рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - раздел Искусство, Дмитрий Дмитриевич Шостакович 1975 Советский Композитор, Пианист, Пед...

Дмитрий Дмитриевич Шостакович 1975 Советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Ленинградскую консерваторию у Л. В. Николаева фортепьяно , 1923, М. О. Штейнберга композиция, 1925. Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопека в Варшаве награжден почтным дипломом, 1927. С 1937 преподавал композицию с 1939 профессор в Ленинградской, в 1943 48 в Московской консерватории.

Среди учеников Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секретарь СК СССР с 1957, СК РСФСР . Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой музыкальной культуры 20 века . Особенно велико значение Шостаковича - симфониста.В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости.

Продолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки И. С. Бах, Л. Бетховен, Б. Малер, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Шостакович создал свой неповторимо-индивидуальный стиль, черты которого динамика развития, неожиданность контрастов и образных перевоплощений тематизма, тонкая лирика, нередко окрашенная юмором или иронией, полифонизация фактуры проявились уже в 1-йсимфонии 1925, принсшей известность автору.

О творческой зрелости Шостаковича свидетельствуют 4-я 1936 и 5-я 1937 симфонии , идею последней композитор определил как становление личности от сумрачных раздумий через борьбу к итоговому жизнеутверждению. 7-я симфония 1941 выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 45 начата в осажденном Ленинграде и посвященная этому городу.Драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большой политический резонанс во всм мире. 8-я симфония 1943, также связанная с военной тематикой, предвосхитила ряд произведений Шостаковича , вдохновленных движением борьбы за мир. 10-ю симфонию 1953 отличает внедрение песенных интонаций и примов развртывания, 11-я 1957 и 12-я 1961 симфонии, посвящены Революции 1905 и Октябрьской революции 1917, ознаменовали обращение Шостаковича к программности. 1 1-я симфония , построенная на мелодиях подлинных революционных песен, опиралась на опыт музыки к историко-революционным фильмам 30-х гг. и Десяти поэм для хора на слова русских революционных поэтов 1951. 12-я симфония , посвящена В.И.Ленину, раскрывает идею революционной борьбы народа во имя свободы и счастья, 13-я симфония на стихи Е. А. Евтушенко, 1962 симфония - оратория, плакатно-броская по музыкальному языку, посвящена актуальным проблемам гражданской нравственности, бичуя кровавые преступления расизма, она славит народный юмор, душевную красоту и долготерпение русской женщины, бескорыстное служение истине. 14-я симфония на стихи Ф. Гарсии Лорки и др 1969, камерная по составу и масштабам частей, не уступает монументальным симфониям по широте охвата жизненных явлений и их философскому осмыслению.

Это произведение, прототипом которого, по признанию автора, были Песни и пляски смерти Мусоргского, сконцентрировало трагедийность и проникновенную лирику, гротеск и драматизм, 15-я симфония 1971 замыкает эволюцию позднего симфонизма Шостаковича , отчасти перекликаясь с некоторыми ранними его произведениями . В ткань симфонии органично включены цитаты из увертюры к Вильгельму Теллю Россини и мотив судьбы из Кольца нибелунга.

Большой вклад внс Шостакович в развитие музыкального театра.

Однако его деятельность в этой области была грубо прервана появлением редакционных статей в газете Правда Сумбур вместо музыки 28 января 1936 и Балетная фальшь 6 февраля 1936. Заметное влияние на сценические произведения Шостаковича оказал В. Э. Мейерхольд.

Опера Нос оригинальное музыкальное воплощение повести Н. В. Гоголя, отличается быстрым чередованием эпизодов, смелым употреблением сложных средств современной композиторской техники, многопланово-контрапунктичным строением массовых и ансамблевых сцен. Важнейшей вехой в творчестве Шостаковича и в истории оперного искусства стала опера Леди Макбет Мценского уезда Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, 1932, где сатирическая заостренность в обрисовке отрицательных персонажей сочетается с одухотворенной лирикой и суровым, возвышенным трагизмом.

Правдивость и сочность музыкальных портретов, психологическая углубленность, обобщение народно-песенных интонаций, особенно в финале, в картине каторги, говорят о близости Шостаковича к искусству М. П. Мусоргского.

