Летний сад

Летний сад В первые десятилетиясуществования Петербурга Летний сад занимал значительно более обширнуютерриторию, нежели в наши дни. В его дворцово-парковый комплекс включалисьпрежде всего Первый и Второй Летние сады, занимавшие территорию современногоЛетнего сада и ансамбля Инженерного замка. Сады эти разделялись каналом.Сейчасна месте канала широкая аллея, пересекающая Летний сад от Фонтанки кЛебяжьему каналу.Смыкавшийся со ВторымЛетним садом Третий Летний сад занимал территорию, ныне ограниченную рекойМойкой, каналом Грибоедова, улицами Итальянской и Садовой.

Таким образом,комплекс Летних садов, начинаясь от берега Невы, простирался почти до нынешнегоНевского проспекта. Несколько поодаль, у Фонтанки, размещался Четвертый Летнийсад.Он часто именовался Итальянским и отходившая от него улица Жуковского всвое время, до 1902 года, называлась Малой Итальянской . Остатки этого садасохранились на участке между зданием филиала Публичной библиотеки Фонтанка,дом 36 .Современный нам Летнийсад раскинулся на территории в 11,7 гектара, его отделяет от набережной Невыпрекрасная ограда, сооруженная по проекту архитектора Ю.М.Фельтена как ужесказано, сына повара Петра 1 при участии П.Е.Егорова в 1770-1784 годах.Монументальные колонны-монолиты из гранита, увенчанные вазами и урнами,соединяют звенья ажурно-легкой, словно парящей в воздухе решетки.

Это один излучших в мире образцов декоративных оград.Летний сад привлекает нетолько тишиной тенистых аллей в нем 2387 деревьев , но и богатым скульптурнымубранством.

Работы по сооружению сада начались в 1704 году. Он создавался врегулярном стиле, в его планировке господствовала геометрическая четкостьлиний, вдоль аллей стояли подстриженные деревья. В саду били десятки фонтанов оформленные на сюжеты басен Эзопа , и питавшая их река получила в 1719 годуназвание Фонтанки.Наводнение 1777 года уничтожило эти водометы.Для убранства сада совсех концов России и из западно-европейских стран доставляли редкие деревья,кустарники и цветы, мраморные изваяния.

Петр 1 не жалел средств для Летнегосада центра общественно-культурной жизни Петербурга того времени.Привлекает выполненная скульпторомП.Бараттой в 1722 году по специальному заказу Петра 1 стоящая перед севернымфасадом Летнего дворца группа Мир и изобилие аллегорическоеизображение победы России в Северной войне.Центральная фигура изображаетРоссию в виде молодой женщины с рогом изобилия и опрокинутым факелом,символизирующим окончание Северной войны со Швецией.

Рядом крылатая богиняПобеда, венчающая Россию лавровым венком. В другой руке Победа держит пальмовуюветвь символ мира, ногой она попирает поверженного льва.Одно из старейшихизваяний Летнего сада бюст Яна Собесского, польского короля, которыйпрославился своими победами над турками. Разгром войском Яна Собесского всентябре 1683 года турецких полчищ под Веной вернул польскому народу веру всвои силы и помог отстоять Польшу.Примечателен бюст Агриппины.Эта римская императрицаоставила о себе недобрую славу. Распущенную и властолюбивая, она убрала сосвоего пути мужа императора Клавдия и возвела на престол сына Нерона,рассчитывая при нем править империей.

Однако Агриппина была убита по приказуНерона. Изваяние императрицы помогает представить себе ее психологическихобраз.Ощутима эмоциональная напряженность скульптуры.Привлекательнаустановленная вблизи террасы у Лебяжьего канал скульптурная группа Амур иПсихея . Один из мифов Древнего Рима пересказанный Апулеем повествует,что Психея стала супругой бога любви Амура. Но она лишь в темноте встречаласьсо своим избранником и никогда не видела его лица. Злые сестры внушили Психее,что муж ее отвратительное чудовище.

Ночью Психея зажигает светильник, чтобывзглянуть на мужа и убить его ударом кинжала.Но на брачном ложе она видитпрекрасного Амура, и ненависть уступает место любви Это изваяние создано вконце XVII века, автор его неизвестен. Скульптурная группа симметрична откинувшийся влево спящий Амур и Психея, склонившаяся к нему, так порывиста,что кажется, трепещет в воздухе край ее плаща.

Вся эта композиция характерныйобразец стиля барокко.А в углу междуФонтанкой и Невою говоря словами С.Я. Маршака стоит двухэтажное зданиеЛетнего дворца, построенное по проекту архитектора Доменико Трезини в 1710-1714годах. Внутренняя планировка каждого из этажей одинакова и в первом, и навтором этаже по шести залов, кухне, коридору и комнате для дежурных денщиковили фрейлин.В первом этаже были комнаты Петра, на втором его жены Екатерины.Хорошо сохранились отделанная изразцами кухня, вестибюль, украшенныйхудожественной резьбой, архитектурное убранство Зеленого кабинета на второмэтаже, изразцовые печи и живопись на потолках.В экспозиции дворца-музеяпредставлены подлинная одежда Петра 1, токарные станки, сконструированныеА.К.Нартовым выдающимся механиком петровского времени.Нередко организуютсявыставки в изящном Кофейном домике , построенном в 1826 году.На площадке вблизи южныхворот Летнего сада на высоком пьедестале из темно-красного порфира в 1839 годубыла установлена декоративная ваза подарок шведского короля Николаю 1. Общая высота вазы с пьедесталом 4 метра 85 сантиметров.

Ваза не монолитна она собрана из пяти отдельно выполненных частей.В 1855 году в Летнем садуоткрыли памятник великому баснописцу И.А.Крылову скульптор П.К.Клодт . Этопервый в России памятник литератору.

Пьедестал украшен горельефами на сюжетыкрыловских басен Лисица и виноград , Демьянова уха , Фортуна и нищий , Квартет , Ворона и лисица , Мартышка и очки .Мемориальная доска наограде Летнего сада у Невы отмечает место, где в апреле 1866 года террористД. В.Каракозов стрелял в Александра II.