Подмосковная Палестина

ПОДМОСКОВНАЯ ПАЛЕСТИНААрхитектурныйансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря - один из красивейших в богатой историидревнерусского зодчества. Монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном 1605-1681 , главой русской церкви с 1652 по1666 год. И по замыслу егооснователя должен был стать центром Святых мест, создаваемых близ Москвы в образ и подобие Святых мест Палестины, связанных с событиямиземной жизни Иисуса Христа.В соответствии с замыслом некоторыеподмонастырские села, окрестные холмы и долины получили соответствующиенаименования.В частности, река Истра стала именоваться рекой Иорданом,возвышенность к востоку от монастыря названа Елеоном, а высокий холм насеверо-западе - Фавором. Почти на берегу реки, в 300-х метрах от монастыря, былпостроен для патриарха Скит 1658-1662 с церковью Богоявления.Центральным сооружением всего комплекса Подмосковной Палестины является Воскресенский собор, задуманный ипостроенный как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.Грандиозным сооружением объединены основные христианские святыни место казниХриста - Голгофа - придел, расположенный между первым и вторым этажом вюго-восточной части центрального объема, и место обретения Креста Господня вподземной церкви св. равноапостольных Константина и Елены, расположенной квостоку от главного алтаря.Воскресенский собор строился в два этапа.

С 1658 по1666 год строительными работами руководил сам основатель монастыря.

В 1666 годустроительные работы были прекращены в связи с опалой, постигшей патриархаНикона.

Достраивался храм с 1679 по 1685 год. В 1681 в приделе Усекновенияглавы св. пророка Иоанна Предтечи, под Голгофой, был похоронен патриарх Никон.Уникальным и не имеющим себе равных являетсякерамический декор Воскресенского собора.В XVII веке снаружи и изнутри храм украсили керамические пояса, наличники,порталы и иконостасы. Многоцветные рельефные изразцы, имеющие не толькодекоративное, но и формообразующее значение, заняли место цветных мраморов ирезных каменных орнаментов прототипа. Над украшением собора изразцами подруководством Петра Ивановича Заборского - золотых, серебряных, медных,ценинных дел изрядного ремесленного изыскателя трудились прославленныемастера - Степан Иванов Полубес , Игнатий Максимов и его ученики.

Во всем своемпервоначальном блеске изразцовый декор не сохранился, однако то, что осталось,и сейчас поражает разнообразием и совершенством исполнения.В 1723 году рухнуло первоначальное перекрытие ротонды- кирпичный шатер, перекрывающий 22-х-метровый пролет.

Разрушения 1723 года были усугублены пожаром 1726-го года.В середине XVIII столетия под руководством архитектораИ.Ф.Мичурина, а затем К.И.Бланка Воскресенский собор частично перестраивается ипереоформляется в стиле барокко.По проекту Ф.Б.Растрелли возводится деревянныйшатер над значительно перестроенной ротондой. В интерьерах храма главенствующееместо занял пышный лепной декор, включивший в себя фрагменты керамическогоубранства XVII века и живописные композиции.В 1941 году Воскресенский собор был взорван немецкимизахватчиками.

Исследовательские работы на руинах памятника начались уже в 1942году. В 1975 году была восстановлена центральная глава, а в начале 1990-х годовротонду увенчал шатер.В 1680-1690 годах в западной части монастырскойтерритории строят расположенные в один ряд палаты различного назначения,возводившиеся постепенно, начиная с 1660-х годов.В 1685-1692 гг. на старых каменных службах были выстроены теплая церковь РождестваХристова и три трапезные палаты.

С юга к ним примыкают Больничные палаты сцерковью Трех Святителей освящена в1698 году , с севера - настоятельские покои.В самом начале XIX века все трикорпуса были объединены между собой, и теперь к ним применяется единое название- Трапезные палаты.Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыряокончательно сформировался в 1690-х годах, когда была построена крепостнаястена, включавшая в себя 8 башен и надвратный храм, освященный в 1697 году воимя Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

Стена строилась с 1692 года по проектуЯкова Григорьевича Бухвостова.В 1919 году Воскресенский Ново- ИерусалимскийСтавропигиальный мужской монастырь был закрыт, и с 1920 года на его территориинаходится музей, несколько раз менявшийсвой профиль и название. В частности, с конца 1930-х годов до 1991 года он былМосковским областным краеведческим музеем.С 1992 года - Историко-архитектурныйи художественный музей Новый Иерусалим .В 1995 году началось поэтапное возвращение монастыряРусской Православной церкви.

В настоящее время на территории архитектурногоансамбля размещаются и музей, и монастырь.Статья И.Корчоха ПОДМОСКОВНАЯПАЛЕСТИНА.