Идейно-эстетические заветы и выразительные средства последнего нашли отражение в эпической широте вокально-симфонической поэмы Казнь Степана Разина на слова Евтушенко, 1964, в раскрытии темы маленького человека в вокальном цикле Из еврейской народной поэзии 1948. Шостакович осуществил оркестровую редакцию опер Борис Годунов 1940 и Хованщина 1959, оркестровку вокального цикла Песни и пляски смерти 1962. Крупными событиями советской музыкальной жизни было появление нескольких концертов для фортепьяно , для скрипки , для виолончели с оркестром, многих камерных произведений Шостаковича фортепьянный квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского, 15 струнных квартетов, 24 прелюдии и фуги для фортепьяно первый подобный цикл в отечественной музыке, циклы романсов на слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти.

Нарочитая простота письма некоторых сочинений конца 40-х начала 50-х гг. оратория Песнь о лесах, 1949 вокальный цикл на слова Долматовского. 1951 кантата Над Родиной нашей солнце сияет, 1952 обьясняется стремлением композитора ответить на обвинения в антинародном формализме, выдвинутые тенденциозным постановлением ЦК ВКПб Об опере Великая дружба В. Мурадели от 10 февраля 1948. Многолетняя работа Шостаковича в кино характеризуется созданием музыкальных образов , использованием городского фольклора и рабочей революционной массовой песни Златые горы, 1931 Встречный, 1932 трилогия о Максиме, 1935 39 Человек с ружьем, 1938 Молодая гвардия, 1948 Овод, 1955, музыке более поздних кино-фильмов присущи симфонизированные принципы развития Гамлет, 1964 Король Лир, 1971. Творчество Шостаковича , завоевавшее ныне всеобщее признание, оказало значительное воздействие на развитие советского и мирового музыкального искусства.

