рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ноктюрн

Ноктюрн - Реферат, раздел Искусство, Элементарная Теориямузыки Рефератна Тему Ноктюрн Выполнил Шамсутдинов Ильдар...

Элементарная ТеорияМузыки РЕФЕРАТНА ТЕМУ НОКТЮРН Выполнил Шамсутдинов Ильдар1 курс ДХО Ноктюрном называется в наши дни небольшая инструментальная пьеса мечтательноголирического характера.Французского nocturne означает ночной . Название это в его французском и итальянском вариантах было известно ещ с эпохи Возрождения и означало инструментальную ночную музыку л гкого развлекательного характера.Широкое распространение ночная музыка получает в 18веке. Особенно пышно расцв л этот жанр в Вене, городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной музыкальной жизнью.

Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев она звучала всюду в домашней обстановке, на улице, в многочисленных кабачках, на городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц.Такого рода музыка, предназначенная для исполнения на открытом воздухе, обычно представляла собой род сюиты - многочастной инструментальной пьесы.Разновидности этого жанра назывались серенадами,кассациями, дивертисментами и ноктюрнами.

Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности этого жанра и средства исполнения такие пьесы писались обычно для ансамбля духовых инструментов, иногда со струнными.Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила томно-лирического характера,который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне.

Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же 18века, напротив, отличаются бодрым,отнюдь не ночным тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов.Образцы таких ноктюрнов встречаются у И.Гайдна и В.А.Моцарта.Помимо инструментальных ноктюрнов,в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные-сольные и хоровые.

В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается.Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесымечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы.Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью,широким дыханием.Жанр ноктюрна выработал свою, ноктюрнообразную фактуру сопровождения она представляет собой колышущийся,покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами.

Композиционное строение ноктюрнов 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный.Однако середина если3 части обычно пишется в более оживл нном темпе.В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения и в основном для фортепиано.

Создателем фортепианного ноктюрна романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд 1782-1837 , проживший большую часть своей жизни в России. В его 17 ноктюрнов создан стиль нежной, певучей игры на фортепиано. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая,напевная.Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов.Основной их эмоциональный тон мечтательная лирика самых разнообразных оттенков.

В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение,значительное по содержанию.Ноктюрны Шопена многообразны по характеру светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические,мужественно-сдержан ные.Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена ноктюрнре-бемоль мажор ор.27, 2 .Упоение т плой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы.

Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению,господствующему в этой пьесе.Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.Вслед за Шопеном к жанру ноктюрна обращаются многие западноевропейские и русские композиторы Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка,М.Балакирев, А.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.

В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые искренние их высказывания. К этому жанру обращаются композиторы и более позднего периода. Привлекают свежестью и искренностью чувства 4 юношеских ноктюрна С. Рахманинова 3 из них были написаны в 14-летнем возрасте .Из ноктюрнов, написанных для оркестра, можно напомнить,ноктюрн Мендельсон, Ноктюрны Дебюсси.Однако, если ноктюрн Мендельсона сохраняет все стилистические черты этого жанра, то оркестровые произведение Дебюсси Облака , Празднества , и Сирены названные автором Ноктюрнами , весьма далеки от обычного толкования жанра.

Эти пьесы представляют собой созерцательно-колористические музыкальные картины. Давая им названия ноктюрны ,композитор исходил из субъективного впечатления,порожд нного колоритом и игрой ночного света.Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении.

Давая своим произведениям название ноктюрн , современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки подчеркивают интимно-лирическую сторону произведения.Вообще едва ли случайно то, что в наши дни ноктюрн вс чаще встречается в сочетании с другими жанрами или же является как бы программным подзаголовком какого-либо произведения.В этом можно усмотреть проявление общей тенденции, общей закономерности развития жанра.

Таким образом, в наше время название ноктюрн приобретает в какой-то мере программный характер. Однако сама программность, круг образов и настроений, которые композитор хочет подчеркнуть, называя произведение ноктюрном.

– Конец работы –

Используемые теги: Ноктюрн0.026

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ноктюрн

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Романтический ноктюрн. Тема ночи в в поэзии Тютчева и Фета
Иногда звучали вокальные ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов. В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн:… Тютчев рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на… Все своеобразие художественной манеры фетовского письма можно продемонстрировать на примере стихотворений, посвящённых…

0.018
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам