рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса

Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса - раздел Искусство, То, Что Называют Собственно Изобретением Дар Свыше, От Меня Не Зависящий. И ...

То, что называют собственно изобретением дар свыше, от меня не зависящий. И как только этот дар, то есть творческая находка, запал мне в голову, я должен неустанной работой сделать его своей неотъемлемой собственностью. И. Брамс Иоганнес Брамс, хотя и был представителем позднего Романтизма, в свом творчестве сделал первые шаги к возрождению эпохи Классицизма.Поэтому, примечательно, что в его творчестве встречаются композиционные примы и структуры, свойственные для предыдущих эпох. Но это не было возврату к старым формам.

Брамс хотел доказать способность старых композиционных средств к передаче современного строя мыслей и чувств. Неслучайно, для воплощения этих идей, Брамс избрал трх композиторов, представителей трх разных эпох и стилей. Это Георг Гендель, Йозеф Гайдн и Никколо Паганини. На темы выдающихся композиторов Иоганнес Брамс пишет знаменитые Вариации. Творческие замыслы Брамса очень интересны.Вариации на тему Гайдна стали важнейшим этапом в творчестве великого композитора.

Тема вариаций взята из второй части Дивертисмента для духовых Й. Гайдна, где она тоже является темой вариации. Эта простая церковная мелодия - Chorale St.Antoni песня паломников - стала основной законченной мыслью этого цикла вариации. Тема хорала Св. Антония обладает опредленной мелодической законченностью. Написанная в двухчастной репризной форме, не дат яркого внутреннего контраста во второй части.Но, хотя первая и вторая части внешне выдержаны в едином духе, вторая часть дат более динамичное развитие.

Уже в начальном четырхтактовом построении во второй части предполагается разбег, подготавливающий к действию. Первая часть представляет собой десятитактовый период из двух предложений по пять тактов. Этот период повторного строения, но ненормативный по гармоническим особенностям. В теме происходят временные отклонения в g-mollв третьем и восьмом тактах. В целом, период отличается мелодической и гармонической законченностью.Полная совершенная каденция приводит ко второй части, которая начинается на доминантовой гармонии к основной тональности В-dur. Вторая часть написана в форме большого периода, состоящего из двух предложений по восемь тактов, с четырхтактовым завершающим утверждением в В-dur. Первое предложение второй части развивает основную тему, здесь не предполагается яркого контраста.

Вс развитие построено на секвенцировании мотива первой части.После срединной каденции звучит повторение первого предложения первой части, с некоторыми изменениями развитие основной темы более динамично за счт уплотнения фактуры.

Во второй фразе второго предложения, на фоне мелодической линии у партии второго рояля звучит выдержанный звук си-бемоль тоника, что подчеркивает устойчивость главной тональности. К завершению движение замирает, словно наступает полное успокоение. Первая вариация основана на развитии темы, но она дат метроритмические изменения. Появляется триольное движение на фоне двухдольного метра.Тема развиваются примами мелодического распева у первого рояля, в это время в партии второго рояля тоже звучат интонационные формулы темы, образуя, таким образом, полифонические примы.

Первая вариация не предполагает структурных изменений. Во второй части намечается тональный сдвиг в минорную сферу. Именно b-moll ная тональность, впоследствии, будет играть важную роль во всм цикле. Таким образом, уже в первой вариации намечается драматургия всего произведения.Вторая часть построена на примах полифонической имитации.

Движение идт по динамическому нарастанию к репризе, но постепенно динамика затихает, завершаясь, как и в теме, утверждением основного образа. Внезапно меняется образ, присутствующий в теме и в первой вариации. После замирания в конце первой вариации, звучит мощное противопоставление двух начал. Вторая вариация начинается секундовыми интонациями темы в аккордовом изложении на , в тональности b-moll, в темпе Vivace, словно в спокойную, лирическую сферу проникает драматический образ.Но после этого драматического возгласа на звучит ответ на p, основанный на этих же, но уже неуверенных, интонациях Брамс ритмическую вариацию, основанную на пунктирном ритме из темы. Эти интонации, постоянно ломающиеся, дают представление о прерывистости дыхания.

Первое предложение первой части к концу затихает, и второе предложении опять открывается драматическим возгласом на в b-moll. Однако, первая часть заканчивается в тональности B-dur. Вторая часть неустойчива в тонально-гармоническом плане.

