастирующего после tutti, постепенно перерастает в tutti. Происходит своеобразная «игра с контрастами». Музыка концерта оказывается способной нарисовать картину не только резкой смены образного состояния, но и постепенного преображения выразительных черт музыкального материала.

Форма II части строфическая. Один и тот же текст имеет различное музыкальное оформление. Для медленной части характерно переплетение двух фактур: гармонической и полифонической.

Композитор прибегает к красочной стороне гармонического языка: использует аккорды альтерированной субдоминанты, приём дезальтерации, частые отклонения, зачастую представленные побочными аккордами: В трёхтактовом дополнении тональность e-moll сменяется одноименным мажором доминанты к тональности следующего раздела. III часть резко контрастирует двум предыдущим. В первую очередь довольно продолжительным одноголосным звучанием, деятельным началом, речитативным характером тематизма. Риторически звучит вопрос: «Что есть человек, яко помниши его?» Происходит своеобразный диалог между партиями баса и тенора.

В перекличке голосов слышны интонации оперных арий. Используется приём полифонической имитации. Интересна ладовая сторона данного эпизода: сочетание натурального a-moll с натуральным и фригийским e-moll. Tutti хора громогласно вопиет: «Что есть человек?…». Философски зародившийся вопрос в отдельных умах о сущности бытия, охватывает всех без исключения. Драматичность звучания достигается аккордовой фактурой, тяжёлыми крупными длительностями, синкопированным акцентом, динамикой f, гармонией уменьшённого септаккорда.

Впервые появляется детально прописанная нюансировка. Во втором предложении короткие фразы, отграниченные цезурами, придают взволнованность звучанию. Нисходящий хроматический ход (passus duriusculus) в басу известная риторическая фигура, с точностью передающая смысл текста: Завершается период просветлением модуляцией в тональность гармонической доминанты E-dur. Вторая строфа (III часть написана в строфической форме) прорастает из унисонного звучания.

В тематическое развитие вплетаются восходящие секвенции («возвышение»): первая с шагом в б.2 (d-moll E-dur), шаг второй секвенции терция (a-moll C-dur). Прославление человека, малым чем отличного от ангела: «Славою и честию» звучит троекратно, после чего резюмируется в четырёхтактовый вывод: «Славою и честию венчал еси его». За счёт секвентной повторности происходит разрастание масштабов второго предложения (4т + 11т). Сквозное развитие тематического материала объединяет третью и четвёртую строфы в единую структуру.

Это продиктовано словесным содержанием, стремящимся охватить всё пространство: «Вся покорил еси под нозе его». С гармонической стороны использованы колористические приёмы сопоставления разноладовых трезвучий: доминанты C-dur и II6 >F-dur. Второй аккорд подчёркнут октавным скачком в верхнем голосе и акцентирован предшествующей паузой. Яркий пример следования музыки за текстом момент перечисления земных и морских тварей («птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския…») композитор отделяет различными тональностями: F-dur, a-moll, C-dur, вводит 24 такт. Резюмируя, прибегает к повтору словесного текста: «Вся покорил еси под нозе его». Для создания последующего контраста завершается III часть в a-moll темповым замедлением на нюансе p. IVчасть ликующий финал возвращает состояние всеобъемлющей радости, а вместе с ним и тематизм I части: повтор начальной темы. Динамизированная реприза оформлена в трёхстрочную структуру вариационной формы.

Возвращение главной тональности C-dur. Тональный план финала: C-dur - G-dur - C-dur. Преобладание автентических оборотов, уплотнение гармонической фактуры (дивизии в теноровой партии), взлетающие гаммообразные пассажи, включение распевности, так называемых «юбиляций», движение верхнего голоса по звукам T53. Динамическое развитие приводит к кульминации в последних тактах произведения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.

Определяющим параметром хоровой концертной музыки является хоровая фактура, выразительные свойства которой влияют не только на композиторские… Принцип хоровой концертности и специфика хоровой концертной фактуры и формы… Концертное качество музыки обеспечивается полихорностью (явной и скрытой). Она связана с пространственными эффектами…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хоровой концерт А

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке
Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке. Жанр хорового концерта начал развиваться в русской духовной музыке еще в начале XVIII века в связи с введением в певческую практик

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги