рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Музыкально-социологические исследования

Музыкально-социологические исследования - раздел Искусство, Музыкально-Социологические Исследования Изучение Музыкальных Вкусов Среди На...

Музыкально-социологические исследования Изучение музыкальных вкусов среди населения одна, на мой взгляд, из интереснейших тем. Конец 80-х - 90-е года пик технического прогресса. На рядового зрителя обрушился поток неведанных ранее музыкальных технических возможностей - магнитофоны, стереомагнитофоны, компакт диски и прочее.Необходимое техническое оснащение дает возможность даже не имеющим таланта людям блистать на сцене, как звезды, представляя свои песни. Музыкальные кумиры - кумиры во всем стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни.

Вот почему важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения. Потому как эти вкусы формируют личность. Но, на мой взгляд, важно проследить становление музыкальных вкусов в нашей стране в 60-70 года. Это время зарождения новой культуры - массовой.Именно она заложила основу современной музыкальной культуры. 60 - 70-е годы - время оживления эмпирических исследований в области социологии искусства . Причины здесь многообразны прежде всего усиленное внимание к развитию общественных наук в нашей стране, выразившееся в ряде партийных постановлений.

Далее, характерная для гуманитарных дисциплин тенденция к использованию методов точных наук. И, наконец, само экстенсивное развитие культуры гигантское распространение средств массовой коммуникации приобщило к культурным ценностям невиданную по масштабам аудиторию породило естественное стремление реально измерить пульс бытования искусства в народе.Возникло желание выяснить, что же из огромного потока выпускаемых книг, кинофильмов, спектаклей, музыкальных произведений в действительности предпочитается а что и кем отвергается и почему это происходит что и как воспринимается в процессе потребления данного вида искусства, жанра, произведения каковы факторы, способствующие этому процессу и тормозящие его. Очевидна необходимость подобных исследований для конкретизации чересчур расплывчато-обобщенного и потому сегодня уже никого не удовлетворяющего понятия советский слушатель читатель, зритель, а ведь речь идет о понятиях, образующих фундамент социологии искусства.

Но этим результаты эмпирических исследований - в идеале - отнюдь не исчерпываются.

Но и здесь авторы не остаются на чисто статистическом уровне, а осмысливают и обобщают цифровые данные, ибо видят за ними проис- ходящие в жизни процессы . Эмпирическая музыкальная социология в нашей стра не находится пока еще в стадии первоначального становления.Она располагает весьма малым количеством надежных фактических данных, ей предстоит период их накопления еще меньше рабочих гипотез, частных специализированных теорий, базирующихся на фактах или нуждающихся в проверке эмпирическим путем.

После во многом несовершенных опытов 20-х годов Р. И. Грубер и др. и длительного периода затишья во второй половине 60-х годов начинают проводиться конкретно-социологические исследования, в той или иной мере затрагивающие вопросы массового - потребления музыки . Среди них заслуживает особого внимания книга ураль ского социолога В. С. Цукермана Музька и слушатель М 1972, в которой предпринята серьезная попытка раскрыть специфику социологического подхода к системе музыка - слушатель, теоретически обосновать некоторые вопросы методологии конкретного исследования оценка как инструмент познания эстетических потребностей и ценностных ориентаций . В основе книги - изучение музыкальных вкусов, выявление отношения к различным музыкальным жанрам взрослого населения крупных промышпенных городов - Свердловска и Челябинска , причем следует особо подчеркнуть широту охвата материала результаты анкетных опросов сопоставлялись анализом статистических и других объективных данных от социально-демографической структуры аудитории Можно указать, например, на поднимаемую в книге малоисследованную проблему телесмотрения, связываемую авторами с определенным телевизионно-газетным типом повседневной культуры проблему, в которой сталкиваются сложные, противоречивые тенденции.

Об интересе к этой проблеме свиде тельствуют конкретно-социологические исследования уральских социологов под руководством Л. Н. Когана см. кн. Телеви зионная аудиторияструктура,ориентации, культурная активность.

