Как, Вы не любите Шнитке?!

Как, Вы не любите Шнитке Альфред Гарриевич Шнитке сейчас является самым известным ипочитаемым российским композитором. После смерти слава Шнитке возросла внесколько раз. Прошедший недавно фестиваль заставил звучать музыку этогокомпозитора в лучших залах Москвы. Газеты и журналы наполнились очерками истатьями о нем. Музыкант XXI века , лучший композиторсовременности - такими титулами награждают его критики, обычно не щедрыена похвалу.Складывается впечатление, что стало модно любить музыкуШнитке.

А точнее, говорить об этом, неважно правда это или нет.У музыкантов сформировался четкий стереотип - музыка Шниткепонятна не всем и если ты отказываешься признавать ее ценность и красоту - тыпросто не дорос до этого. Мол, станешь умнее, тогда и поговорим снова о нем, азаодно и о всех современных композиторах. Шнитке в музыкальной среде стал впоследнее время таким же элементом имиджа, как Мерседес определенной модели у бизнесменов.Неважно, что есть машины лучше - главное,выглядеть престижно в глазах тебе подобных.

Явственней всего это проявляется в музыкальных беседахстудентов или школьников. Часто приходится слышать что-то наподобие да унас сейчас в оркестре Реквием Шнитке. Такая ерунда! это кто-нибудь изоркестрантов. По сценарию здесь сразу же должен вступиться кто-то из более высокопоставленных , теоретик или композитор - Не понимаешьнастоящей музыки - и молчи. Тебе она недоступна . Остальные обязательноважно кивнут и разойдутся довольные друг другом.А простофиля оркестрант никапли не изменив своего мнения про композитора в следующий раз отзовется о немв совершенно в другом тоне. Наверное, слишком простовато я обрисовал схему, но ведьименно по ней и происходит раздувание личности или произведенияискусства, именно так раскручивают политических деятелей, эстрадных певцов,именно поэтому рождается сумасшествие вокруг черного квадрата Малевича или 33 Джона Кейджа. Именно таким образомподдерживается мнение о Николае Петрове как пианисте или Ростроповиче какдирижере.

Я не хочу сказать, а король то голый , но все жеменя несколько смущает, что большинство не замечает некоторую скупость иблеклость его одежды.

Хочу оговориться - Шнитке я знаю хорошо. Безусловно, я быне решился написать все, что собираюсь без того, чтобы не изучить егодостаточно хорошо. Даже во время печати этого очерка я слушаю самое сильноепроизведение Шнитке - Историю доктора Фауста , до сих порпытаясь отыскать что-то, чего не нашел.Еще одна деталь - я считаю, что лучшим наследием Альфреда Гарриевича были егоисследования и статьи, здесь его талант раскрывается в наибольшей степени.

Но,я о музыке.Итак, что так покорило слушателей не только России, но и всегомира? Может, мелодии Шнитке? Может, они у него запоминаются легко и надолго каку Россини? Может, проводятся так широко и певуче, что захватывает дыхание, каку Чайковского? Нет. Я не могу назвать полноценной мелодией те связанные друг сдругом ноты у одной группы инструментов, которые не наполнены экспрессией,которые не стремятся вперед, к определенной точке, которые не выстроены помузыкальным законам, которые порой противоестественны.

Мне неинтересно ихслушать и если я и запомнил что-то из них, то лишь благодаря тому, что ониповторялись большое количество раз, причем в узнаваемом виде без изменений 8симфония, начало . Борис Чайковский верно подметил, что порой кажется,будто ноты в этих мелодиях могли бы с таким же успехом следовать в другомпорядке и с другим ритмом.

Может, Шнитке умел великолепно развивать материал? Гм делов том, что тип развития, присущий Шнитке настолько микроскопичен и сложен, внем используются настолько малые составные интонации, что он просто не можетбыть услышан человеком как нечто единое и осознаваемое. В лучшем случае - не спервого раза, в худшем т.е. не в худшем, а в самом трудном - только спартитурой в руках и карандашом, чтобы отмечать интонационные связи, пока ты непотерял музыкальную нить размышлений.Должно быть, после Рихарда Штрауса,который довел развитие мелодии до невероятных высот, разрабатывая и комбинируякаждую, даже самую мелкую интонацию причем у Штрауса это похоже скорее не нарасшифровку чего-то непонятного, а на путешествие в мир прекрасного, где тебяпроводят через ряд прекрасных преобразований темы, показывают тебе из чего онасостоит и что можно с ней сделать, тонко играют с ней и оставляют ощущениекрасивого волшебства.

Причем красота здесь - ключевое слово,я к нему еще вернусь трудно придумать что-то новое, оригинальное и достойное,но ведь нашли же свой мелодический стиль Вячеслав Артемов, Борис Чайковский,Георгий Свиридов, Родион Щедрин etc. Тогда, быть может, в своих симфонических произведенияхШнитке предстает прекрасным знатоком оркестра, как Римский-Корсаков? Можно,можно конечно спорить на эту тему, но для меня всегда использование огромногоколичества ударных, любовь к кластерам и совершенно несбалансированным меднымаккордам будет свидетельствовать о слабости Шнитке как оркестратора.

Впрочем,проблема здесь глобальней - хорошо оркестрованное произведение, этопроизведение, которое условно выстроено, и гармонично, красиво звучит, вкотором есть логика тембрового развития и взаимодействия, а для Шнитке такиепонятия как красота и гармония не являются ориентирами точнее говоря, этого неслышно из его музыки . Здесь мы подходим к следующему вопросу Так может быть, музыка Альфреда Гарьевича просто красива игармонична? Может, она несет в себе заряд положительных эмоций? Может, онауспокаивает, делает нас более терпимыми? Может после всех этих, так любимыхкомпозитором музыкальных нечистот выражение не мое, а кого-то изкучкистов и брутальных звучаний наступает очищение, успокоение, некий катарсискак у Гия Канчели? Может, наперекор всему проходит тема любви и надежды, котораяпобеждает условное зло? Домашнее задание ответить на эти вопросы самостоятельно, желательно,после прослушивания произведений Шнитке.

На выбор любая из симфоний лучше изранних , Реквием, История доктора Фауста, Concerto grosso 2. P.S. Что у Шнитке действительно великолепно получается, так это внезапные островкистилизации под барокко.

После малых секунд, тритонов и септим этовоспринимается как нечто совершенное и прекрасное И так обидно, когда это так быстро прерывается.

P.P.S. А ведь кроме Шнитке в нашей стране творит столько хорошихкомпозиторов Андрей Рубцов. Oboist mail.ru.