Творчество Ф.Листа

ЛИСТ Ференц 1811-1886 ФеренцЛист родился 22 октября 1811г. в деревне Доборьян Венгрия . В детстве былочарован цыганской музыкой и танцами венгерских крестьян. Отец преподал реб нкуосновы игры на фортепиано. В возрасте 9лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он былприглаш н в великолепный дворец Эстерхази игра мальчика настолько поразилагостей графа, что несколько дворян вызвались оплатить его дальнейшеемузыкальное образование.Ференца послали в Вену, где он обучался композиции уА. Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К. Черни. Венский дебютЛиста состоялся 1 декабря 1822г. Критики остались в восторге, и с тех пор Листубыли обеспечены слава и полные залы. Он совершил ряд поездок с концертами поАнглии и Франции.

После смерти отца 1827 Лист начал давать уроки. Тогда жепознакомился с молодыми композиторами Г. Берлиозом и Ф. Шопеном, искусствокоторых оказало на него сильное влияние он сумел перевести на языкфортепиано колористическое богатствопартитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурнымтемпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуозН. Паганини Лист задался целью создать столь же блестящий фортепиальный стиль,даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертнойэстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз. В 1844г. Лист стал капельмейстеромпри герцогском дворе в Веймаре.Этот небольшой немецкий городок был некогдапроцветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицыискусств.

В 1847г приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринялпрощальные концертные гастроли. В роли капельмейстера Лист поддерживал вс новое, радикальное, иногда отвергнутое другими. С одинаковым рвением онисполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов.Он устроилнеделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композиторане встречал понимания во Франции.

Лист сумел даже организовать в Веймарепремьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическимизгнанником и ему грозил арест.Лист успевал сражаться с герцогомВеймарским по поводу перерасходов в сво м бюджете, отстаивать при дворе своюартистическую свободу и одновременно сочинять, дирижировать и преподавать.Именно в Веймаре появилась единственная фортепианная соната композитора, атакже ряд оркестровых пьес, а с 1849 оркестровых поэм. Лист сочинял массувиртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание его классы,проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надеждыпианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили заучастие в этих собраниях посвященных.

С 1858 г. Лист отказался от постакапельмейстера, но цели своей добился при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а саммузыкант- признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.В 1871 г. Лист получил званиесоветника венгерского короля, и через два года в Будапеште было необычайноторжественно отпраздновано пятидесятилетие творческой деятельности музыканта.

В1879 г. папа Римский Пий IX присвоил емузвание почетного каноника, что давало право на ношение сутаны, но не на титул аббат Лист , которым композитор иногда подписывался.После кончины Вагнера в1883 г. Лист провел в Веймаре мемориальный концерт. В начале 1886 г. 75-летний Лист отправился вАнглию, где был принят королевой Викторией и восторженно встречен егопочитателями.

Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший Лист приехал вБрайтон на ежегодный вагнеровский фестиваль. В этом городе он умер 31 июля 1886г. Лист считается первостепеннойфигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более1300 произведений. Подробно Ф. Шопену и Р. Шуману, Лист в своей композиторскойдеятельности отдавал пальму первенствасольному фортепиано.Наверное, самое популярное произведение Листа Грезылюбви Liebestraum , а среди грандиозногосписка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерскихрапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов и три цикла небольших пьес подназванием Годы странствий. Некоторые из Венгерских рапсодий позже были оркестрованы.

Листу принадлежит также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано инесколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH. Лист стал создателем жанраодночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфоническойпоэмой.

Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказыватьмузыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусствединство композиции достигалось введением лейтмотивов, проходящих через всюпоэму. Среди оркестровых произведений Листа наиболее интересны симфоническиепоэмы, особенности Прелюды, Орфей и Идеалы.Для разных составов с участиемсолистов, хора и оркестра Листа сочинил несколько месс, псалмы и ораториюЛегенда о святой Елизавете.

Кроме того, можно упомянуть Фауст симфонию схоровым финалом 1857 и Симфонию к Божественной комедии Данте с женским хоромв конце 1867 оба произведения в значительной степени опираются на принципысимфонических поэм. До сих пор исполняются листовские фортепианные концерты. Единственнаяопера Листа одноактная Дон Санчо написана 14 летним композитором и тогда жепоставлена. Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, былаобнаружена в 1903г. Лист как пианист.Лист выступал вконцертах буквально до последних дней своей жизни.

Некоторые считают, что онявляется изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особеннопатетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной изахватывающей формой.Порывая со старой традицией, Листразвернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядетьвпечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сценунесколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равнымблеском.

Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во времятурне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанныемолоточки. Все это являлось неотъемлемою частью представления. Лист мастерскивоспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему небыло равных, славился он и блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих порощутимо в пианизме разных школ.