Этот раздел ещ более ярко развивает полифонические примы, как в основной мелодической линии, так и в сопровождении. Вторая вариация, построенная на контрастном образе, вс же не дат изменения формы. Этим Брамс подчркивает характерные особенности эпохи Гайдна. Но в следующей вариации, отдавая дань и своей эпохе, композитор изменяет форму, расширяя вторую часть двухчастной репризной формы.Третья вариация возвращает основную тональность В-dur.Основная тема заключена в мелодическом распеве, причм остальные голоса играют вспомогательную роль, создавая тем самым, три пласта музыкальной ткани - основной - на элементах темы, в средних голосах - тоже на развитии основной темы, но более самостоятельном и басовый пласт основанный на басовых интонациях темы. Первая часть расширена в два раза, за счт повторения.

Вторая часть первой части усложняется арпеджированной фактурой.Вторая часть имеет небольшой вступительный раздел, дающий четырхтактовое сопоставление мажоро-минора, как двух основных драматургических образов цикла.

Дальнейшее развитие построено на развитии первой части и вычленении мотивов из второй. Второе предложение открывается кадансированием в тональность B-dur на протяжении шести тактов а в следующих восьми тактах происходят отклонения в тональности b-moll, B-dur, Es-dur на принципах полифонических имитаций. И, подготавливая репризу, Брамс возвращает основную тональность.Реприза в третьей вариации синтетического типа. Она сочетает в себе элементы основной темы и их развития в третьей вариации.

Таким образом, третья вариация, изменяясь в структуре, дат новое представление о форме. Вторая часть этой вариации дат разработку всего материала, а реприза обобщение основных образов. Четвртая вариация, по сравнению с предыдущими, полностью меняет основной образ, характер, структуру и двухдольный метр заменяет на трхдольный.В основе этой вариации вокальная тема, с е интонациями вздоха, но эта тема получила сво развитие в полифонических примах.

Первая часть не дат пока структурных изменений. Вокальная тема имеет истоки основной темы вариаций. Эта тема проходит четыре раза в это время в контрапункте намечается скрытый голос. Вторая часть основана на развитии этой темы, точнее, е элементов. Они развиваются на протяжении шестнадцати тактов, а затем происходят кадансирования в тональность b-moll. Дальнейшее развитие основано на тех же интонационных формулах, таким образом, исключая репризу.Вторая часть построена на развитии, словно это развивающая часть фуги. Вариация заканчивается четырхтактовым кадансированием в тональность b-moll. На середину вариационного цикла приходится мощное, контрастное, яркое сопоставление двух образов. Четвртая и пятая вариации противопоставлены, в первую очередь, в тональном соотношении в четвртой вариации-b-moll, в пятой- B-dur. Во-вторых, Брамс дат контраст двух жанров - вокального и инструментального.

В-третьих, ярко противопоставлены примы развития в четвртой вариации - полифонические, в пятой- примы, характерные для скерцозных жанров.

Естественно, что все эти признаки поддерживаются динамикой развития двух образов цикла. Единственное, что внешне связывает эти две различные между собой вариации - трхдольный метр. Но вместо размера 38 в четвртой вариации, в пятой появляется размер 68, что играет немаловажную роль. Развивая скерцозный образ, пятая вариация полностью противоположна предыдущей.Первая часть основана на элементах темы, е секундовых интонациях, но эти интонации значительно изменяются, перерастая в инструментально-танцевальную музыку.

Первая часть не изменяет структуры. Начало второй части контрастирует с первой в тонально-гармоническом плане. Здесь господствует b-moll. Но четыре b-moll ных такта переходят в B-dur ный четырхтакт, перерастающий в репризу, которая расширена за счт кадансирований в тональности B-dur, es-moll, постепенно возвращаясь в B-dur. Но на этом вариация не заканчивается.Брамс дат повторение начального b-moll ного восьмитакта второй части, переходящий в повторение репризы, с которой этот раздел связан однотактовым переходом. Но реприза расширена за счт кадансирований, что уже звучало в репризе.

Динамика этой части затихает, движение приостанавливается эта энергичная вариация заканчивается на p,что, скорее всего, готовит к новому развитию. Шестая вариация интонационно связана с пятой вариацией, но в отличие от предыдущей вариации, здесь меняется метр - трхдольный на двухдольный.Четырхтакт первой части имеет функцию вступления, так как звучит на p, постепенно динамика нарастает и переходит во второе предложение шеститактовое, которое расширено, так как начало его наслаивается на каденцию первого, поэтому происходит повторение первой фразы второго предложения.