Сочинения оперы-Нос по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928, поставлена 1930, Ленинградский Малый оперный театр, Леди Макбет Мценского уезда Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, либретто Прейса и автора, 1932, поставлена 1934, Ленинградский Малый оперный театр, Московский музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко новая редакция 1956, посвящена Н. В. Шостакович, поставлена 1963, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Игроки по Гоголю, не окончена, концертное исполнение 1978, Ленинградская филармония балеты-Золотой век 1930, Ленинградский театр оперы и балета, Болт 1931, там же, Светлый ручей 1935, Ленинградский Малый оперный театр музыкальная комедия Москва, Черемушки либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, поставлена 1959, Московский театр оперетты для солистов, хора и оркестра-оратория Песнь о лесах слова Е. Я. Долматовского, 1949, кантата Над Родиной нашей солнце сияет слова Долматовского, 1952, поэмы -Поэма о Родине 1947, Казнь Степана Разина слова Е. А. Евтушенко, 1964 для хора и оркестра-Гимн Москве 1947, Гимн РСФСР слова С. П. Щипачва, 1945 для оркестра-15 симфоний 1, f-moll op. 10, 1925 2 - Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929 . 4, c-moll op. 43, 1936 5, d-moll op. 47, 1937 6, h-moll op. 54, 1939 7, C-dur op. 60, 1941, посвящена городу Ленинграду 8, c-moll op. 65, 1943, посвящена Е. А. Мравинскому 9, Es-dur op. 70, 1945 10, e-moll op. 93, 1953 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957 12-1917 год, посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посвящена Б. Бриттену 15, op. 141, 1971, симфоническая поэма Октябрь op. 131, 1967, увертюра на русские и киргизские народные темы ор. 115, 1963, Праздничная увертюра 1954, 2 скерцо ор. 1, 1919 ор. 7, 1924, увертюра к опере Христофор Колумб Дресселя ор. 23, 1927, 5 фрагментов ор. 42, 1935, Новороссийские куранты 1960, Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы ор. 130, 1967, сюиты - из оперы Нос ор. 15-а, 1928, из музыки к балету Золотой век ор. 22-а, 1932, 5 балетных сюит 1949 1951 1952 1953 op. 27-a, 1931, из музыки к кинофильмам Златые горы ор. 30-а, 1931, Встреча на Эльбе ор. 80-а, 1949, Первый эшелон ор. 99-а, 1956, из музыки к трагедии Гамлет Шекспира ор. 32-а, 1932 концерты для инструмента с оркестром-2 для фортепьяно c-moll ор. 35, 1933 F-dur op. 102, 1957, 2 для скрипки a-moll op. 77, 1948, посвящн Д. Ф. Ойстраху cis-moll ор. 129, 1967, посвящн ему же, 2 для виолончели Es-dur ор. 107, 1959 G-dur op. 126, 1966 для духового оркестра-Марш советской милиции 1970 для джаз-оркестра -сюита 1934 камерно-инструментальные ансамбли- для скрипки и фортепьяно- соната d-moll ор. 134, 1968, посвящена Д. Ф. Ойстраху для альта и фортепьяно- соната ор. 147, 1975 для виолончели и фортепьяно-соната d-moll ор. 40, 1934, посвящена В. Л. Кубацкому, 3 пьесы ор. 9, 1923-24 2 фортепьяно трио ор. 8, 1923 op. 67, 1944, памяти И. П. Соллертинского, 15 струн, квартетов l, C-dur op. 49, 1938 2, A-dur op. 68, 1944, посвящн В. Я. Шебалину 3, F-dur ор. 73, 1946, посвящн квартету им. Бетховена 4, D-dur op. 83, 1949 5, B-dur op. 92, 1952, посвящн квартету им. Бетховена 6, G-dur ор. 101, 1956 7, fis-moll op. 108, 1960, посвящн памяти Н. В. Шостакович 8, c-moll op. 110, 1960, посвящн памяти жертв фашизма и войны 9, Es-dur ор. 117, 1964, посвящн И. А. Шостакович 10, As-dur op. 118, 1964, посвящн М. С. Вайнбергу 11, f-moll ор. 122, 1966, памяти В. П. Ширииского 12, Des-dur ор. 133, 1968, поcвящн Д. M. Цыганову 13, b-moll, 1970, поcвящн В. В. Борисовскому 14, Fis-dur op. 142, 1973, поcвящн С. П. Ширинскому 15, es-moll ор. 144, 1974, фортепьянный квинтет g-moll op. 57, 1940, 2 пьесы для струнного октета ор. 11, 1924-25 для фортепьяно- 2 сонаты C-dur ор. 12, 1926 h-moll op. 61, 1942, поcвящена Л. Н. Николаеву, 24 прелюдии ор. 32, 1933, 24 прелюдии и фуги op. 87, 1951, 8 прелюдий op. 2, 1920, Афоризмы 10 пьес, op. 13, 1927, 3 фантастических танца op. 5, 1922, Детская тетрадь 6 пьес, op. 69, 1945, Танцы кукол 7 пьес, без op 1952 для 2 фортепьяно- концертино ор. 94, 1953, сюита ор. 6, 1922, поcвящена памяти Д. Б. Шостаковича для голоса с оркестром-2 басни Крылова ор. 4, 1922, 6 романсов на слова японских поэтов ор. 21, 1928-32, поcвящн Н. В. Варзар, 8 английских и американских народных песен на тексты Р. Брнса и др. в переводе С. Я. Маршака без op 1944 для хора с фортепьяно-Клятва наркому cлова В. М. Саянова, 1942 для хора a cappella-Десять поэм на слова русских революционных поэтов ор. 88, 1951, 2 обработки русских народных песен ор. 104, 1957, Верность 8 баллад на слова Е. А. Долматовского, ор. 136, 1970 для голоса, скрипки, виолончели и фортепьяно-7 романсов на слова А. А. Блока ор. 127, 1967 вокальный цикл Из еврейской народной поэзии для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно ор. 79, 1948 для голоса с фортепьяно- 4 романса на слова А. С. Пушкина ор. 46, 1936, 6 романсов на слова У. Рэли, Р. Брнса и У. Шекспира ор. 62, 1942 вариант с камерным оркестра, 2 песни на слова М. А. Светлова ор. 72, 1945, 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова ор. 84, 1950, 4 песни на слова Е. А. Долматовского ор. 86, 1951, 4 монолога на слова А. С. Пушкина ор. 91, 1952, 5 романсов на слова Е. А. Долматовского ор. 98, 1954, Испанские песни ор. 100, 1956, 5 сатир на слова С. Чрного ор. 106, 1960, 5 романсов на слова из журнала Крокодил ор. 121, 1965, Весна слова Пушкина, ор. 128, 1967, 6 стихотворений М. И. Цветаевой ор. 143, 1973 вариант с камерным оркестром, сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти ор. 148, 1974 вариант с камерным оркестром 4 стихотворения капитана Лебядкина слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975 для солистов, хора и фортепьяно-обработки русских народных песен 1951 музыка к спектаклям драматических театров-Клоп Маяковского 1929, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда, Выстрел Безыменского 1929, Ленинградский ТРАМ, Целина Горбенко и Львова 1930, там же, Правь, Британия Пиотровского 1931, там же, Гамлет Шекспира 1932, Москва, Театр им. Вахтангова, Человеческая комедия Сухотина, по О. Бальзаку 1934, там же, Салют, Испания Афиногенова 1936, Ленинградский театр драмы им. Пушкина, Король Лир Шекспира 1941, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького музыка к кинофильмам-Новый Вавилон 1929, Одна 1931, Златые горы 1931, Встречный 1932, Любовь и ненависть 1935, Подруги 1936, трилогия - Юность Максима 1935, Возвращение Максима 1937, Выборгская сторона 1939, Волочаевские дни 1937, Друзья 1938, Человек с ружьем 1938, Великий гражданин 2 серии, 1938-39, Глупый мышонок мультфильм, 1939, Приключения Корзинкиной 1941, Зоя 1944, Простые люди 1945, Пирогов 1947, Молодая гвардия 1948, Мичурин 1949, Встреча на Эльбе 1949, Незабываемый 1919-й год 1952, Белинский 1953, Единство 1954, Овод 1955, Первый эшелон 1956, Гамлет 1964, Год, как жизнь 1966, Король Лир 1971 и др. инструментовка сочинений других авторов -М. П. Мусоргского - опер Борис Годунов 1940, Хованщина 1959, вокального цикла Песни и пляски смерти 1962 оперы Скрипка Ротшильда В. И. Флейшмана 1943 хоров А. А. Давиденко -На десятой версте и Улица волнуется для хора с оркестра, 1962.

– Конец работы –

Используемые теги: Дмитрий, Дмитриевич, Шостакович0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, как отражение эпохи
Жанровый диапазон творчества Шостаковича очень велик.Он автор симфоний и инструментальных ансамблей, крупных вокальных форм (оратория, кантата,… Как ни широко разнообразие жанров у Шостаковича и как ни велико его мастерство… Оно всегда ощутимо и в общем замысле, и в каждом его музыкальном «слове» будь то мелодия, гармония, оркестр. Вместе с…

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - творческий путь
Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью. В… По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем… Семья была высокообразованна и музыкальна: отец хорошо пел и играл на гитаре, мать окончила консерваторию как…

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - творческий путь
Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью.В консерватории… По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем… Мать стала первым педагогом мальчика. Затем он продолжил занятия в частной музыкальной школе. В тринадцать лет…

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ
Среди учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская,… Международная премия Мира (1954), Ленинская премия (1958), Государственная… В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические…

Верищагин Дмитрий Сергеевич
На сайте allrefs.net читайте: "Верищагин Дмитрий Сергеевич"

Дмитрий Стешин «России объявлена демографическая война»
На сайте allrefs.net читайте: "Дмитрий Стешин «России объявлена демографическая война»"

Актерский портрет актера театра Ленком Дмитрия певцова
Он глубок и ярок современностью, а время, время сделает свое дело в оценке его труда чуть-чуть позже, лет через…. А сейчас он развивается вместе со… Он много снимается в кино, играет в театре большие роли, обаятелен, зрители… Но при этом я отдаю себе отчет, что я не семи пядей во лбу, я не гений – то есть, я нормальный такой ремесленник,…

Углич: город царевича Дмитрия
Здесь среди буйной зелени стоят "Палаты царевича Димитрия" (XV век); церковь Димитрия на "крови" (XVII век) - на месте его гибели;… Недалеко от центра Углича привлекает внимание силуэтом своих красивых высоких… Для многих туристов, плывущих по Волге, Углич - первый город, который оставляет наиболее сильное впечатление от…

«Кремль 2222. Юг / Дмитрий Силлов»: АСТ, Астрель-СПб; Москва, СПб; 2011
Кремль Юг... Кремль...

Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
Но Чацкий был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой и постоянно обличал ее в своих монологах. Он покинул эту среду оболганным, но… Поначалу они не догадывается, в какое общество попал. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы кажутся ему достаточно…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам