Современная авторская песня

СОВРЕМЕННАЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ Современнаяавторская песня. Этим названием обозначается целый этап в развитии русскойпоэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметитьмного течений, направлений, литературных традиций.Ранний этап ее относится кконцу 1950-х годов, к времени, которое сегодня принято называть хрущевской оттепелью . Тогда центром авторской или, как называли еесами создатели, самодеятельной песни стал Московский государственный педагогическийинститут, в котором одновременно учились и писали свои песни-стихи Ада Якушева,Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор, центральная фигура раннейавторской песни.

Во многом близки к ним по мотивам творчества, по стилистикеавторы-исполнители того же поколения Юрий Кукин, Евгений Клячкин, НовеллаМатвеева, Александр Городницкий.В творчестве этих поэтов немало общих мотивов.Их роднит схожесть лирического героя их произведений это романтик, мечтатель,бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новыхгородов.

Oн презирает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии.Его мир - это горы, тайга, нехоженые пространства. Тогдаже, в конце 50-х, в поэзию приходит и автор-исполнитель, впоследствии оченькрупный прозаик и поэт Булат Окуджава.Мир его лирики несколько иной - егогерой также уходит от унылой картины современной ему жизни, но не в горы илитайгу, а чаще всего в романтизированное прошлое - предметом этой романтизациимогут быть и XIX век, пушкинское время с его лихими гусарами, дуэлянтами икавалергардами, и начало века, чьи герои- господа юнкера , оставшиеся на полях германской войны и временагражданской войны с их героиней - комсомольской богиней . Примернотогда же, а точнее, как вспоминают друзья, осенью 1961 года стали создаваться ипервые стихотворения-песни Владимира Высоцкого, безусловно, самого яркогосоздателя авторской песни.

В поэзии В.Высоцкого, в самой его человеческой итворческой судьбе необычайно точно отразился век, время, в которое жилхудожник.

Судьба его была в чем-то драматичной и в чем-то очень счастливой.Онне дождался официального признания, его книги увидели свет уже после смертиавтора и сразу же стали литературным событием на долгие годы. Но уже при жизнипоэт узнал иную, подлинную славу его голос был услышан, его песни пели ислушали люди самых различных литературных вкусов, пристрастий, образованности.В каком-то смысле В.Высоцкий был едва ли не единственным поэтом, которыйобъединил своим творчеством такой широкий круг читателей - от людей, не знающихнаизусть ни одной поэтической строки, до специалистов-гуманитариев.

Оченьточное определение В.Высоцкому дано А.Вознесенским шансонье всеяРуси . Со времени смерти поэта прошло уже немало лет, сегодня все егопроизведения, включая прозу, изданы, миновал и тот ажиотаж вокруг его поэзии,который поднялся сразу после его похорон, но стихи поэта продолжают жить. Сегодня о В.Высоцком написано бесконечно многовоспоминаний, исследований, статей.

Все яснее видится, какого масштаба это былхудожник. Творческое наследие В.Высоцкого необычайно обширно, песен он создалтысячи. Темы их, кажется, всеохватны, героям его произведений тоже несть числа.В становлении творческой индивидуальности поэта несомненную роль сыграло то,что он человек театра. Вот и в стихах он часто театрален, они поройприближаются к маленькому спектаклю или монологу из спектакля.Поэтому такчасто происходила путаница - В.Высоцкого, как он сам вспоминал, спрашивали, неработал ли он шофером, не летал ли, не сидел ли. Так же можно было бы, не знаягода его рождения - 1938 - спросить, не воевал ли он? Нет, не воевал, нонаписал много песен о войне, и всегда в них какой-то неожиданный, особыйповорот военной темы, прежде всего, интерес к человеческим чувствам - так, впесне Он не вернулся из боя смерть обрывает диалог двух друзей наполуфразе а в ответ - тишина . В любом песенном сюжете В.Высоцкомуважно раскрыть, прежде всего, мир личности, человеческий характер.

Раскрываетсячеловек отчетливее всего в экстремальных ситуациях - потому так часто онипоявляются в произведениях поэта, варьируясь в очень широком диапазоне.

Это иситуации большого спорта, и случаи из жизни людей необычных, мужественныхпрофессий - например, шоферов дальних рейсов на севере.Сам поэт декларировалэто в популярной когда-то, в 60-х, Песне о друге Если другоказался вдруг Парня в горы тяни - рискни! Не бросай одного его Пусть он в связке в одной с тобой - Там поймешь, кто такой . Немало песенВ.Высоцкого написано в сатирическом жанре.

Предметом насмешки могут бытьявления самого разного рода - в стихах поэта целая галерея сатирических типовзастойного времени.Сатира В.Высоцкого чаще всего двойственна он смеется надсвоими персонажами и одновременно сочувствует им, как, например, в песне Смотрины мрачная картина разгула, когда люди все хорошее всебе доистребили и вместе с тем пронзительной жалостью звучащие слова А дома баба на сносях, Гусей некормленных косяк, Да дело даже не в гусях, А все неладно . Эта же двойственность и в известнейшей песне Диалогу телевизора известной еще и под названием Диалог в цирке .Разговор Зины и Вани не просто смешон - за репликой героя Домой придешь -там ты сидишь - ощущение безысходности, замкнутого круга. Стихотворения-песни В.Высоцкого чрезвычайно неоднородныпо жанру.

У него есть баллады, песни-размышления, песни-диалоги.Особое местосреди произведений поэта занимают песни-притчи, построенные на аллегории.

Так,песня Охота волков написана не столько о звере, сколько о человеке,воспитанном в системе запретов и впитавшем их в плоть и кровь Оградивнам свободу флажками, Бьют уверенно,наверняка Наши ноги и челюсти быстры - Почему же, вожак, дай ответ - Мызатравленно мчимся на выстрел И непробуем - через запрет Такой же философский подтекст можно обиаружить ив других, на первый взгляд, просто забавных и шуточных, песнях В.Высоцкого -например, в его размышлениях о том, почему аборигены съели Кука - а потому исъели, что он был самый умный, добрый и сильный так уж у аборигенов принято. Авот кто эти аборигены это читатель-слушатель угадывал легко.

А в песне,которая и названа Притча о Правде и Лжи - непростые размышленияавтора о вечных истоках, выраженные через аллегории, которые восходят к традициямустного народного творчества и древнерусской литературы.Творчество поэтов - авторов и исполнителей своих песен,таких, как барды первого призыва Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич,стало одной из самых ярких страниц русской поэзии последних десятилетий. Впоследние годы в авторской песне появилось немало новых имен А.Макаревич,Б.Гребенщиков, В.Цой, Ю.Шевчук.

Но это уже иное художественное явление.