Борис Константинович Зайцев

Он был во всех отношениях последним врусском зарубежье умер в 1972 году в Париже, не дожив двух недель до того, какему должен был исполниться девяносто один год долгое время состоялпредседателем парижского союза русских писателей и журналистов пережил едва лине всю старую эмиграцию.В богатойрусской литературе нашего века Зайцев оставил свой, заметный след, создалхудожественную прозу, преимущественно лирическую, без желчи, живую и т плую. Тихий свет добра, простые нравственные начала, особенное чувство сопричастностивсему сущному каждый человек лишь частицаприроды, маленькое звено Космоса Не себе одному принадлежит человек В 910-е годы Зайцев был широко признанчитающей Россией его романом Голубая звезда 1918 восхищался молодойПаустовский, а пьеса Усадьба Ланиных стала вехой для вахтанговцев Исейчас на Старом Арбате, в витрине театра, красуется афиша тех врем н, возвещающаяо премьере спектакля, подготовленного молодым Вахтанговым .Но главные книги Зайцева все-таки написаны за рубежом автобиографическая тетралогия Путешествие Глеба превосходные произведения, как мы именуем их теперь,художественно-географического жанра - о Жуковском, Тургеневе, Чехове, о СергииРадонежском.

Великолепный перевод кантовского Ада . Италию он любил и знал,как никто из русских после Гоголя.

Дружил в эмиграции с Буниным, о котором впоследствии оставил немало интересных страниц.Детские годы писателя связаны с калужскойземл й. Он родился 29 января 1881 года, в Орле, в дворянской семье и годовалымреб нком был перевез н в село Усты Жиздринского уезда Калужской губернии.

Отец,горный инженер, ездил отсюда каждый день на рудники бурого железняка сын рос врусском приволье. Вс мо детство прошло кроме семьи моей вспоминалмного позднее Зайцев среди простонародья.Был я среди них барук , но ипростой товарищ детских игр .Затем гимназия иреальное училище в Калуге, тихом губернском городе, на высоком, живописномберегу любимой Оки. В 1899 году он выдержалконкурсный экзамен для поступления в Императорское Техническое училище вМоскве, а после исключения из училища за участие в студенческой забастовкепоступил в Петербургский Горный институт.

Однако тяга к писательству оказалась настолько сильней, что молодой человек решил посвятить себяисключительно литературе.Еще в гимназии, в 1897году, Зайцев проч л сборник рассказов Чехова Хмурые люди . Именно Чехову, вЯлту, с замиранием сердца послал юный студент одну из первых своих рукописей.Сохранилась и чеховская телеграмма Зайцеву о его повести Неинтереснаяистория Холодно, сухо, длинно, не молодо, хотя талантливо . Знаясуровость, даже свирепость - беспощадность нелицеприятных чеховскихоценок, эту воспринимаешь как добрый аванс молодому литератору.

Начинал Зайцев в газете Курьер , которая в сравнении с солидными московскими Русскимиведомостями была моложе, левее и задиристей . В редакции сходились,встречались очень разные люди. Например, Бунин и критик - марксист Шулятиковили социал-демократ, будущий большевик и комиссар П. С. Коган. Но среди всехвыделялся Леонид Андреев, с которым Зайцева связала прочная дружба.

Сближало ихмногое, начиная с землячества и кончая общностью исканий, желанием нового влитературе, с отходом от традиционного реализма.В 1901 году Леонид Андреевнапечатал в Курьере зайцевский рассказ В дороге .В амальгаме живых,первородных впечатлений Центральной России, книжных философских влияний,воздействия разнородных подчас новых взаимоисключающих явлений в литературе искладывались первые вещи Зайцева Вдороге , Волки , Мгла , Священник Кронид , Деревья , Миф и т.д. Первая книжка рассказов, вышедшая в 1906 году, подвела некоторые итоги ивызвала одобрительный отзыв реалистов Есть среди реалистов молодойписатель, который нам ками, ещ отдал нными пока, являет живую, весеннюю землю,играющую кровь, летучий воздух.

Это Борис Зайцев . Пантеистическое начало вранних произведениях зайцевских сильно заметно от него чувство слиянности сприродой, ощущение единого, живого и восходящего к Космосу мира, где вс взаимосвязано - люди, волки, поля, небо. Оригинальность,самобытность первых произведений Зайцева широко открывает ему двери изданий газет Утро России , и Речь , журналов Правда , Новый путь , Вопросы жизни , Золотое руно , альманахов Шиповник и Земля . Характерно, что его вещи печатаются в органах всякихразных направлений марксистской Правде и символистском Золотом руне ,либерально радикальном Русском богатстве и неохристианском Новомпути , который редактировал Д. С. Мережковский.

Сам Зайцев не чувствовал себяж стко связанным с каким-либо из литературных направлений.

Впрочем, он ещ находился в пути, в движении, в поисках себя, ш л через издержки и повторения.Движение Зайцева художника, Зайцева писателя в 1900 годы можно определить как путь отмодернизма к реализму, от пантеизма к идеализму, к простой и традиционнойрусской духовности. Если говорить одореволюционном творчестве Зайцева в целом то итоговой по отношению к немуможно считать повесть Голубая звезда , с е центральным героем, бескорыстными чистым мечтателем Христофором.Эту вещь, как сказал сам Зайцев, могла породить лишь Москва мирная и покойная, послечеховская, артистическая иотчасти богемная .Событиядвух революций и гражданской воины явились тем потрясением, котороеокончательно изменило и духовный, и художественный облик Зайцева.

Он пережилнемало тяж лого в февральсеко - мартовские дни семнадцатого года в Петербургебыл убит толпой его племянник, выпускник Павловского юнкерского училища самЗайцев перен с лишения, голод, а затем и арест, как и другие членыВсероссийского Комитета помощи голодающим . В 1922 году, вместе с издателем З.И. Гржебиным, он выехал за границу, в Берлин.

Как оказалось, навсегда. Вотличие от многих других эмигрантов-литераторов, отдавших свой темпераментпроклятиям в адрес новой России новой, события, прив дшие Зайцева к изгнанию,его не озлобили.Напротив, они усилили в н м чувство греха, ответственности засодеянное и ощущения неизбежности того, что свершилось.

Он, очевидно, многоразмышлял обо вс м пережитом, прежде чем приш л к непреклонному выводу Ничтов мире не делается зря. Вс имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти толькокажутся необъяснимыми. Прихотливые узоры и зигзаги жизни при ближайшемсозерцании могут открыться как небесполезные. День и ночь, радость и горе, достиженияи падения всегда научают.БЕССМЫСЛЕННОГО НЕТ. Москва Пережитое,страдания и потрясения вызвали в Зайцеве религиозный подъ м с этой поры, можносказать, он жил и писал при свете Евангелия.

Это отразилось даже на стиле,который сделался Строжеи проще, многое чисто художественное, эстетическое ушло открылосьновое.Они великую революцию стремится рассматривать сквозь призму столетий иубеждается, сколь многозначна, поучительна история человечества. Онжил в век гражданских войн. Сам был изгнанником.Самому грозила смерть вслучае, если бы ступил на родную землю, флорентийскую сожгли бы его ingecjmburatur, sic quod moriatur Божественная комедия почти всянаписана в изгнании.Вс равно, Какиепроизведения Зайцева мы не взяли бы в руки, он, пусть неожиданно, но предста тдля нас как бы писателем завтрашнего дня, писателем будущего.

Немало великихуроков добра таят в себе его страницы, от которых веет тихим светом милосердия.