Быт и нравы барской Москвы

Быт и нравы барской Москвы А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь 1794-1829 и деятельностьпроходили под влиянием героической борьбы русского народапротив Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедоввосхищался отвагой и талантом русского народа.Высокообразованныйи вое-питанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером,талантливым государственнымдеятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер,душевную красотуи живой ум русского человека.

Грибоедов очень любил Россию. Эталюбовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению.Он презирал пошлый и варварский мир крепостниковпомещиков, чиновников,взяточников.Этичерты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии Горе от ума . В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостническогостроя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающегореакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир ичеловеческие отношения.

Чацкий -молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийсяиз заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло вМоскве, затем он служил вПетербурге, был с министром знаком , но бросил службу, не желаяприслуживаться. Он гневно протестует против крепостного права.Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного.В комедии Горе от ума Чацкий показан во враждебном окружении.

Вокругнего царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и Загорецких,с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедовобнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашнейРоссии безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства,его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянскоеобщество.Дополняютих также внесценические персонажи Максим Петрович, Татьяна.Юрьевна, Мария Алексевна и другие.

Это позволило включить в пьесуи придворные, круги. Поэтому Горе от ума дает широчайшую картинужизни русских людей начала XIX века. Вовзаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваютсяфамусовские взгляды на карьеру, на службу. Сам Фамусов - богатый крепостник, защитниксамодержавнокрепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своихслуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать,сослать на каторгу.Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.

Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишьчины и богатство. Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара говорит Фамусов. А далее он добавляет Вот, например, у нас ужисстари ведется, Что по отцу и сыну честь Будь плохонъкий, да еслинаберется Душ тысяч две родовых, Тот и жених. К себена службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть инизкопоклонство.Он хочет убедить Чацкого служить, на старшихглядя , подставить стул, поднять платок . На что Чацкий возражает Служить бы рад, прислуживаться тошно , он считает, что нужнослужить делу, а не лицам . Чацкийуважает таких молодых людей, которые не торопятся записатьсяв полки шутов . Ярким примером такого шута является подхалимМолчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшемугождать всем людям без изъятья . Еще отец учил его угождатьвсем Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанъязла, Собаке дворника, чтоб ласкова была! Все вМолчалине поведение, слова - подчеркивают малодушие человека,стремящегося сделать себе карьеру, не разбираясь в средствах . Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит по должности .Чацкий с горечью говорит Молчалины блаженствуют на свете! .Его возмущает их поведение.

Он выступает против тех, кто к службеотносится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает подписано,так с плеч долой , то Чацкий говорит Когда в делах - я от веселийпрячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремеслаесть тьма искусников, я не из их числа.

Грибоедовсмело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии.При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкийвидит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины инаграды.

Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищипогибли Довольно счастлив и в товарищах моих - Вакансии как разоткрыты! То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Скалозубзаключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки , - такхарактеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки. Ученостьюменя не. обморочишь говорит он, приветствуя проект, покоторому в школе будут учить только шагистике, а книги сохранят так длябольших оказий . Но не только один Скалозуб выступает противпросвещения, знаний, науки.Все фамусовское общество не любитпросвещенных людей.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, имнений говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об образовании,заявляет И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов,школ, лицеев ОбразыГрибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин,Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности.Эти люди, глупые икорыстные, боящиесяпросвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь наприобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единыйлагерь реакции, попирающей все живое.

Мывидим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждаетэто пустое, рабское, слепое подражанье . Его возмущает, когдакакой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя какдома. Чацкий призывает сильных душой людей Воскреснем ли когда отчужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод.Хотя по языкупас не считал за немцев! Этимисловами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв кборьбе за национальное достоинство.

Грибоедов показывает, как искалечило фамусовскоеобщество Софью, умную,красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженокгувернанток привилоСофье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москвевзглядов, приучилоее ко лжи и лицемерию.Все ее хорошие черты и природные данныене могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития.

Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя и увиделаего в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. Чуть свет - уж наногах! И я у ваших ног говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогдаЧацкий с болью в сердце произносит Другой найдется, благонравный,Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущемутестю равный. В том,что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она, невиновата.Виновато общество, в котором ока родилась и жила, оназагублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струясвежего воздуха Гончаров Мильон терзаний . Софье, по заключениюГончарова, тяжелее даже Чацкого . Главныйгерой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев иподхалимов, мошенников,плутов и доносчиков.

В своем знаменитом монологе А судьикто? он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в которомрусский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещикименяли людей-крепостных, спасавших и честь, и жизнь не раз на борзые три собаки . Чацкий защищает настоящего человека, гуманностьи честность, ум и культуру.

Он мечтает избавить русский народ, своюРоссию от плохого, косного и отсталого Он призывал к борьбе снасилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть Россиюграмотной, культурной.Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорахсо всеми действующими лицами комедии Горе от ума , направляяна это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежностьи решительность.

Речь Чацкого богата и разнообразна. Он ценитнациональную культуру, часто использует простонародные выражения. Резкая,обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протестовв дворянской среде.Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии Горе от ума . В. Г. Белинский писал Какая убийственная сила сарказма, какаяедкость иронии,какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства Какиетипические характеры какой язык, какой стих - энергический, сжатый,молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедоваобратились в поговорки и пословицы и разносились между образованнымилюдьми по всем концам земли русской! Комедия Горе от ума и сейчас имеет большое значение.

Ее показываютна сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем.Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес передовоеи благородное.Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию,в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на барскую Москвувремен Грибоедова.