Таким образом, внешне структура первой части не изменяется, но внутренние изменения присутствуют.Первая часть модулирует в тональность G-dur. Вторая часть начинается на доминантовом басу к b-moll, как и в теме развиваясь, тема отклоняется в Des-dur, b-moll. Развитие подводит к тональности F-dur, готовящей репризу.

Реприза начинается в B-dur. Первые четыре такта практически повторяют первую часть, оставшиеся шесть тактов построены на материале второй части. Второе предложение расширено за счт повторения фразы. Вариация заканчивается в тональности B-dur. Седьмая вариация выдержана в стиле грациозного старинного танца.Она отличается яркими полифоническими примами развития. Данная вариация связана с темой.

Она построена на тех же интонациях, особенно выделяется квартовый ход, как восходящий, так и нисходящий. Примечательно, что аккомпанирующая партия очень выразительна и полифонична. Тема проходит в партии первого рояля второй рояль берт на себя функцию сопровождения, второе предложение практически не дат изменений. Вторая часть седьмой вариации развивается ещ ярче в полифонических примах.Имитация здесь играет главную роль в начале второй части, в партии первого рояля в это время у второго рояля хоральное сопровождение, в котором тоже выделяется скрытая полифония в басу и сопровождении нисходящее движение в четвртом такте взлт в мелодии приводит к началу второго предложения.

В нм партии первого и второго рояля меняются местами.Основная тема этой вариации звучит у второго рояля, но не в первоначальном виде, а лишь е отдельные фразы двутакты, основанные на пунктирных интонациях темы. У первого рояля словно зеркальное отражение первого предложения восходящее движение мелодии и нисходящий бас в первых двух тактах второго предложения, а затем нисходящие ходы в сопрано и восходящее басовое движение.

Реприза седьмой вариации начинается в партии второго рояля. Первое предложение практически не изменяется, а второе предложение расширено за счт повторения фразы в конце вариации характерной квартовой интонации, утверждающей данный образ. Ещ один яркий контраст цикла приходится на следующую пару вариаций седьмую и восьмую.В седьмой старинный танец, в восьмой старинная полифония седьмая вариация дат утверждение светлого, жизнерадостного образа, а восьмая полностью противопоставляется светлому образу, утверждая трагический.

Восьмая вариация интересна в плане структурного развития. В двухчастную репризную форму проникает полифоническая форма. При этом, по особенностям полифонических примов, можно предположить, что первая часть это прелюдия, а вторая фуга. Первая часть, словно прелюдия эпохи Барокко.Основная тема почти неузнаваема, но слышны е контуры.

Первая часть не дат изменений в структуре. В начальном пятитакте, у второго рояля, в унисон, звучит тема прелюдии. Для этой темы характерны хроматические интонации, опевание. Вторые пять тактов содержат тему у первого рояля, второй рояль выполняет функцию сопровождения в нм слышны ниспадающие интонации, утверждающие трагический образ. Второе предложение первой части начинается без перерыва, причм на залигованном звучании первого предложения.Заканчивается первая часть трагически, утверждая b-moll. Вторая часть примами развития напоминает фугу. Тема фуги проходит у первого рояля, причм каноном таким образом, развивается двойная фуга. Развитие темы приводит в тональность es-moll, второе предложение второй части наслаивается на каденцию первого и продолжает те же примы развития, что и в первом предложении, т.е. канонически.

Этот раздел приводит в b-moll. Реприза начинается проведением темы в верхних голосах, в партиях двух роялей в вертикально-подвижном контрапункте.

Этот раздел формы не разграничивается на предложения, так как эта форма развивается подобно фуге. Примечательно, что вариация, сама по себе трагического образа, шла по пути драматического развития, заканчивается в B-dur. Скорее всего, это связано с темперированным строем Барокко. Особенностью свободных вариаций является значимость последней вариации.Иоганнес Брамс, отвечая логике всей драматургии, в заключении цикла представляет огромный Финал, дающий итог всего процесса развития вариационного цикла. Финал представляет собой грандиозную полифоническую форму, основанную на развитии двойной фуги. Истоки этой фуги уже наметились в предыдущей вариации.

Фуга построена на двух темах, очень сходных между собой. Первая тема звучит у второго рояля в басу. Она представляет собой пятитактовое построение. Тема фуги имеет корни в основной теме вариаций цикла те же секундовые, терцовые интонации и характерная для всего цикла квартовая интонация.Первая тема проходит шесть раз без перерыва у второго рояля, в это время в партии первого рояля развивается вторая тема. Начальный двутакт обеих тем одинаков, но вторая тема отличается ритмическими особенностями.

Если в первой теме вс подчинено чткому ритму, то во второй перемещение сильных долей. Но внешне эти темы очень похожи, вторая тема проходит два раза, затем идт развитие материала на интонациях этой темы. Таким образом, первая и вторая темы составляют друг другу контрапункт.Развитие движения идт по пути динамизации.

Сначала полифоническое развитие с подголосками, контрапунктическими соединениями дальнейшее развитие переходит в гомофонно-гармонический склад с метрическими изменениями. С четвртого проведения первой темы меняются метрические доли, появляются триоли, что не характерно для барочной фуги. Начиная с пятого проведения темы в партии первого рояля появляется аккордовое сопровождение, устойчивое в тонально-гармоническом плане.Возможно, здесь нас Брамс хочет вернуть к эпохе Гайдна.

После шестого проведения первой темы начинается общая интермедия, основанная на интонациях темы фуги, е квартовом ходе. В сопровождающей партии звучат фактурные вариации на тему в торжественно звучат элементы темы. У аккомпанирующей партии яркое гармоническое развитие, здесь чувствуется явная связь с романтическими принципами развития.Ярко, на s, в басу звучит первая тема. На гармонии уменьшенного септаккорда звучит сопровождение темы. Данное проведение темы звучит драматически, постепенно затихая, переходя в следующее проведение темы, которое звучит на p. Сопровождают тему тихие колышущиеся триоли.

Без остановки начинается следующее проведение первой темы у первого рояля. Сопровождение темы развивается в верхнем регистре, прозрачно и легко, Это самое лирическое проведение темы. Однако, следующее проведение первой темы не контрастирует с предыдущим. Тема звучит на октаву выше, но партия аккомпанемента уплотняется в свом развитии.Следующее проведение первой темы проходит в изменении.

Аккомпанемент у первого рояля при этом не изменяется. Оно звучит так же нежно, хотя и слышны нисходящие интонации. Первая тема в партии второго рояля, хотя и звучит на фоне еле слышного аккомпанемента в верхнем регистре, но именно в аккомпанементе чувствуется какая-то настороженность, благодаря уменьшнным звучаниям. Подобно этому проведению начинается следующее. В сопровождении этой темы слышны элементы развития предыдущей вариации, где развивался трагический образ.Здесь композитор возвращается ко второму образу основной идеи, приготавливая нас к новой трактовке этого образа.

Тема звучит в партии первого рояля в трагическом скорбном ключе. Возможно, это оплакивание. Эта тема проходит дважды во второй октаве в партии первого рояля на p, словно раскрывая субъективное состояние души. Следующее проведение темы в третьей октаве на форте отражает общее состояние.Эта тема звучит очень драматически, напряжнно, динамически нарастая к концу. Но внезапно меняется общий характер звучания нарастающее динамическое развитие приводит в сферу p звучит первая тема в B-dur у второго рояля.

На фоне этой темы, у перового рояля звучит тема всего вариационного цикла, точнее, е элементы, которые впоследствии развиваются. Постепенно нарастает динамика звучания, сначала развиваются первые элементы темы вариаций секундовые интонации в пунктирном ритме.Пять раз проходит этот элемент, постепенно нарастая в звучании начиная с шестого проведения, торжественно на , звучит основная тема вариаций в основном виде, повторяясь дважды.

Заканчивается весь цикл утверждением торжественного, светлого образа. Тема Й.Гайдна, выбранная Брамсом, отразила принципы, характерные для классической эпохи, но Иоганнес Брамс, для воплощения своих идей, не ограничивается одним только Классицизмом.В свом произведении композитор проводит развитие через несколько эпох это и эпоха Барокко с характерными ей полифоническими примами, и эпоха Классицизма с е классическими особенностями, и, наконец, эпоха Романтизма со своими тенденциями.

Для соединения этих принципов Брамс избрал форму вариаций. Именно эта форма помогла отразить творческие замыслы композитора.

– Конец работы –

Используемые теги: особенности, вариационной, формы, творчестве, Брамса0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - формы государства Рассматриваемый… Так что за работу Марксистка - ленинская теория считает основной причиной… Полн. собр. соч. Т.33 стр. 7. По этой причине официальная советская историография долгое время не признавала…

Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - формы государства Рассматриваемый… Так что за работу Марксистка - ленинская теория считает основной причиной… Полн. собр. соч. Т.33 стр. 7. По этой причине официальная советская историография долгое время не признавала…

Состав и формы бухгалтерской отчетности (СКЛАД І ФОРМИ БУХГАЛТЕРСЬКОЇ ЗВІТНОСТІ)
Здйснено перехд пдпримств органзацй на нову методологю бухгалтерського облку господарських операцй, доходв, витрат фнансових результатв на нову… Дана робота ма за мету розглянути чинн в Укран форми обов язково бухгалтерсько… Фнансов звти склада бльшсть пдпримств у всх кранах свту. Вигадати унверсальний звт, який вдображав би фнансове життя…

Особенности использования интегрированных занятий в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Древней Греции.Этому придавали большое воспитательное значение… В понимании детского творчества и подходе к развитию способностей можно… Конечно, данные подходы противоположны и ими не исчерпываются все существующие концепции, но последние в той или иной…

Особенности симфонического творчества А.К. Глазунова
Симфоническое наследие Глазунова включает в себя различные типы произведений - от монументальных симфоний до небольших пьес. Жизнь Александра… Прочное душевное здоровье, сдержанная внутренняя сила и неизменное… Нередко ночью, проснувшись, я восстанавливал мысленно до малейших подробностей то, что слышал раньше " Первыми…

Особенности сонатной формы в вокальной музыке
Вокальные формы имеют продолжительную историю (примерно с IX века). Они возникли раньше, чем инструментальные и оказали на них влияние. Особенностью… Сонатная форма Сонатная форма является наивысшим достижением музыкального… Средний раздел … представляет собой разработку, то есть тонально неустойчивую часть, развивающую, разрабатывающую…

Формы власти и влияния и особенности их реализации в современных условиях
Он имеет тесную взаимосвязь с понятием лидерства. Если человек делает попытку повлиять на поведение других членов группы без… Лидеры - это люди, чьи действия влияют на других людей в большей степени, чем действия других людей влияют на них…

Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие… Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Особенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного в творчестве А. К. Толстого Особенности его отношения к эпохе Ивана Грозного. 6 Глава 2. Изображение эпохи Ивана Грозного в лирике А. К. Толстого. 14 Глава 3. Трагическое… Многообразен и значителен вклад Толстого в русскую литературу. Тонкий и… Он оставил в наследство своим соотечественникам - писал И. С. Тургенев прекрасные образцы драм, романов, лирических…
  • Гражданско-правовой договор: формы, виды, особенности заключения, изменения и расторжения Развитие различных форм общения между людьми выдвинуло потребность в предоставлении им возможности по согласованной сторонами воле использовать… Такими моделями и стали договоры контракты . В нашей стране вплоть до… Воля контрагентов в таких договорах складывалась под прямым или косвенным влиянием исходящих от государственных…
  • Особенности творчества Клода Дебюсси Авторомзатронуты некоторые вопросы возникновения и развития импрессионизма в музыке и живописи.Особое внимание, естественно, уделено творчеству… Также автор попыталась рассказать о тенденцияхмузыкального импрессионизма. Во 2-й главе дан анализ некоторых фортепианных и симфоническихпроизведений Клода Дебюсси.3-я глава это некоторые…
  • Жанрово-стилистические особенности сказки и притчи в творчестве В.И. Даля Введение.Современники не побаловали нас обилием воспомина¬ний о Владимире Ивановиче Дале. В записках, дневни¬ках, письмах людей, рядом с которыми он… Он служил чиновником особых поручений, ди¬ректором министерской канцелярии,… А есть еще «очерки русской жизни»; есть произведения для детей; есть стихи, напечатанные лишь однажды и не…
  • «Особенности приготовления в украинской кухне. Особенности приготовления «Завиванец ужгородский» Она давно получила распространение далеко за пределами Украины, а некоторые блюда украинской кухни, например борщи и вареники, вошли в меню… Это объясняется длительностью и сложностью процесса формирования украинской… После монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь Украина испытала агрессию литовских, венгерских, польских…