Хард-рок. Истоки. Развитие. Сущность

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ им.С.ОРДЖОНИКИДЗЕ РЕФЕРАТ по специальности культурология на тему ХАРД-РОК.Истоки.Развитие.Сущность. Выполнил студент факультета мировая экономика , I курса, 1 группы Грибков С.А. МОСКВА,1993 год 1 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. Они подростки сегодня обожают роскошь,у них плохие манеры и нет ни какого уважения к автори- тетам,они высказывают неуважение старшим,слоняются без дела и посто- янно сплетничают.Они все время спорят с роди- телями,они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе вни- мание,они прожорливы и тиранят учи- телей Cократ 470 469-399 гг.до н.э. Мне кажется,что эти слова являются прекрасным началом реферата по теме Рок .Тем более,что рок считается молодежной культурой,пото- му что Нет! Пусть это будет одной из проблем реферата.Взявшись за тему Рок-культура ,я ни в коем случае не пытаюсь облегчить себе за- дачу.Наверное даже я ее усложняю.Рок-музыка - это настолько спорное направление искусства,что очень сложно выбрать правильную точку рассмотрения вопроса.Я немного ограничил тему,так как не считаю воз- можным рассмотреть все вариации и направления рока за столь короткое время и в столь ограниченном объеме. К сожалению, долгое время мы были лишены какой-либо информации о законодателях рока.Вся моя информация базируется на моем архиве пе- реведенных зарубежных журналов,а также на том количестве советских журнальных и газетных статей,пластинок,накопившихся у меня за те го- ды,которые я серьезно увлекаюсь роком.

Еще сразу хочется оговориться,что любая область человеческой де- ятельности не лишена ченухи ,поэтому общие фразы,последующие далее не следует распространять на всех исполнителей поклонников рок-му- зыки. Итак НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОЙ СКРИПКИ В РОК-ГРУППЕ. Начать свою работу я хотел бы с небольшого экскурса в прош- лое.Как,почему возник новый стиль музыки,с чего все началось? А началось все с того,что в 1920 году советский инженер Л.Тремен изобретает новый музыкальный инструмент - терменвокс.

Он был устроен следующим образом высота тона изменялась с помощью приближения к антенне или удаления от нее руки исполнителя.Желание использовать электричество в музыке побуждало изобретателей придумывать необычные инструменты с причудливыми названиями - эмиритон,траутониум,виолен.В тридцатые годы появились первые электрогитары.Но с современной электрогитарой общего у них нет,пожалуй,ничего,кроме ремня,на кото- рый она вешается.Да и электрогитарой те инструменты назвать было сложно.

Просто из побуждения как-то выделить гитару в оркест- ре,сделать ее звук более громким,к акустической гитаре приставили звукосниматель.Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре, чего так хотели добиться.Звук стал громче,но сущность гитары акком- панемент осталась.Позднее было обнаружено,что посредством обработки звука до усилителя можно добиться невероятного результата.Тогда и была рождена электрогитара,которая приобрела со временем цельный корпус и массу электроники в придачу.В последствии именно гитара и стала первой скрипкой рок-ансамбля ,правда, в последнее время и бас-гитара,ранее исполнявшая только функцию аккомпанемента в группе, приобретает такие сольные партии,что и ее с успехом можно причислить к разряду лидеров в группе 2 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность.

THE BEATLES .ИСТОКИ РОКА ? О Beatles написано столько, что новых открытий в этой области не сделаешь.

Многие считают 4-х ливерпульских парней основателями стиля рок .Так ли это Сложно сказать.Вероятно, так.Хотя мне ка- жется, что Beatles дали толчок к развитию стиля, который впоследс- твии назвали софт-рок и который еще позже перерос в так называемую поп-музыку .Одна из черт Beatles , позволивая мне причислить их к попслвикам - это относительная простота их музыки и текстов, хотя это, скорее, следствие потребностей молодежи, чем отсутствие способ- ностей у музыкантов.Молодежь тогда устала от сложностей жизни, ей хотелось чего-то легкого и доступного для понимания.Нельзя отрицать, вклад в развитие молодежной музыки Beatles внесли огромный.Безус- ловно, они дали духовную основу рока, подготовили для него аудиторию слушателей, но они не могли основать рок с точки зрения музыки.Много говорит за Beatles высказывание Боба Дилана, одного из творцов стиля фолк-рок - Они сделали то, что было невозможно, то что не могло быть воз- можным Я сказал себе теперь все будет не так я был потрясен.И я не мог поверить, что еще несколько часов назад не видел Beatles HARD-ROCK Справка из энциклопедии . Хард-рок.Дословно жесткий или тяжелый рок.Понятие настолько всеобемлющее,что многие не видят разницы между собственно рок-музы- кой и этим,одним из ее наиболее массовых и популярных ответвлений.

Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно поэтому раздражали слушателей,привыкших к обтекаемой,плавной переда- че музыкальных идей.Хард-рок, призрак которого витал в композициях поп-групп с первой половины 60-х годов,впервые принял относительно четкую форму в музыке таких групп,как Блю чиэр и Крим хотя од- нозначно определить авторство невозможно идея действительно носи- лась в воздухе, элементы хард-рока появились и в музыке Битлз , Рол- линг Стоунз , Ярдбердз . Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести,достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами.

В хард-роке,помимо выпуклости ритм-секции,все входящие в нее инс- трументы напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом, поэ- тому здесь не может быть обособленной импровизации одного инструмен- та,а это означает,что в импровизации участвуют все инструменты группы,создавая целостность и монолитность произведения.

Как самостоятельное направление хард-рок выделился в конце 60-х годов,и благодаря тому,что в законченном виде его донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, хард-рок с тех пор предполага- ет исполнение виртуозными инструменталистами,что пошло только на пользу и музыке, и ее поклонникам.К началу 70-х появились группы-ис- полины,блиставшие не только тяжестью своего хард-рока ,но и исклю- чительным композиторским талантом и исполнительским мастерством Лед Зеппелин , Дип Перпл , Блэк Сэббэт , Назарет , Гранд Фанк Рейл- роуд и многие,многие другие,почти 30 лет назад определили законы и рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня. В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими нап- равлениями рок-музыки,как правило, дает интересные результаты - так появился тяжелый арт-рок , хард-фьюжн , тяжелая психоделия ,а также такие стили,как глиттер-рок , тяжелый ритм-энд-блюз , хард-кор 3 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность.

Rolling Stones катящиеся камни Самое начало 60-х годов - интереснейшее время в английской музы- ке. Одной из известнейших фигур музыкальной жизни Лондона того вре- мени был гитарист и пианист Алексис Корнер.

В 1962 году Корнер осно- вал свой легендарный ансамбль Блюз инкорпоретед , в составе которого играли в разное время многие прославленные музыканты, в числе которых были и будущие участники Роллинг Стоунс Мак Джег- гер, Кит Ригард, Брайан Джонс, Билл Уаймен, Чачли Уоттс. Еще играя в Б.И они как-бы выделились в отдельный коллектив.

В один из вечеров они играют вместо Б.И в клубе Марки - этот концерт и положил на- чало карьеры R.S. Основу репертуара группы составляли городские блю- зы с характерным, усиленным гитарным звуком.

В ранних песнях R.S. нетрудно услышать влияние того или иного исполнителя, но, вместе с тем, группа упорно создавала свой музыкальный язык, свое звучание, с годами становившееся все более и более отчетливым.

Известность, хотя и несколько скандальная, к ним пришла быстро.

Пресса и публика были шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений, манерой держаться на сцене, исходившим от них духом неприкрытой чувственнос- ти. Но состояние шока прошло, и у группы появились первые настоящие поклонники.

История R.S. после 1965 года, особенно после песни Удовлетворение нашему широкому кругу слушателей известна по рек- ламе Snikers , на мой взгляд испохабившей песню это история стремительного взлета группы к суперславе, к положению лучшего рок-ансамбля мира. Но трагедия в Атламонте в 1969 г. ангелами ада перед сценой убит один из зрителей стала огромным шоком для музыкантов.

Концерты стали сдержаннее, музыканты по-новому взглянули на ответственность исполнителя перед слушателем.Они не изменили свой облик, но надлом произошел.

Их альбомы становятся все более и более искуственными, но главное - неровными. В 80-е годы многие пластинки звучали уже как самопародии и в 1987 г. ансамбль R.S. прекратил свое существование, но его участники кроме Джонсона, умершего в июле 1969 г. продолжили работу сольно. Led Zeppelin. Свинцовый дирижабль Группа образовалась в 1968 г. в Великобритании.После распада известной английской группы Yardbirds ее гитарист Дж. Пейдж соби- рает новую группу, чтобы провести гастроли, запланированные по конт- ракту Yardbirds . В состав группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейд- жем до этого, а также работавший с Роллинг Стоунз и, вообще, имевший солидное прошлое.

Под названием New Yardbirds музыканты провели гастроли по Шве- ции и Финляндии.Позже менеджер группы Питер Грант предложил назва- ние Led Zeppelin искаженное от lead , т.е. покрытый свинцом . Грант сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа вы- пустила первый альбом, записанный за сутки с небольшим.

В феврале 1969 г. Лед Зеппелин провели гастроли по США, в это же время их диск попал в Топ 10 , затем стал золотым . Второй альбом через два месяца после выхода достиг первого места и получил платину с тех пор каждый диск группы становился платиновым . Led Zeppelin исповедовали блюзовую манеру игры. Однако Дж. Пейдж припес в классический блюз свое собственное понимание этой му- зыки, его чувство гитары было поистине уникальным не говоря о технике игры , он тщательно выписывал каждый звук. Мощнейшая ритм - секция и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса Р.Планта сделали подрожание Лед Зеппелин невозможным манеру груп- пы можно было лишь слепо копировать 4 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность.

Импровизация, на которой основывалось творчество Л.З. имела и свою обратную сторону композиции были, как правило, длинными и ра- диостанции отказывались их транслировать.После выхода четвертого альбома группа несколько сократила свои гастрольные поездки, а после американского турне 73 г побившего все рекорды продажи билетов, и вовсе прекратила их. В 1974 г. группа учредила свою собственную студию грамзаписи.

В 1975 г. группа выпус- тила двойной альбом Physical Graffiti , композиции которого значи- тельно опередили свое время, и стали своего рода ориентиром, для групп, пришедших на смену Led Zeppelin . В 1976 году группа выпустила двойной концертный альбом и фильм, популярность Лед Зеппелин была беспредельной, но в 1977 году от вирусной инфекции умер сын Р.Планта, Карак, и вновь группа отказыва- ется от концертов почти на два года.В это время поползли слухи о возможном распаде Лед Зеппелин .Однако в конце 78 года группа запи- сывает в Швеции очередной альбом он вышел летом 79-ого . В августе 1979 года Лед Зеппелин дали большой концерт в Анг- лии, приготовились к записи студийной пластинки, однако приступили к работе лишь через год.А 25 сентября 1980 года, вследствие злоупот- ребления алкоголем гибнет Дж.Бонхэн.С этого дня Лед Зеппелин боль- ше не существует С того же самого дня ходят упорные слухи о воссоединении группы, публика и журналисты называли возможные кандидатуры барабанщиков, но музыканты отвергают все гипотезы.Хотя в последнее время у Бонхэна появился достойный преемник, его сын Джесон.

После некоторого перерыва каждый участник группы приступил к сольной работе.В 1984 году Плант и Пейдж организовали группу Honeydrippers , а Дж.П.Джонс сейчас продюсирует английскую группу The Mission . Deep Purple . В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень инте- ресную картину.

Отходила в прошлое власть цветов - вершина движе- ния хиппи.

Группы типа Кэджалс , Пластик Пенни лишь ненадолго привлекали внимание,неожиданный успех выпал на долю Статус Кво ,ан- самбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Битлз выпустили Леди Мадонну , двойной белый альбом, сорокопятку Хей, Джуд . Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным проектом.

Джон Леннон И Йоко Оно издали скандальный диск Два девс- твенника . Начались репетиции Лед Зеппелин Роллинг Стоунз вы- пустил Банкет нищих . Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инс- трументальные пьессы Х.Монтенегро, Битлз , Луис Армстронг, Эстер и Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало удив- ления.Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным возраст- ным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим де- лом. Взаимовлияние было очень сильным.

Вот в таких условиях в феврале 1968 года три английских музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского рока. О Блэкморе мы поговорим позже. Барабанщик Ян Пейс, которому едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с различными коллективами.Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал класси- чечкую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, много играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочета- ния своих увлечений классикой и эстрадой 5 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность.

Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили басиста Ника Семилера и гитарис- та Рода Инанса и записали свой первый сингл Тише . Пластинка вошла летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит -парадах появился и первый диск - гигант группы Дип Перпл - The shades of Deep Purple . Сейчас эта пластинка представляется во мно- гом наивной и неумелой, но в некоторых композициях уже чувствуется незаурядное мастерство инструменталистов, которое от пластинки к пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последовате- лей. Следующая пластинка The Book of Taliesyn привлекает экспери- ментами Лорда в области сближения рока и классики.

Вскоре сложилась парадоксальная ситуация - пластинки Deep Purple поподали в амери- канские хит -парады, а у себя на родине, в Англии, группа была прак- тически неизвестна.

Deep Purple решили сделать что-то у себя дома. Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и Родже- ром Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в различных ансамблях.В таком составе Deep Purple и Королевский фи- лармонический оркестр дирижер - Малькольм Арнольд исполнили кон- церт, написанный Джоном Лордом в 1969 году. Концерт Лорда стал тем редким случаем, когда попытка соединения рока и академической му- зыки была одинаково восторженно встречена поклонниками и той и дру- гой музыки. Живая запись из Альберт - холла была выпущена на плас- тинке.

Кстати, Концерт был не единственным таким опытом Лорда. Поворотным моментом в истории Deep Purple послужила пластинка Deep Purple in Rock . Диск вышел летом 1970 года, почти одновремен- но с сорокопяткой Black Night , ознаменовав новый этап в творчестве группы. Тяжелый металл тогда только набирал скорость.

Для миллионов слушателей крестным отцом жанра - если не строго хронологически, то духовно - стал ансамбль Deep Purple В почерке коллектива поя- вилось все, что потом использовали другие металлические группы - громкость, как эстетическая составная, простые риффы-гитары и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных.Что отличает Deep Purple от своих последователей, так это готовность постоянно впитывать новое, что появляется в других жан- рах, открытость другим музыкальным влияниям.

Ни Deep Purple , ни Led Zeppelin , также стоящий у идейных истоков тяжелого металла замкнутостью не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и сегодня. Вскоре, группа предприняла турне по нескольким европейским стра- нам. Везде их встречали восторженные толпы поклонников.Ян Гиллан был приглашен исполнять главную партию в знаменитой рок-опере Иисус Христос - Суперзвезда . Тогда же Лорду впервые поручили написать му- зыку для кинофильма.

В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл Дип Перпл Странная женщина и гигант Fireboll . Эти пластинки, а также последующие Machine Head , Сделано в Японии , Что мы о себе думаем выдвинули группу в число суперзвезд мирового рока. На этих пластинках есть первокласные вещи, но у слушателя начало создаваться впечатление, что музыканты разрабатывают одну и ту же жилу, и в 1973 году Гиллан и Гловер ушли из Deep Purple , мотивируя свое решение отсутствием какого-либо продвижения вперед.

Им нашли замену Дейв Кавердейл и Хьюз , но в 1975 году из Deep Purple ушел Блэкмор. За- менили и его, но, несмотря на это в 1976 году Deep Purple прекра- тил свое существование. Все его участники, впрочем, продолжали играть со своими группа- ми. Но старые старые привязанность оказались сильнее разногласий.В 1984 году Лорд, Пейс Блэкмор, Гловер и Гиллан собрались в студии и - 6 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. записали Абсолютно ненормальных людей . В 1986 году вышел еще один гигант возродившегося Deep Purple - Дом голубого цвета . История современного рока не может не включить в себя творчество Deep Purple Группа оказала огромное влияние на все развитие рок-музыки, влияние, которое продолжает ощущаться сегодня в твор- честве самых разных коллективов.

НЕКОРОНОВАНЫЙ КОРОЛЬ ХАРД-РОКОВОЙ ГИТАРЫ. Далее пойдет речь о Ритчи Блэкморе,а вовсе не о Джиме Хендриксе, как это могло показаться из названия.Не ущемляя заслуг Хендрикса,по- ложившего начало роковой гитары,надо сказать,что Блэкмор достиг большего.Давая такую оценку,я вовсе не придерживаюсь сегодняшних по- зиций,когда хорош тот гитарист,кто быстрее перебирает пальцами по грифу.Рок-гитара - это прежде всего импровизация.

Создавая свою первую группу в 15 лет, Ритчи еще и не догадывался, что спустя десятилетия гитаристы будут держать равнение на него, а молодежь в клубах будет разбирать его композиции, пытаясь научиться играть также, как он.Я не ставлю своей целью проследить путь Блэкмо- ра к мировой известности, а хочу поговорить о его творении - группе Rainbow , которую он создал, уйдя из Deep purple . Итак, в 1975 году Р.Блэкмор уходит из Deep purple , мотивируя свое решение тем, что ему надоело торговое предприятие, из которого качали песни- хиты .Свои надежды на возрождение любимого рок-н-рол- ла Блэкмор связал с Ронни Джеймсом Дио вокал , Гэри Дисколлом удар- ные , Крейгом Грубером бас и Микки Ли Соулом клавишные .Первый же альбом Ritchie Blackmore s Rainbow 1975 привлек внимание критиков и поклонников нарождавшегося в то время стиля Hard and Heavy .Кри- тика сразу же отметила удачное сочетание элементов классической му- зыки и импровизаторский талант Блэкмора, увлечение Дио средневековой поэззией, сыгранность нового состава.

Второй альбом, записанный с помощью Мюнхенского симфонического оркестра, представлял поклонникам новый состав группы, реорганизация которого помогла Блэкмору дать заряд новой энергии сценическому шоу группы.После выхода пластинки музыканты отправились в турне, где был записан новый альбом На сцене 1977 .Еще раз оправдывает фразу Блэкмор всегда стремится к совершенству то, что в 1978 г. был опять сменен состав группы, в котором появились Боб Дейсли бас и Дэвид Стоун клавишные .Новая пластинка Long live Rock-n-Roll 1978 объединила те музыкальные стили, которые всегда стремился сочетать Блэкмор барокко,классицизм и тяжелый рок . Летом 1979 г. появился пятый альбом группы, под названием Down to Earth , который возвестил о воссоединении Ритчи с его другом по Deep purple Роджером Гловером бас-гитара .Вместе с ним и Доном Эй- ри клавишные , Кози Пауэллом ударные , Гремом Боннетом вокал , Ритчи создал наиболее сильный и гибкий состав Rainbow .Известная в прош- лом, как группа тяжелого рока , в альбоме Вниз к Земле группа подчеркнула изысканную постановку шоу , акцентировала внимание слу- шателей на тексты исполняемых песен, которые были столь же футурис- тичны, как и музыка.Выпущенные в 1981 и 1982 годах альбомы Трудно- излечимый и Прямо между глаз объединяются блестящей, непредсказу- емой, виртуозной гитарой Ритчи Блэкмора.Также здесь заметны новые интонации вокала группу был взят Джо Линн Тернер.

В середине 1986 года группа Rainbow прекратила свое существо- вание.Она всегда была детищем Ритчи Блокмора, поэтому можно сказать, что изменения состава, происходившие с вызывающей тревогу быстротой, не приносили ущерба ни музыке, ни сценическому облику группы.Все время своего существования группа была творческой мастерской стиля - 7 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность.

Hard and Heavy , тем необходимым инструментом, который позволял виртуозному гитаристу и импровизатору Ритчи Блэкмору сохранять свою творческую форму.

Ритчи Блэкмор ушел в возродившийся Deep purple , оставив нам фразу с дебютного альбома Rainbow , которая актуальна и сегодня Если ты не любишь рок-н-ролл, то никогда уже не поймешь, что это музыка.Если ты не любишь рок-н-ролл, то сегодня его понять будет уже сложно . СОВРЕМЕННЫЙ ХАРД-РОК SCORPIONS . По поводу слова современный в подзаголовке можно долго спо- рить, так как группа Scorpions образовалась в 1972 году и их при- нято считать одними из классиков рока.Но все дело в том,что размеры реферата не позволяют мне описывать особенности не то что каждой группы, но даже из круга наиболее известных комманд придется выбрать одну-две, а так как Scorpions одна из самых почитаемых групп, то я и выбрал ее, тем более, что из общей массы коллективов она вырывает- ся благодаря своей необычной для харда мелодичности. Итак Scorpions принадлежит к числу комманд- старичков .Однако, если приглядеться к року конца 80-х - начала 90-х годов, то будет не трудно понять, что погоду здесь делают те, кто начинал в начале 70-х и кому уже около сорока лет. Scorpions начинали на том рубеже, правда известными они стали только девять лет спустя, но у каждого свой срок.Сейчас Scorpions знают во всем мире, даже в США, а это для музыкантов показатель, особенно для рок-музыкантов из неанглоя- зычных стран.Статус рок-группы определяется ее международной попу- лярностью, успех на родине критерием не является группу должны признать в двух столицах рок-музыки, в Лондоне и в Нью-Йорке.Только после этого группа может претендовать на выступления в качестве гвоздя программы .А сорок лет - возраст творческого рассвета, попу- лярности музыканта, так считает Клаус Майне. Рубежей у Scorpions было предостаточно.По словам Майне, они никогда не испытывали недостатка в материале, мелодические решения всегда были естественными, но начинали Scorpions очень трудно, ве- ли настоящую борьбу за существование.Порой надо было решать финансо- вые проблемы типа купить сигарет или заправить машину, чтобы пое- хать на концерт . Пришлось бросить курить.

К середине 70-х Scorpions была уже довольно популярной группой дома, в Западной Германии.Но когда приезжали на гастроли знаменитости,то о Скарпах забывали, в лучшем случае доверяли раскачивать публику.

Так они учи- лись у Аэросмита , Кисс и других.В конце 70-х Scorpions осмели- ваются на турне по штатам, и вот это был рубеж группу из Англии американцы еще как-то воспринимают, но концерт западно-германского ансамбля! Каждый раз, выходя на сцену Scorpions доказывал публике, что рок - явление интернациональное.Правда с оговоркой чтобы стать частью этого явления, группа должна не только хорошо играть и сочи- нять хорошую музыку, она должна еще исполнять свои песни по-английс- ки.Альтернативы нет у рок-музыки есть определенные традиции, сущес- твуют законы жанра, связанные и с фонетической структурой языка.

У Scorpions , как и у всех других групп был трудный период - нет, они не собирались расходиться, просто пластинка 1984 года под названием Любовь с первого укуса получилась очень сильной, а это означало, что следующий студийный альбом должен быть еще луч- ше. Scorpions отправились в кругосветное турне, из которого они привезли концертный альбом, вышедший в 1985 году.Но из турне они привезли и несколько новых песенок, которые легли в основу пластинки 1988 года Savage amusement .Новый диск рождался очень тяжело, почти - 8 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. три года проб и ошибок, записей и перезаписей.Но вот мнение Клауса Мейне Проблемы? Они есть всегда, и это хорошо.Нет проблем значит нет и творчества.

О чем поют Scorpions Отвечает Рудольф Шенкер Мы не поли- тическая группа, мы не поем песен протеста, наша задача - зарядить слушателей положительной энергией, энергией созидания.

О чем тексты Scorpions - конечно о любви, о чем же еще Только любовь правит миром, только любовь выводит Scorpions на подмостки.Что противос- тоит любви Война.А какой нормальный человек может равнодушно от- носиться к войне - человек ненавидит войну - это аксиома.Так зачем же об этом еще и петь Петь надо о любви, чтобы люди учились любить друг-друга.То, что в репертуаре Scorpions нет политических песен не означает, что им чужды человеческие проблемы - просто им кажется, что решить их можно полюбовно.Песню Still loving you Scorpions написали еще в 1976 году, а включили в пластинку только через восемь лет.Почему Во-первых, она опередила свое время, в 76-ом ее вряд ли сочли бы лучшей песней года, она выпадала из стилистики того де- сятилетия, а во-вторых, в 84-ом дефицит любви был более острым, поэ- тому тогда она была более уместна.

Это было мнение Рудольфа Шенкера.Впрочем, с ним многие не сог- ласны, особенно с тем, что о войне петь не надо. Scorpions принадлежит к числу групп, которых удалось вживую послушать фанатам из России в 88-ом году правда тогда московские концерты отменили и в 89-ом на Московском Музыкальном Фестивале Ми- ра. HEAVY METAL Справка из энциклопедии . Тяжелый металл ,или тяжелые орудия так переводится это словосочетание - одно из ответвлений хард-рока ,получившее широкое распространение в начале 80-х годов.

Так же как и в хард-роке,основы хэви-метал были заложены таки- ми исполнителями,как Лед Зеппелин , Блэк Сэббэт , Гранд Фанк Рейл- роуд , Дип Перпл , Блю Чиэр .Выделив из музыки этих групп исключи- тельно мощные гитарные риффы,доведенные до виртуозности соло и канонадные ударные,группы новой волны английского тяжелого рока- такие,как Даймонд Хэд , Саксон и Айрон Мэйден лишь разработали инструментальную структуру стиля,позже получившую окончательное раз- витие в музыке представителей так называемого спид - и трэш - ме- талла . До сих пор существует путаница в определении хард-рока и тяж- елого металла . Если в США хэви-метал - это понятие,объединяющее и металл ,и хард-рок ,то в Англии классификация очень близкая к на- шей,хотя при сравнении, например, музыки Металлики и Деф Леппард только первую группу - по английским стандартам - можно отнести к металлу . Элемент импровизации в истинном металле практически сведен к нулю,точнее - он отсутствует в традиционном смысле этого слова,одна- ко опытные металлические группы Металлика , Слейер , Мегадет часто вводят в свои композиции очень сложные изменения ритма,и у не- подготовленного слушателя может возникнуть ощущение какофонии,хотя речь идет о ритмтческой импровизации,по духу очень близкой той,кото- рую исследуют серьезные современные композиторы.

Выражение хэви-метал впервые появилось в романе американского писателя Уильяма Берроуза Naked Lunch 1959 ,где он использует этот термин для описания резкой,непривычной музыки.

Широкое распростране- ние термин получил после песни американской группы Степпенвулф Born to be wild 1968 ,в которой есть слова heavy metal thunder 9 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. то есть гром тяжелых орудий . BLACK SABBATH - НАЧАЛО НЕАVY METAL . Группа Black Sabbath была образована в 1968 году в Англии, в городе Бирмингем.В исходный состав группы вошли Оззи Осборн вокал , Тони Йомми гитара , Терри Батлер бас , Билл Уорд ударные . Называясь еще Земля будущие Black Sabbath решили не копировать своих пред- шественников и учителей Лед Зеппелин и Дип Перпл и одними из первых начали играть так называемый тяжелый блюз .Хотя сам Тони Йомми говорил Мы не знали как назвать свою музыку единственным нашим желанием было играть ее и как можно громче.

В 1969 году они стали называться Black Sabbath , взяв для груп- пы название одноименного фильма.Этот же фильм стал неплохой основой для нескольких песен с нового альбома коллектива.В принципе ничего революционного Black Sabbath не предложили, но в отличие от Дип Перпл и Лед Зеппелин , они решили избавиться в своих песнях от различных аранжементных добавок.

Полностью были исключены клавиш- ные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок, никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады.Ужасы и оккуль- тная тематика песен автор текстов, в основном, Батлер стали визит- ной карточкой Black Sabbath , которые стали неожиданно очень попу- лярными среди студенческой молодежи.На самом деле сверхужасного в их песнях ничего не было - тексты песен больше напоминали сказки для взрослых.В начале 70-х годов Black Sabbath зарекомендовали себя еще и как самая громкая группа в мире, и этот факт нашел свое место в Книге рекордов Гиннеса по тем временам, конечно . В 1975 году появились первые проблемы.

Альбомы Торжество техники и Не унывай не могли повторить ус- пех предыдущих пластинок, и часть фанатов отвернулась от группы.

Сам Йомми объясняет это факт следующим образом - В те годы мы брали с собой на концерты в качестве разогреваю- щих такие группы, как Ван Халлен и Аэросмит .Они работали перед нами, и это сыграло нам отрицательную роль.Ребята пели о сексе, люб- ви причем их музыка была проще и доступнее, как и тексты.Мы видели, что с появлением конкурентов нас ждет кризис, если мы не создадим нечто новое.Кроме этого во время гастрольного турне неожиданно ушел Оззи Осборн и встала проблема с поисками вокалиста.

В 1980 году в Black Sabbath пришел Рони Джеймс Дио из Rainbow , что сразу же принесло группе огромный приток новых фэнов.

Был найден новый продюсер и альбомы Рай и Ад 1980 и Законы тол- пы 1981 стали фантастическими примерами классического английского хэви метал . В следущем году состав группы стал постоянно меняться, и поклон- ники стали сомневаться а не нобирает ли Йомми футбольную команду? Нет нужды описывать все изменения состава, достаточно лишь сказать, что в нем успели побывать Йен Гиллан, Бев Беван и Винни Эпайс. Затем последовало фантастическое выступление на фестивале Life End в первоначальном составе, который продержался вместе лишь один день. Злоключения с составом продолжались.В 1986 году удалось записать пластинку Седьмая Звезда , но она осталась маловыразительной, а из оригинального состава в группе остался лишь Йомми.Наконец, в 1987 году в Black Sabbath был приглашен Тони Мартин, с чьей помощью был записан Aternal Idol - вокал был просто идеален, тем более, что он был очень похож на голос Дио.Взяв в состав еще и ветерана рок-н-ролла на ударные, они тотчас же записывают Headless Cross - альбом, имеющий очень высокие оценки критиков, часть из которых во- обще называют его лучшим среди всех альбомов Black Sabbath 10 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность.

А в течении 1989-1990 годов Black Sabbath находились в турне, концерты которого проходили с аншлагами.Московские концерты не были исключением.

JUDAS PRIEST . ИУДЕЙСКИЙ СВЯЩЕННИК. Продолжая разговор о развитии такого стиля, как heavy metal , группу Judas Priest обойти стороной нельзя.Группа образовалась в Великобритании в 1969 году.Два дебютных альбома, вышедшие в 1974 и 1976 годах, особым успехом у публики не пользовались, хотя в обеих работах был представлен интересный музыкальный материал.Несмотря на постоянную смену барабанщиков это хроническое заболевание группы , к 1977 году Judas Priest приобрели популярность не только в Анг- лии, но и за ее пределами.в апреле 1977 года группа выпустила свой первый коммерчески удачный альбом Sin after Sin , продюсером кото- рого был Роджер Гловер экс- Дип Перпл . 1978 год прошел в непрерывной борьбе с захлестнувшей британскую сцену новой волной два последующих альбома стали квинтэссенцией тяжелого металла и впоследствии послужили моделью для таких групп, как Деф Леппард и Уайт Лайон . Критики всячески издевались над группой как правило предметом насмешек служили прямолинейные тексты без всякого намека на юмор , но в молодежной аудитории, увлеченной новой волной английского ме- талла , Judas Priest стали кумирами.Это подтвердилось в 1979 году, когда сингл Take on the World занял в английском хит-параде 14-ое место.С появлением нового барабанщика, группа записала диск British Steel 1980 , ознаменовавший изменение стилистики группы.