Свердловск, 1973. концертов и оперных спектаклей до цифр продажи грам пластинок, музыкальных инструментов и радиотоваров . Ценность представляют наблюдения автора над динамикой развития музыкальной культуры населения рассматриваемого региона в 60-е годы, зафиксированные им тревожные факты снижения удельного веса серьезной музыки в общефилармонических концертах, нарастания количества продаваемых пластинок с записями эстрадной музыки в сравнении с серьезной и т. д. Автор приходит к важному выводу само по себе широчайшее распространение средств воспроизводения музыки проигрыватель и магнитофон отнюдь не ведет автоматически к повышению музыкальной культуры народа.

Нужны целенаправленные и хорошо скоординированные воспитательные действия.

Значение исследования снижается из-за недостатков методики опросов звучащей анкете предпочтена вербальная форма опроса, о чем см. дальше, слабости теоретических основ неубедительная дифференциация и классификация музыкального материала неточное представление о факторах, способствующих полноценному восприятию, и т. д В результате возникает сомнение в полной достоверности тех фактических данных, которые получены путем анкетировапия данные анализа объективных материалов, наоборот, никаких сомнений не вызывают . Одна из фундаментальных и сложных задач, стоящих перед эмпирической музькальной социологией нарисовать реальную картину бытования музыки в нашей стране, иначе говоря, показать, какая музька какими группами слушателей предпочитается.

Сложность задачи заключается в том, что, видимо, отсутствует единое основание для группировки слушателей, для их типологии на формирование слушательских групп воздействует множество порой конкурирующих факторов от социально-демографических пол, возраст, род деятельности и социалъно-культурных образование, ценностные установки среды, слушатепьский опыт до личностно-характерологических потребность в удовлетворении субъектив новке, уменьшается значение исследований замкнутых аудиторий - посетителей концерта, музыкального спектакля и т. д. такие исследования нужны, но в качестве дополняющих, ибо составить общую картину по ним не возможно . Объектом музыкально-социологического исследования становится все население страны, ибо каждый человек сегодня - фактический слушатель музыки.

Оставляя пока в стороне характер, качество, самый уровень восприятия, нельзя все же не признать, что более или менее систематический контакт с самой разнообразной музыкой о чем дальше не может не способствовать выработке собственной ориентации в мире звуков, установлению собственной, пусть не всегда осознанной шкалы симпатий и антипатий, которая и должна быть выявлена.

Во-вторых, происходит колоссальное расширение рамок звукового мира, в котором живет сегодня человек.

Ежедневно работающие радиостанции, значительная часть вещательного времени которых отведена музыке вспомним хотя бы о круглосуточной информационно-музыкальной программе Маяк, фирмы грампластинок, в несколько меньшей мере телевидение и кино включают в массовый обиход, предназначают массовому слушателю что и как им воспринимается - вопрос особый поистине безграничный поток музыки.

В этом потоке есть все от глубокой старины до произведений, созданных буквально вчера, от признанных вершин человеческого гения до шлягера и непритязательной танцевальной мелодии.

Правда, большая часть музыкальной продукции МК массовых коммуникаций, как об этом давно говорят и пишут музыканты, представляет собой развлекательную музыку. Но и, остающаяся на долю серьезного искусства меньшая часть - есл учесть масштаб работы средств МК сама по себе достаточно велика. Учтем еще одно немаловажное обстоятельство.Музыка звучит не только в качестве самостоятельного субъекта восприятия, она широко и во все увеличивающихся масштабах причем серьезная классическая музыка также используется в качестве компонента других искусств, и не только искусств, но и в спорте, в быту, в разнообразнейших сочетаниях с изображением и словом от музы кальных заставок постоянных радиорубрик до видовых и документальных кинофильмов, от балетных постановок на а ведь эти потоки суммируются, представляет собой причудливое, гевероятно пестрое чередование произведений и фрагментов, принадлежащих различным стилям и жанрам и выполняющих самые разнообразные функции Не менее важна другая сторона рассматриваемого явления.

При восприятии музыки через средства МК в какой-то мере размываются и четкие границы многих жанров, основывающиеся - не в последнюю очередь - на различии мест исполнения, исполнительских средств и составов Для слушателя, лишенного непосредственных контактов с исполняемой музыкой и зрительных впечатлений радио, механическая запись, отдаленного от нее в про странстве и во времени, различие, скажем, между оперой, ораторией, симфонией, балетом - особенно если он слушает их не целиком, а фрагментарно и тем более если он не знаком с сюжетом, текстом - будет далеко не столь существенно и безусловно, как для слушателя, воспринимающего их в концерте или музыкальном театре.

Есть основания полагать, что гораздо большую роль здесь играет разграничение на стилевом и языково-содержательном уровне различие между старинной и, условно говоря, классической музыкой, привычной и непривычной, остроритмичной, моторной и мелодичной, созерцательной и т. д. Во всяком случае средства МК снимают ту приподнято-благоговейную атмосферу концертного зала, которая сама возвышает восприятие и в которую столь легко вписывается любая музыка - от Шютца и Могтеверди вплоть до опусов крайнего авангарда и, наоборот, ярче обнажают различия самого музыкального материала.

Итак, мы приходим к выводу, что в новых условиях, создаваемых МК, границы слушательской аудитории установить а ргiori невозможно.

В конце концов и здесь сохраняется возможность выбора - хотя бы в переключении или выключении репродуктора, приемника, телевизора в ситуации резкого неприятия предлагаемого.

Но в этом случае, как остроумно заметил А. Моль в своей спорной по общим концепциям, но интересной ценными наблюдениями книге Социодинамика культуры М 1973, как раз пассивность слушателя нередко оказывается решающим факгором, ведущим к принудительному потреблению, ниспровергательские тенденции, на службу которым ставится круг музыкального потребления , определить на основании каких-либо объективных характеристик, кто на какую музыку ориентирован что в предыдущую эпоху специализированных помещений и естественного разделения функций между ними, а следовательно, дифференциации аудитории было вполне достижимо . Разумеется, в области массовых вкусов нет недостатка в разнообразных суждениях и умозаключениях, вроде, например, такого сегодня происходит дифференциация слушательских групп на две полярные категории - слушателей серьезной и слушателей развлекательной музыки, и между этими категориями весьма мало точек соприкосновения.

Но решительность, с которой высказываются подобные суждения увы - не может превратить их в твердо установленные факты, не говоря уже об условности и порой зыбкости критериев деления всей музыки на серьезную и развлекательную.

Дифференциация слушательской аудитории сегодня - сложная проблема, которую не решить без эмпирическых работ, без экспериментов и теоретического обсуждения.

Поэтому, с точки зрения Э. Алексеева, приступая к конкрет ным музыкально-социологическим исследованиям массового музыкального потребления, нужно исходить из приведенных выше положений, которые можно, очень упрощая, кратко изложить в виде тезисов 1 каждый сегодня может услышать все, 2 наслушанность человека в мире музыки шире его осведомленности в этом мире. В зародившейся музыкальной массовой культур социологи 60-70 годов уже отмечали резкий упад интереса к классической серьезной музыке, возросшие потребности слушателя зрителя к музыкальным исполнениям. Это связано и с пришедшими с Запада новыми культурами и с техническими возможностями телевидение, радио.

Изучение музыкальных вкусов населения продолжается. Литература 1. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов - Э Алексеев Вопросы социологии искусства1979 2. Сохор А. Социология и музыкальная культура, М. 1975.

– Конец работы –

Используемые теги: Музыкально-социологические, исследования0.045

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музыкально-социологические исследования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Международные маркетинговые исследования. Услуги современных агентств международных маркетинговых исследований
Международный маркетинг представляет собой определенный образ мышления, подход к принятию производственных решений с позиции наи¬более полного… Для того чтобы оценить с высокой точностью последствия своей деятельности,… Информация, получаемая в ходе проведения маркетинговых исследований, дает возможность принятия адекватных и…

Криминалистическое исследование документов. Новые и перспективные методы исследования письменной речи
Для того, чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста:… В рамках данной курсовой работы я постараюсь раскрыть один из наиболее… Без сомнения, определение личности лица, исполнившего какой-либо текст, особенно на ранних стадиях расследования,…

Исследование систем управления - Эмпирические методы исследования
Под методом понимается система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Метод греч. путь исследования, теория, учение это способ достижения какой-либо… Лишь благодаря исследованию различных методов человеческая деятельность может быть эффективной.

Маркетинговые исследования в оптовой торговле на примере комплексного исследования рыночных комплексов и оптовых рынков г. Екатеринбурга
Объектом данной курсовой работы выступают мелкооптовые рынки в целом, и выявление современного состояния и направлений развития оптовых рынков г.… Целью данной курсовой работы выступило подробное изучение основных этапов… Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач Исследовать структуру вещевой и продуктовой панели…

Кабинетные исследования и методы сбора вторичных данных. Исследование предпочтения студентов в проведении досуга (посредством личных интервью)
Маркетинговое исследование и его результаты служат эффективной адаптации производства или посреднической деятельности и их потенциала к состоянию… Однако все результаты маркетинговых исследований предназначены руководству для… Проведение маркетинговых исследований как раз и связано с необходимостью уменьшения риска осуществляемой…

Музыкально-социологические исследования
Вот почему важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения. Потому как эти вкусы формируют личность. Но, на мой взгляд, важно проследить… Далее, характерная для гуманитарных дисциплин тенденция к использованию… Но этим результаты эмпирических исследований - в идеале - отнюдь не исчерпываются.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВИДА ТЕХНИКИ, ЭКСПЕРТИЗА ОБЪЕКТА ТЕХНИКИ НА ПАТЕНТНУЮ ЧИСТОТУ, ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТА ТЕХНИКИ
Государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Тольяттинский государственный университет...

Лекция СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ: ПОНЯТИЯ И ГИПОТЕЗЫ В ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 1. Проблема исследования
План... Проблема исследования... Что же такое теория Построение теории Компоненты теории...

Введение. Статистика. Предмет и методы исследования. Медицинская статистика Раздел I. Этапы статистического исследования
Введение... Статистика Предмет и методы... Раздел I...

Исследование аудитории Интернета: использование онлайн фокус-групп в исследованиях социальной жизни
В этой статье мы рассмотрим метод фокус-группы, оценим успешность его использования в Интернете на примере 2 видов онлайн фокус-групп: синхронной… Стоит отметить, что онлайн фокус-группы в маркетинговых исследованиях стали… Одной из первых академических работ, посвященных онлайн фокус-группам, стала работа Г.Мюррея (1997), в которой…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Криминалистическое исследование документов. Новые и перспективные методы исследования письменной речи Для того, чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста… Записки криминалиста.Саратов Изд-во СВШ МВД РФ, 1991. Столь ценная мысль… В рамках данной курсовой работы я постараюсь раскрыть один из наиболее значимых вопросов исследования документов, в…
  • Музыкально-социологические исследования Вот почему важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения. Потому как эти вкусы формируют личность. Но, на мой взгляд, важно проследить… Далее, характерная для гуманитарных дисциплин тенденция к использованию… Но этим результаты эмпирических исследований - в идеале - отнюдь не исчерпываются.
  • Криминалистическое исследование документов. Новые и перспективные методы исследования письменной речи Для того, чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста… Записки криминалиста.Саратов Изд-во СВШ МВД РФ, 1991. Столь ценная мысль… В рамках данной курсовой работы я постараюсь раскрыть один из наиболее значимых вопросов исследования документов, в…
  • Измерения в маркетинговых исследованиях Объективные качественные и количественные измерения производятся измерительными приборами, действие которых основано на использовании физических… Законченная теория субъективных измерений пока еще не построена. Однако можно… Процедура сравнения включает определение отношений между объектами и способ их сравнения. Введение конкретных…
  • Инструменты маркетингового исследования Оно включает определение размера рынка, анализ тенденций его развития и влияния сезонных факторов; анализ распределения долей рынка между… Исследование конкурентной среды заключается в получении данных для обеспечения… Исследование товародвижения и продаж нацелено на поиск наиболее эффективного пути товара до потребителя и его успешную…