Музыка начала XX века

Музыка в начале XX века. Нетна земле живого существа,Стольжестокого, крутого, адски злого Чтобне могла хотя на час один Вн м музыка свершить переворота ВильямШекспир.КонецXIX и начало XX века до 1917 года - период не менее богатый, но гораздо более сложный.Он неотдел н от предыдущего каким-либо переломом лучшие, вершинные сочиненияЧайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому деcятилетию XX века.Ноуже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский.

На смену имприходят ученики, наследники и продолжатели их традиций С. Танеев, А.Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчествеясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение более чем столетия занимавшаяглавное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль балета,наоборот вырастает.Широкоразвиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева.Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, которыйи сам был великим пианистом.

Фортепьянные концерты Рахманинова как и концертыЧайковского, и скрипичный концерт Глазунова относятся к вершинам мировогоискусства. В последней четверти XIX столетиятворчество русских композиторов было признано во вс м цивилизованном мире. Средимолодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого-начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинениянаписаны очень по своему остро, иногда даже дерзко.Таков Скрябин.

Однихслушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущаланеобычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, Поставленныево время Русских сезонов в Париже, привлекли внимание всей Европы.И наконец,уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещ одна звезда -Прокофьев.Большуюроль в музыкальной жизни России этого времени сыграл Беляевский кружок, названный так по имени его основателя Митрофана ПетровичаБеляева - известного лесопромышленника, владельца огромного состояния истрастного любителя музыки, особенно русской.

Кружок, возникший в 80-х годах, объединил почти всех лучших музыкантов тоговремени Н. А. Римский - Корсаков стал идейным центром этого музыкальногосодружества. Всеми доступными средствами Беляев стремился помочь тем, ктослужил русской музыке. ОснованноеБеляевым новое издательство за несколько десятилетий своего существованияиздало огромное количество произведений русских композиторов.Щедро оплачиваятруд композиторов, Беляев организовал ещ и ежегодные конкурсы на лучшеекамерное сочинение, а потом и конкурсы имени М. И. Глинки на лучшеепроизведение русской музыки любого жанра.

Беляев способствовал воскрешениюполузабытых партитур великого Глинки, чьи крупные сочинения тогда нигде незвучали - ни на одной оперной сцене, ни на симфонической эстраде.Необходимоупомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов Русскиесимфонические концерты , а также Русские камерные вечера . Целью их было -знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки.

Руководиликонцертами и вечерами Н.А. Римский -Корсаков и его талантливые ученики А.К.Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона,составляли программы, приглашали исполнителей Исполнялись исключительнопроизведения русской музыки многие из них, забытые, отвергнутые ранее русскиммузыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей.Например,симфоническая фантазия М.П. Мусоргского Ночь на лысой горе впервые прозвучалаименно в Русских симфонических концертах почти через двадцать лет послесоздания, а затем была многократна повторена по востребованию публики , какотмечалось в программах .Труднопереоценить роль этих концертов.

В годы, когда на такие гениальные оперы, как Борис Годунов и Хованщина , было наложено вето царской цензуры, когда в самойвлиятельной, почти единственной в России музыкально-концертной организации РМО было засилье западноевропейского репертуара, когда оперные театры,именуемые императорскими, по словам Стасова, выжили со своих подмостков оперыГлинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова , когда цензура запрещалапесни Мусоргского, названные им народными картинками в то времяединственным местом в России, где звучала вся отвергнутая официальными кругамимузыка русских композиторов, были Русские симфонические концерты .Знаменательно,что через год после смерти А. П. Бородина был устроен концерт из егопроизведений, большинство из которых прозвучало тогда впервые.Беляевскийкружок в 80 90-е годы оказался единственным музыкальным центром, гдеобъединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.

Весьмапримечательным явлением в русской музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И.Мамонтова в Москве.

Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатымпредпринимателем, организовал в России оперную труппу.С ней он осуществилпервые постановки русских опер - Русалки А. С. Даргомыжского и Снегурочки Н. А. Римского-Корсакова которые пользовались у московской публикизначительным успехом.

Так же он поставил оперу Псковитянка Н. А.Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла, театр выехал нагастроли в Петербург. Нарубеже XIX-XX векавозрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительствоорганов в России. В начале XX столетия ихможно было буквально пересчитать по пальцам.Появляются исполнители, знакомящиеслушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий А. К. Глазунов,Старокадомский.

Это время является важным этапом в историискрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которыераскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента.Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимаютсочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известныконцерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова.Их замечательное искусствопомогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент - скрипка.

Вконце XIX и в начале XX века,а особенно в предоктябрьском десятилетии, через вс русское искусство, и вчастности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны сместистарое, несправедливое общественное устройство.Далеко не все композиторыосознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовуюнапряж нность ощущали все или почти все. Большинство музыкантовнепосредственного участия в революционных событиях не принимали, и потому связимежду ними были довольно слабыми.