Сердце Москвы

СЕРДЦЕ МОСКВЫТретийпо значению собор Кремля Благовещенский был домовым великокняжеским храмом.Здесь проходили обряды бракосочетания, крещения, именин великокняжеской ицарской семьи. Появившись впервые на Кремлевском холме в конце XIII века,Благовещенский собор в 1484 г. был заново отстроен псковскими мастерами.Нынешний облик собор приобрел в 60-е годы XVI века. Поводомк перестройке послужили победы Ивана Грозного в Ливонской войне взятие древней царской вотчины Полоцка.Собор становится девятиглавым спозолоченными главками и кровлей.

Постройку паперти с высоким белокаменнымкрыльцом с южной стороны легенда связывает с четвертым браком Ивана Грозного,на которого была наложена епитимья покаяние , вследствие чего он, похристианскому канону, не мог присутствовать на богослужении в самом соборе, астоял на паперти.На самом деле сохранившееся крыльцо часть собора 1489 г.Через него можно было из царского дворца пройти в Казенный двор, находившийсямежду Архангельским и Благовещенским соборами, далее в Архангельский собор испуститься во дворцовые сады.В XVI веке итальянские мастера-резчики по камню переделалипорталы Благовещенского собора, придав им современный вид. Высокие двери обилилистовой медью, на которой в технике золотой наводки были изображены библейскиесюжеты.

Изысканно-нарядные золотые врата как бы приглашают входящего ксозерцанию роскошного интерьера собора.Впервые храм был расписан в 1508 г. с дальнейшим подновлениемфресок на протяжении XVII-XIX столетий.Благовещенский собор один из немногих памятников древнерусской архитектуры, вкотором так полно сохранилась подлинная монументальная живопись XVI века. Онасоздана артелью русских художников.На сводах галереи собора располагается композиция ДревоИесеево - библейская родословная Христа, символизирующая предысторию и историюхристианства.Значительное место в росписи центральной части храма занимаютсюжеты из Апокалипсиса . В ансамбле фресок Благовещенского собора нашлаотражение государственная доктрина Москва - третий Рим , связывающаяМосковский царствующий дом с византийскими императорами и римским императоромАвгустом.

Изображения на столпах собора подчеркивали преемственность властивеликих московских князей от Киева и Византии.Уникальный по своей художественной ценности иконостасБлаговещенского собора объединяет иконы, принадлежащие разным эпохам с XIV поXVIIИспокон веков в Благовещенском соборе хранились священныереликвии, а также частицы мощей более чем сотни святых греческой и русскойцеркви.

Цари приобретали их или получали в дар. В 1680 г. в храме собралосьтридцать пять серебряных ковчегов с мощами общим весом более пяти пудов и ещетри деревянных киота.

Раз в год, в пятницу Великого поста, ковчеги вынимали,переносили в Успенский собор и омывали святой водой.Также посещали домовый храм и в новолетие, в сырую неделю, вБлаговещение храмовый праздник, когда патриарх преломлял хлебы и раздавалвсем присутствующим, а царь устраивал стол для бояр и духовенства.На Троицу стольники несли перед Михаилом Федоровичем веник букет цветов и свежие листья.

После обедни ключарь устилал царское место,находившееся у столба напротив иконостаса, листьями и цветами и кропил розовойводой. На этом листе царь совершал коленопреклонение.В дальнейшем вБлаговещенский собор присылали цветы из дворцовых садов этот обычай сохранялсяеще при Елизавете.На Пасху царь должен был христосоваться со своим духовником,а духовниками становились протопопы Благовещенского собора.

Духовник имелбольшое влияние на духовного сына он исповедовал его, наставлял на путьистинный, прикладывал руку к различным государственным актам, помогалсоставлять завещание.Благовещенские протопопы венчали своих подопечных,крестили их детей, а при восшествии духовного чада на престол переносили вУспенский собор государственные регалии. Отца духовного полагалось чтить большеродного яко Бога .При Алексее Михайловиче Благовещенский собор уже не былдомовым после строительства в 1655 г. Верхоспасского собора при Теремномдворце цари стали молиться в новом дворцовом храме.В наше время на южной галерее Благовещенского собора открытавыставка икон. В подклете размещается археологическая выставка, рассказывающаяо предыстории древнейшего московского поселения на Боровицком холме.Московский Кремль всегда был центром не только политической,но и духовной жизни Руси.Напротив западного входа в Успенский собор, где с XIV веканаходился двор русских митрополитов, стоит маленькая церковь Положения РизПресвятой Богородицы.

Она служила домовой церковью русских митрополитов, а с1589 г после учреждения на Руси патриаршества, стала церковью патриархов. Вдревности церковь соединялась с их покоями многочисленными переходами.

Построенная в 1484-1485годах на месте более древнегохрама, церковь посвящена праздникуРизоположения, установленному в Византии.По преданию, в Константинополь изПалестины была привезена величайшая реликвия риза одежда, покрывало Богоматери, которая почиталась чудодейственной, как святыня, охраняющая городот врагов.Возведенная псковскими мастерами церковь Ризоположенияявляется характерным памятником московской архитектуры, хотя и включаетэлементы псковского декоративного убранства фасада здания.

Небольшой и уютныйинтерьер отвечает назначению храма.Сюжеты росписи посвящены Богоматери Акафист , Житие Богородицы и т.д. На столбах церкви представлена родословнаямосковского царствующего дома, помещены изображения московских митрополитов,предшественников русских патриархов.

Роспись патриаршей церкви прославляет церковную власть, еетеснейший союз с властью московских князей под покровительством Богоматери.Иконостас, созданный в 1627 г. Назарием Истоминым-Савиным,поражает совершенством. Сдержанная цветовая гамма празднична, что достигнутовведением в нее чистого алого и белого цветов, усиленных басменными окладами, вкоторые заключены иконы.В середине XVII века, в связи со строительством нового домовогохрама для патриарха Никона, церковь Ризоположения была передана царскому дворцуи соединена с ним крытыми переходами.В наши дни в северной галерее этой церкви открыта экспозициядеревянной скульптуры XV-XVII веков.

Здесь представлены большие резные иконы ималенькие иконки-складни произведения старинных центров деревянной резьбыНовгорода, Ростова Великого и Русского Севера.