Только после выхода этого альбома критики наконец признали Judas Priest , популярность которого распространилась и на США.В ответ на обвинения поклонников в отходе от идеалов металла , группа записала альбом Screaming for Vengeans 1982 , развеявший сомнения относительно облегчения звучания и ставший платиновым .Еще одним шагом в новом направлении стал альбом 1986 года Turbo , который не производит впечатления тяжести ради тяжести , также удачными оказа- лись и последующие альбомы.Несмотря на сдержанное отношение музы- кольной критики, Judas Priest за долгие годы своей карьеры сумели сохранить творческий почерк и не превратиться в пародию на самих себя. ГЛИТТЕР-РОК . KISS . Своим рождением глиттер-рок обоязан Англии, такие исполнители, как Гэри Глиттер и Дэвид Боди заложили его основы, но максимального развития этот стиль достиг в США, где его взяли на вооружение Элис Купер, Лу Рид и Kiss - именно Kiss довели этот стиль до совер- шенства, и сейчас он является полноправным музыкальным направлением.

В 1970 году группа выступала под названием Love Gun и ее ре- пертуар состоял из апробированных хитов и нескольких соьственных пе- сен, отличительной чертой которых был ярко-выраженный мелодизм который Kiss сохраняет на протяжении всей своей карьеры .Вскоре Kiss обнаружил независимый телепродюсер Билл Окойн, и спустя неко- торое время группа подписала контракт с фирмой Касабланка Рекордз . Составной частью плана по завоевыванию мира стал сложный сце- нический грим музыкантов - в сумме с их театральными шоу и мощной, динамичной музыкой это дало мгновенный результат, и практически с первого альбома Kiss ,1974г. Kiss не знают,что такое забвение публики.Тем не менее первые три альбома критики подвергли разгрому, хотя их претензии относились к имиджу группы - музыкальные достоинс 11 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. тва Kiss никогда не подвергались сомнению.

Четвертый диск группы концертный Alive ,1975 стал платинавым в рекордно короткий срок, а на следующий год Kiss отпразновали свой первый хитовый сингл, Rock-n-Roll all night 12-е место в хит-параде США . В 1976 году группа несколько смягчила звучание, и это был пра- вильный шаг первая же композиция, созданная в новой манере Beth , автор П.Крисс , разошлась милионным тиражом и заняла 7-ое место в национальном хит-параде.

Пик популярности Kiss пришелся на 76-78 года в этот период все их альбомы неизменно становились платиновы- ми .В 1977 году Kiss сборник комиксов, в которых фигурировали сами музыканты,а в конце 78-ого был снят мультфильм Kiss встречаются с приведением парка кроме того, в 1978 году все участники группы вы- пустили сольные альбомы.

В мае 1980 года П.Крисс начал сольную карьеру, а его место занял Эрик Карр в этот период музыканты отказываются от грима и впервые публика увидела их лица, оказавшиеся весьма симпатичными.Замена ба- рабанщика, к удивлению многих лишь усилила потенциал группы, что подтвердили очень сильные альбомы, издание в первой половине 80-х. Затем из состава вышел Э.Фрели, замену которому подыскивали долго.

Перепробовав множество гитаристов, музыканты остановились на Брюсе Калине, работавшим до зтого в Blackjack . После некоторого спада Kiss вновь заявили о себе, выпустив ве- ликолепный альбом в 1989 году, ставший предвестником новой трактовки хэви-метала .Впрочем, это был не последний их альбом группа про- должает играть и довольно успешно и сейчас.

IRON MAIDEN . СТАЛЬНАЯ ДЕВА . Группа Iron Maiden , один из грандов тяжелого металла , обра- зовалась в 1977 году в Великобритании.Наряду с некоторыми другими группами Iron Maiden представляла собой так называемую новую вол- ну английского хэви метала . Взяв за модель звучание таких групп на- чала 70-х, как Лед Зеппелин и Блэк Сэббэт , Iron Maiden в ко- роткое время нашла свою музыкальную стилистику, ставшую, в свою очередь ориентиром для других групп.Известнасть на родине пришла в 1979 году, когда композиция Running Free попала в горячую трид- цатку .В то же время группа выступила с концертной программой в пе- редаче Top of the Pops , став второй после The Who группой, кото- рая удостоилась этой чести в 1973 году.В марте 1980 года Iron Maiden отправилась на концерты по Англии, в качестве группы, сопро- вождающей выступления Judas Priest .Альбом группы был на 4-ом месте в хит-парадах.Вскоре Iron Maiden начала гастролировать самостоя- тельно.

Диск Killers , выпущенный в 1981 году, принес группе между- народную популярность почти весь год группа интенсивно гастролиро- вала по всему миру.В том же году в составе появился вокалист Брюс Диккенсон, вместе с которым Iron Maiden заработала статус супер- группы . Iron Maiden с заметным отрывом обогнала многие металли- ческие группы, хотя стиль группы больше тяготеет к хард-року, прав- да, с более жесткой гитарной структурой. Великолепные рецензии получил альбом Седьмой сын седьмого сына 1988 . По итогам 1989 года Iron Maiden признана личшей груп- пой года журнал Metal Hammer , а Диккинсон - лучшим вокалистом.

Примечательно то, что Iron Maiden - одна из немногих групп, за всю свою карьеру не выпустивших ни одного сборника.Остается лишь сожа- леть о том, что группа много потеряла после ухода из нее Брюса Дик- кенсона весной 1993 года. Это из истории Iron Maiden .Можно было бы этим и ограничиться, но поскольку уже хочется проникнуть подальше в механизм металличес 12 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. кой группы и посмотреть, как он работает, я отыскал интервью, взя- тое у главного механика группы Брюса Диккенсона журалистом из Ме- тал Хаммера .Что же мы узнаем нового? Брюс пришел в Iron Maiden уже после того, как они выпустили два альбома.До этого он входил в состав группы Саксон , умеренно известной в США, а еще ранее он пел в самых различных диско-группах.

Брюс учился в консерваториии, и если учесть, что тогда все были за- циклены на роке, ничего удивительного в его теперяшнем положении нет.Но поклонником хард-рока Брюс стал не сразу.По началу его прив- лекал блюзовый авангард.

По-настоящему я оценил хард-рок только пос- ле дебюта Black Sabbath говорит Брюс.Тогда же появилось мно- жество групп, играющих тяжелый арт-рок . Что касается музыки, то меня в равной степени привлекают Дип Перпл , Лед Зеппелин и Пинк Флойд .Они играют в разных стилях, но уровень профессионализма у них очень высок, в этом рок ничем не отличается от классики.

На вопрос, как он пришел в металл , Диккенсон восклицает А есть металл во- обще Был блюз, блюз и остался, только он изменился.Для меня это не стиль и не жанр, это музыка, и ради этой музыки я пришел в рок. Законодателями моды в тяжелом блюзе были Лед Зеппелин , но им- пульсивность, неуправляемость заглушала собственно музыку.Та же си- туация, по мнению, Брюса была и у Джими Хендрикса.

Я не против имп- ровизации,но она не должна заглушать мелодику,становиться самоцелью.

Образцом рок-группы для меня остается Дип Перпл , я не знаю других исполнителей, которые играли бы так свободно,непринужденно и в то же время мощно.

Сейчас Брюс считает, что блюз еще далеко не исчерпал себя. И вов- се не обязательно переливать ему кровь из других стилей .Хотелось бы верить, что Брюс Диккенсон достиг всего, чего хотел, но еще боль- ше хочется верить в его возвращение в Iron Maiden . HELLOWEEN .Вагнеровский металл.

Группа Канун всех святых представляет еще одно направление стиля Heavy Metal .Популярность Helloween на родине группа была образована в ФРГ в 1983 году с момента выпуска первого мини-альбома в 1985 году была стабильной, но международный успех пришел не сразу, ему предшествовала напяженная студийная и концертная работа.Перелом- ным в этом отношении стал 1987 год, когда в составе группы появился вокалист Михаэль Киске, хотя и бывший вокалист, Хаске, по итогам 1986 года входил в десятку лучших певцов ФРГ.С участием Киске был записан альбом Хранитель семи ключей.

Часть I. Благодаря этому группу заметили в Англии и в США.Этот альбом достиг высокого места в национальном хит-параде и до сих пор фигурирует в горячей сотне в Германии.Год завершился совместными гастролями с группой Overkill , выступлением на популярном международном фестивале Металлмания , ежегодно проводимом в Польше.Пиком стали новогодние выступления группы в легендарном Лондонском Одеоне . Летом 1988 года группа выступила на английском фестивале Монс- тры Рока , где группа играла с такими грандами, как Айрон Мэйден , Кисс , Дэвид Ли Рот, Мегадет . Helloween и американская группа Ганз энд Роузез стали тогда открытием фестиваля.

В музыке Helloween заметно влияние классических произведений, некоторые обозреватели называют стиль группы вагнеровским метал- лом .А творческий потенциал группы на данный момент дает все основа- ния для самых оптимистических прогнозов 13 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность.

GUNS N ROSES . Можно сказать, что группа Guns n Roses представляет сегодняш- ний день хэви-метала , так как образовавшись сравнительно недавно 1985 год, США онадовольно быстро приобрела мировую известность и популярность.

Избрав в качестве ориентира стиль таких групп, как Аэросмит и Назарет , Guns n Roses в короткое время зарекомендовали себя, как одна из наиболее интересных групп, играющих ураганный хард-рок - так определили их манеру игры музыкальные критики.Группа выступала в качестве разогревателя перед концертами Аэросмит , причем мо- лодежь воспринимала Guns n Roses с гораздо большим энтузиазмом, чем гвоздь программы .В 1987 году был выпущен альбом, ставший самым феноменальным дебютом среди американских групп за всю историю рок-музыки за год тираж пластинки превысил 7 млн а практически все песни, вошедшие в диск были изданы в виде синглов.Песня Sweet child of mine стала международным хитом.

В августе 1989 года Guns n Roses выступали на традиционном фестивале Monsters of Rock в Англии - программа, в которую музы- канты обычно включают композиции Led Zeppelin и Rolling Stones была признана самой интересной, затмив выступления Iron Maiden и Дэвида Ли Рота.Последние альбомы группы говорят о том, что хард-рок и металл приобрели новое звучание, а это значит, что в лице Guns n Roses рок-музыка приобрела нового лидера, не уступаю- щего по своим возможностям признанным королям прошлого.

TRASH И METALLICA . Трэш - одно из самых тяжелых направлений рок-музыки от сло- ва thrash - дрянь, гадость .Одним из первопроходцев этого стиля по праву считается Metallica .Ее феномен заключается в том, что без сорокапяток и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима, без трансляции композиций по радио и телевидению, под аккомпанемент насмешек солидной музыкальной прессы, группа не только встала во главе нового тяжелого андерграунда, но и приобрела репутацию су- пергруппы вне его. Metallica играет рафинированный металл , сво- бодный даже от наследственных примесей - ритмическое богатство композиций, предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динами- ка аранжировок мгновенно выделяют группу среди множества подобных, взявших за основу внешние признаки металликовского металла .В свох работах музыканты настолько честны и искренны, что создается впечатление, будто 70-х - с их компромиссами, усталостью, лицемери- ем, прагматизмом, комплексами неполноценности и животным страхом пе- ред будущим - никогда не было.Группа, способная гитарным риффом пе- речеркнуть наследие постреформистского десятилетия , может с полным основанием претендовать на звание наследницы 60-х, эры Вудстока и наивных детей цветов .Только Metallica не наивна, а предельно ожесточена - утратой разноцветных иллюзий,своим временем и его жес- токостью, и тем не менее она - второе поколение Вудстока.

Но история Металлики - это не только искренность 60-х, с их вызовом ханжеской морали это и конец 70-х, когда новая волна анг- лийского хэви-метала снова поставила вопрос как жить дальше? Беше- ная динамика музыки Моторхэд , Саксон и Даймонд Хэд давала на него свой ответ спасение в движении, в скорости - под лежачий ка- мень вода не течет.Хватит болтать, пора заняться делом, человек сам хозяин своей судьбы! Датчанин Ларс Ульрих серьезно занимался теннисом.Настолько серьезно, что стал чемпионом Копенгагена среди юниоров.В 1980 году - 14 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. его родители перебрались в Лос-Анджелес.Спортивная карьера прерва- лась сама собой и Ларс также серьезно занялся ударными.Спустя год ему попалось объявление в газете некий Джеймс Хэтфилд ищет музыкан- тов для группы.Они быстро сошлись, обоюдная симпатия переросла в дружбу.Прииятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал бас-гитарис- том, для соло пригласили черного гитариста Ллойда Гранта.

Вокал Хэт- филда по силе и тембру оказался очень похожим на голос Оззи Осборна это впоследствии отмечал и сам Оззи . Грант выбыл из состава через неделю репетиций ритмические экс- перименты Хэтфилда оказались не под силу этому, в общем-то, преспек- тивному гитаристу.На его место пришел Дэйв Мастейн, и летом 1982 го- да Metallica записала свою первую композицию.Лента с записью попала на фирму Мегафорс и через две недели Metallica подписала контракт на первую пластинку.Однако в самом разгаре работы бас-гита- рист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не может От его ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же чокну- тый - мы играем рок или Стравинского? Хэтфилд и Ульрих срочно выле- тели в Сан-Франциско, где они нашли великолепного басиста Клиффа Бертона, в то время игравщего в группе Травма . Клифф Бертон был профессиональным музыкантом с большим стажем работы.Как любой хороший бас-гитарист,Бертон прекрасно играл на роя- ле, владел музыкальной теорией - шаг за шагом он, словно педагог,вел своих менее опытных коллег к постижению основ музыки, закладывал фундамент для дальнейшей работы,высвобождал из оков невежества твор- ческкий потенциал Хэтфилда.Клифф научил Хэтфилда работать, и ему это понравилось.

В марте 1983 года группа приступила к записи прерванного альбо- ма.Музыканты работали по двадцать часов в день, но Появление Бер- тона, его школа хороших манер не прошли бесследно, Ульрих и Хэт- филд почувсвовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не изменилось. Однако изменилось.Изменилось их восприятие музыки, критерии, требо- вания, предьявляемые к материалу.

Дэйв Мастейн - отличный гитарист, наверное,он самый быстрый гитарист в металле говорит Хэтфилд но мы уже стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как будто ничего не произошло.Нам нужен был другой, кто смог бы управляться и с мелодиями.

Этим другим оказался Кирк Хэммет из сан-франциской группы Эк- седес , поклонник Джими Хэндрикса и Майкла Шенкера, способный вопло- тить любую чужую идею с точностью компьютера.К счастью рокировка гитаристов прошла безболезненно Мастейн с тех пор играет в Мега- дет , группе, которую называют скоростной и прямолинейной копией Металлики . Перед любителями жесткого рока появилась новая группа.Но не сов- сем такая, какой, предполагалось, она может быть. Не смотря на неко- торые стилические тяготения к Блэк Сэббэт и Лед Зеппелин , компо- зиции Meталлики выглядят более сухими , резкими, а ритмические чудеса Хэтфилда вообще ставят под сомнение принадлежность группы к року в традиционном смысле этого слова.В целом музыка группы Metallica гораздо более сложная, чем что-либо когда-то бывшее в роке. Однако тексты первого альбома Убей их всех практически не от- личались от стандартных разработок, например, Джудас Прист рок, да здравствует рок и только рок! Принципиально иным стал второй альбом Оседлай молнию 1984 .В музыкальном отношении он углубляет и развивает находки, которыми от- мечен дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут та- кую же эмоциональную нагрузку, как и музыка.

Metallica взялась за - 15 - Хард-рок.Истоки.Развитие.

Сущность. очень трудные темы война, смертная казнь, наркомания, насилие пси- хозы, подавление инакомыслия - темы, которые с тех пор всегда при- сутствуют в творчестве этой группы.

Записав третий альбом, Metallica практически сразу же приобре- тает статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи Осборном, беспрецендентная реализация диска, практически мгновенно ставшего золотым учитывая запись на инди -фирме . В начале осени 1986 года, а точнее - в сентябре, Metallica от- правилась на гастроли по Скандинавии.По дороге из Стокгольма в Ко- пенгаген автобус с музыкантами и персоналом не удержался на сколь- зком повороте и первернулся.Погиб один человек, Клифф Бертон.Ему было 24 года. Оправившись от шока Metallica объявила конкурс бас-гитаристов.

Они получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну. Ее автором был Джесон Ньюстед Когда я пришел на прослушивание, то увидел трех мрачных парней в черных майках и джинсах.Я взял бас-ги- тару, они включили фонограмму.Со второго раза я попал и рискнул на импровизацию.Когда я отыграл пол-часа, они переглянулись, молча по- жали мне руку и вытолкали за дверь.Я так тогда и не понял подхожу я или нет. Он им подошел.

И спроведливость для всех - так назвали Metallica свой двойной альбом, вышедший в 1988 году.Впервые после записи Убей их всех группа пришла в студию с готовым материалом.Работа двигалась очень тяжело давила мысль, что это первые самостоятельные компози- ции, сквозь ноты которых не пробегал взгляд Бертона.

Пожалуй, этот альбом получился самым интересным в истории Металлики .В рекордный срок он стал платиновым и первым среди инди -пластинок оказался в американской Top 10 . Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и к 6 августа он уже был дважды золотым .Эту работу можно рассматри- вать, как не характерную для направления спид-трэш-метал и однов- ременно вполне логичную, применительно к концепции творчества Ме- таллики скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью, уступила место мелодичности правда, группа и прежде не страдала ее отсутствием , жесткость звучания сохранилась, но теперь она достига- ется за счет акустических инструментов.В целом же этот диск полон реминисценций хард-рока 70-х,в нем явственно прослушиваются стилис- тические комбинации а-ля Блэк Сэббэт и Дип Перпл . Остается добавить, что несколько миньонов группы вышли в 1992 году, а сейчас музыканты пишут навый студийный альбом, который, на- диюсь, принесет свежую струю в мир Трэш-металла . Современный спид - трэш - метал . Кто это? Если пробежаться взглядом по спискам наиболее известных групп этого направления, то можно, пожалуй, выделить две группы, как наи- более сильные в этом жанре.

Это германская группа, состоящая из ко- манд Kreator , Destruction , Sodom , американская Slayer , Megadeth , Napalm Death и приехавшая из Бразилии Sepultura . История Креатора началась с малоизвестной западногерманской группы Tormentor , которая в 1985 году записала две неплохие де- монстрационнные записи и получила контракт с фирмой Нойз . Но в металлических кругах уже существовала группа с таким названием и музыканты переименовались в Kreator . Дебютный альбом Бесконечная боль 85 г. мгновенно вывел группу в высшую лигу западногерманско- го трэш-метал, стиля, отличающегося атакующим звуком, хотя по совре- менным стандартам музыка Креатора того периода может показаться несколько наивной.

После выхода второй пластинки Pleasure to kill - 16 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. 86 г. группу заметили и за пределами ФРГ, группа провела большое турне с Destruction и Rage . К моменту выпуска третьего альбома Terrible Cirtainty исполнительный уровень группы значительно вы- рос, на что также повлиял приход третьего гитариста.

Это позволило Креатору отправиться с гастролями в США, где они дали 35 концер- тов, и в Канаду вместе с группой Voivod . Появление нового гита- риста усилило концертное звучание группы, приблизив его к студийно- му. После второго турне по ФРГ, Креатор стал пользоваться популярностью и в Англии, куда вскоре группа отправилась с гастроля- ми, получив отличные оценки музыкальной прессы, хотя традиционно Ан- глийский слушатель считается самым консервативным.В 1989 году группа стабилизировала свое положение на еврорынке.

И хотя альбомы 89 и 90 годов обвиняют в излишней чистоте звучания, это не может поколе- бать репутацию группы.

К тому же Креатор наконец обратился к проб- лемам лжи, войны и наркотиков, что подняло группу в глазах прессы.

Западногерманская группа Destruction Разрушение образова- лась в 1984 году - как следует из названия, группа не жалует такие стили, как диско, поп, рэп и прочую легкоту , а исповедует жест- кость и тяжесть на грани безумия такое определение творческой кон- цепции Destruction дают сами музыканты , точнее - трэш-спид-ме- тал .На первых порах состав группы часто менялся, но это лишь усилило потенциал группы - образовавшийся путем естественного отбо- ра окончательный вариант Destruction выглядит настолько сильным, что группа по праву считается лучшим германским представителем свое- го направления.

Это прекрасно видно по таким работам 1987 года, как мини - альбом Безумный мясник и диск Агония - прочь . В поисках смысла жизни, Destruction записывает концертный альбом Жизнь без смысла и студийный Помутнившийся рассудок , ставший самым сложным для восприятия альбомом этой группы.

Американский квартет Slayer по привычке продолжают называть самой быстрой группой в мире , хотя это справедливо лишь в отноше- нии их ранних работ сегодня трэш претерпевает серьезные изменения, которых не избежала и самая титулованная группа этого направления хард-рока . Известность пришла к Слейеру в 1986 году, когда груп- па записала один из своих сильных - и самых неоднозначных - альбомов В царстве крови . В песнях пластинки музыканты пытались анализиро- вать духовный мир ущербного среднего гражданина и диск имел фено- менальный успех.

Следующие работы были менее динамичными ритмически, но композиции приобрели неожиданную для трэш-метал мелодичность, что дало основания обвинить Слейер в отходе от принципов жанра.

Новые работы группы показывают, что Слейер уже не самая быстрая группа в мире , но, в конце концов, музыканты уже доказали, что мо- гут играть со скоростью средней пилорамы, настало время доказать кое -что еще. Последний альбом группы Seasons in the Abyss показывает, что кроме поклонения сатанизму долгое эта тема была лидирующей в текстах Слейера Том Арайа может петь и про более насущные для че- ловечества как и во всем трэше у Слайера появляются в текстах антивоенные нотки, отвращение к наркомании и прочее Слейер по-праву считают лидером своего стиля техно-трэша , по которому пошла не одна известная группа, например, Holy Moses , Magnus и много других.

РОК-ФЕСТИВАЛИ. ММФМ 89. Итак, что же сейчас пропагондирует хард-рок, какие идеи он защи- щает? Прежде, чем поговорить о текстах некоторых групп, надо сказать несколько слов о рок-фестивалях, проходящих под девизом Нет - алко- голю, войне, наркомании и т.д Я думаю всем хорошо известен фес 17 - Хард-рок.Истоки.

Развитие.Сущность. тиваль Вудсток , о котором нет нужды говорить.А вот об одном из беспрецендентнейших случаев, о фестивале,проходившем в Москве в 1989 году поговорить стоит.

Наверное уже стало ясно, что я хочу написать о Московском Музы- кальном Фестивале Мира, в котором участвовали такие звезды, как Оззи Осборн, Скид Роу , Мотли Крю , Синдерелла , Бон Джови , Скорпи- онс , и который музыкальные критики всего мира назвали ни чем иным, как Вудстоком на Москве-реке . Если взглянуть на московский рок-фестиваль с чисто технической точки зрения, то можно сказать, что звучание групп Оззи Осборна, Бон Джови , Парка Горького было не очень хорошим.Можно сказать, что в первый день Мотли Крю разнесли на сцене свои инструменты, сделав это в лучших традициях стадионного рока конца 60-х. Можно сказать, что Скорпионс и Синдерелла откачали свои программы с безукоризненностью хорошо смазанных механизмов, а молодые Скид Роу захлестнули публику рвавшейся через край энергией, в то время, как Парк Горького выступили более спокойно, но не менее интересно.

Бригада С во главе с Игорем Сукачевым выглядела вполне профессио- нально, а концептуальная музыка Нюанса уже во время фестиваля привлекла такого солидного продюсера, как Питер Габриэль.Короче можно было описать это событие именно так, как описывают обычные концерты зарубежные обозреватели, и поставить точку фестиваль сос- тоялся.

А можно взглянуть на свершившееся так, как, собственно, и видел московскую акцию весь мир впервые в СССР на одной площадке выступа- ли звезды мирового рока, причем не погасшие или несостоявшиеся, коих так любил Госконцерт, а лидеры сегодняшнего дня, которых, в отличие от Сюзи Куатро, Бони Тайлер и Дюран Дюран , поклонники не забудут в паузе между двумя очередными пластинками.

Коммерческий хард-рок сейчас достиг своего пика - пока будущее этого направления представляется безмятежным, а интерес зрителя - стабильным.Как сказала приехавшая на фестиваль английская журналист- ка Максимальная катастрофа , которая грозит стилю хард-энд-хэ- ви - прекращение вокруг него истерики и слияние с существующем мейнстримом , то есть переход из категории модное в классичес- кое , что вряд ли можно рассматривать как кризис.

Если говорить о международных рок-фестивалях, которых в Европе и США проводится достаточно, то очень легко недооценить московский ежегодное пиршество в Карл Доннингтон, под названием Монстры ро- ка по набору исполнителей врядли уступает московскому здесь Оззи и Синдерелла , там Металлика и Ганз энд Роузез , здесь - Мотли Крю и Скорпионс , там - Айрон Мэйден и Кисс . Сравнения и парал- лели возможны.Как и в большинстве аналогичных массовых концертов, фестиваль был изначально пронизан высокой идеей, которая как цемен- тирующий состав скрепила в единый монолит исполнителей и миллионы зрителей не только в СССР, но и во всем мире - это лозунг фестиваля Против алкоголизма и наркомании! И весьма немаловажно, что идея исходила из нашей страны, став еще одним этапом по осыпающемуся в те времена стереотипу СССР, как империи зла . Многие великие музыканты ушли из жизни наркоманами.Музыканты, которых молодые считают своими кумирами.Нет ничего плохого в том, что поклонники и до сих пор восхищаются их музыкой, но будет очень печально, если кто-то, восхищаясь, решит попробовать их образ жизни и сам станет наркоманом или алкоголиком.Такого не должно случиться.

Фонд Make a difference и фирма грамзаписи Полиграм осуществили международный проект.Сегодняшние рок-звезды, участвовавшие в ММФМ 89 записали песни из репертуара погибших от наркотиков Элвиса Персли, Дженис Джоплин, Джими Хендрикса, а также групп, потерявших в разное - 18 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. время своих участников, страдавших наркоманией Who , Led Zeppelin , Doors , Sex Pistols , AC DC , Rolling Stones , T.Rex , Kenned Head и других.

К сожалению, сейчас это список увеличился от злоупотребления наркотиками погиб Фредди Мер- кюри из легендарной группы Queen . Вся прибыль от продажи этого альбома передается в фонд Make a Difference , осуществляющий ряд программ по защите детства от наркотиков.

Завершая этот обзор, надо сказать, что после этого фестиваля прошло множество других концертов грандов в Москве.Нас посетили Йен Гиллан, Металлика и АС DC , Napalm Death , Sepultura , Iron Maiden , Accept , Nazareth , Faith No More , скоро Москва увидит Kreator .К сожалению все музыканты в своих послеконцертных интервью вторят Винсу Нейлу из Мотли Крю Меня угнетало огромное количество военных на поле стадиона, казалось, что выступоешь в ар- мейской части.

Ну чтож, это наша болезнь, правда, которая вопреки мнению многих провоцируется не только фанатами, но и самой милицией и войсками.

О чем поют западные рок-группы? О текстах песен стиля хард-рок уже написано в моей работе не- мало и можно было бы больше не касаться этой темы. Но дело в том, что разбирая свой архив статей о рок-музыке, я натолкнулся на статью с названием, написанном выше, опубликованной в газете Аргу- менты и факты в 1988 году. Насколько необразован в области рока ав- тор статьи становится ясно с первых же строк, ну а к середине статьи разбирающийся в роке человек понимает, что его сознательно вводят в заблуждение.

Итак, автор делит тексты различных групп на 3 катего- рии а Вариации на тему любви.

К сожалению, Н.Арефьев причисляет к этой категории исключительно поп-группы, явно забывая при этом послушать Скорпионс , Европу , Парк Горького и множество других хард-роковых групп.

Правда не- которые истины не избегают пера автора он пишет, что песни этого направления легко воспринимаются на слух, и что социальные песни - это скорее исключение в поп-музыке, это удел других групп может быть в этом и кроется неприязнь автора, да и не только его к року б Боевой рок. Здесь, видимо, автор имеет в виду агитационно-пропагандистский рок , который обозначился в 80-х годах, с возникновением в роке та- ких движений, как Рок против войны , Рок против апартеида , Рок против богатых и т.д Это обьединение довольно условное, т.к. группы различаются по стилям, положению и единственное что у них есть общего - это ярко выраженная социальная направленность текстов и поддержка прогрессивных общественных акций и движений.

Сюда автор совершенно справедливо причисляет Пола Уэллера, группы Стайл Кау- мел , Уэм , Мэднесс и других.

Хорошо характеризуют это направле- ние слова Тэла Саттона, гитариста английской группы Уэй Рок и политика должны идти рядом.

Я не могу писать песни безотносительно того, что происходит вокруг . в И Сатана там правит бал. Отношение автора к хэви-метал и более жестким стилям совсем не радужное. Видимо в желании отпугнуть молодежь от этих пакостей и в надежде, что родители, прочитав его статью выкинут магнитофоны сво- их чад в окно, автор сочиняет такое Итак, прервав статью из Роллинг Стоунз автор пишет, что альбом группы Джудас Прист 1984 года оценен как Садомазохизм и апокалип- тическая истерия . Конечно, на первых порах эта группа немного увле 19 - Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность. калась сценами ада, но видимо вид музыкантов так ошеломил Арефьева, что он забыл, что Джудас Прист переводится как Иудейский священ- ним все силы, чтобы править железной рукой вовсе не следует воспри- нимать так прямо.

Так же прервав песню группы Motley Crue под названием Девочки, Девочки, Девочки автор умудряется обвинить группу в при- зыве молодежи к хулиганству. Отдельный разговор о группе Слейер . Автор приводит такие стро- ки Расчленяй на куски, отделяй мясо, выкалывай глаза, расчленяй на на части ,при этом ссылается на песню Некрофобия . Будучи поклонни- ком Слейера и достаточно хорошо владея английским языком, я попы- тался найти эти строки.

Нашел, правда в другой интерпретации да, эти слова есть, правда не призывающие, а описательные Разделе- ние и т.д , то есть идет описание жизни человека, страдающего некрофобией. А в конце песни, для особо непонятливых указано Нек- рофобик не может контролировать, параною, зовущую его убивать . А в другой песне после призыва убивать стоит строчка обьясняющая зачем Во славу арийской расы - эта песня, также носящая описательный ха- рактер называется Ангелы смерти короче - войска SS , чего автор явно не хочет замечать.Правда, стоит сказать, что музыканты также и не питают симпатий к христианству, как и к Сатане.Они нейтральны. г. Больше категорий автор не выделял, но мне бы хотелось доба- вить, что существует множество групп, использующих в основе своих песен сказки и были, как-то Manowar , Alice Cooper и другие В завершение это главы хотелось бы привести слова Брюса Диккен- сона из Айрон Мэйден в ответ на вопрос - В ваших песнях часто фигурируют слова огонь, грех, насилие, убийство ,смерть.

Что означает для вас насилие Вы произвольно вырвали слова из контекста.Мы не хотим, чтобы публика действовала под их влиянием.Мы поем о борьбе, борьбе добра со злом.А приведенные слова так или иначе сопутсвуют теме борьбы.

Мир рок-музыки неоднозначен, и то, что дано понять одному не да- но понять другому.Но не.