Романсы Михаила Ивановича Глинки

Корниловская средняя школа.Реферат по Мировой художественной культуре.Тема Романсы Михаила Ивановича Глинки.Учитель Волкова Зинаида Михайловна Выполнил ученик 11 А классаКорниловской среднейшколыМеньшиков Роман Леонидович. Проверила пос. Двинской 2000 г. Так как народная песня всегдабыла душой русской музыки, то для нас теперь неразрывноспаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинако-во, какродное былое и вместе с тем настоящее Поэтому Глинка, как и народное песенноетворчество поистине живой родник всей русской музыки .Б.В. Асафьев.

В ряду великихрусских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущимсветом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонневыразил в музыке душу русского народа. Разнообразное по жанрам вокальноетворчество Глинки бесценный вклад его в область русской романсово-песеннойлирики.Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки итекста в единое поэтическое целое.

Охватывающее широкий круг человеческихпереживаний, облач нное в гармонически стройную форму, оно созвучно лирическимстихотворениям Пушкина, и не случайно лучшие из романсов Глинки сочинены былиименно на стихи великого русского поэта. Во многих отношениях Глинка, -писал В. В. Стасов имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин врусской поэзии.Оба великие таланты, оба родоначальники нового русскогохудожественного творчества оба глубоко национальные, черпавшие свои великиесилы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке . Развитию музыкальныхспособностей Глинки способствовало домашнее воспитание. Но и в Благородномпансионе для юношей, и после его окончания Глинка почти все свое свободноевремя отдавал игре на фортепиано и сочинению музыки.

В последние месяцы 1824 годаГлинка сочинил романс Моя арфа . Автор считал его неудачной попыткой ипрозвал его допотопным , так как написал его до 7 ноября 1824 года, днястрашного наводнения в Петербурге.

Свой первый удачный романс Глинка написалтолько зимой следующего, 1825 года. Действительно, романс Не искушай - одноиз лучших, проникновенных по музыке сочинений.В том же году, трудясь с большимнапряжением , он написал первый струнный квартет дошедший до нашего времени неполностью и работал над сонатой для альта и фортепиано, не завершив е .Впрочем, он полагал, что в этих сочинениях мало толку . Романтическим устройством натуры Глинкиобъясняется его тогдашнее стремление мечтать в сумерках за фортепиано ипристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим композитора до сл з.Отзвуком такого состояния его духа родились тогда печальные романсы на словаэтого поэта Светит месяц на кладбище и Бедный певец . Весной 1828 года А. С.Грибоедов сообщил Глинке мелодию одной грузинской народной песни, на основекоторой композитор написал один из лучших своих романсов Не пой, красавица,при мне на стихи А.С. Пушкина.

В следующем году стараниями Глинки и Н. И.Павлищева, зятя А. С. Пушкина, явился в свет Лирический альбом на 1829 год .В нем среди малозамечательных пьес друзей Глинки появилось два романса молодогокомпозитора и в числе их Память сердца - одно из привлекательнейших по теплойискренности мелодики его сочинение тех лет. Три года 1830 1833 гг. ,проведенные Глинкой в Италии, стали временем окончательного созревания еготаланта, годами вдумчивого труда.

Здесь новыми чертами обогатилось егомелодическое дарование.Глубокую красоту итальянской лунной ночи Глинкагениально передал в своей баркароле романсе Венецианская ночь , исполненномтрепетного чувства радости жизни.

Кроме Венецианской ночи на стихи И. И.Козлова Глинка написал тогда еще два романса на стихи В. А. Жуковского и ФеличеРомани. В свое пребывание в Москве 1834год Глинка слушал сочинения местных композиторов и сам написал романс Неназывай ее небесной на слова московского литератора Н. Ф. Павлова.Но самойважной была в то время мысль о написании русской оперы Иван Сусанин . В пору расцвета 1837 год длясвоей милой ученицы Каролины Колковской в театральной школе Глинка сочинилполный любовного томления и проникновенной печали романс Сомнение . Глинка иногда и сам пел своиромансы.

Его высокий голос не обладал красивым тембром, но, как вспоминал А. Н.Серов, могуче-гениальный, как творец музыки, он был столь же гениален и висполнении вокальном , поэзию которого Серов назвал непередаваемой ! 28 марта 1839 г. Глинка познакомилсяс Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освященочувством к ней А. С. Пушкина.

Волновавшие композитора чувства он выразил в двухпосвященных Е. Керн сочинениях.Первым из них был пленительно изящный, овеянныйэлегической поэзией нежной влюбленности Вальс фантазия второе название - Павловский вальс . Иным настроением исполнен сочиненный в 1840 году романс Япомню чудное мгновенье , проникнутый волнением светлой восторженности, лишьненадолго уступающей место печальным раздумьям.

Написанное на стихотворение А.С. Пушкина, вдохновленное образом матери Екатерины Керн Анны Петровны, этопроизведение Глинки есть совершенное слияние высокой поэзии текста смузыкальным его выражением. Работа над оперой Руслан иЛюдмила чередовалась у композитора с осуществлением и других его музыкальныхнамерений.К тому же творчески необычайно плодотворному 1840 году относится исочинение гармонической галереи романсов - цикла Прощание с Петербургом настихи Нестора Кукольника . В него вошли такие исполненные жизни, правды иувлечения по отзыву Художественной газеты от 1 сентября того же года илилирические пьесы, как Рыцарский романс , Баркарола , Жаворонок , О девачудная моя . Входила в цикл и своего рода прощальная Попутная песня . С 1844 по 1847 годы странствий Франция, Испания.

Зимой 1847 1848 года в Смоленске Глинка пишет несколькофортепианных пьес и два романса.Первый из них, Милочка светлоевоспоминание об Испании для него композитор взял мелодию хоты, услышанную им вВальядолиде . Второй, Ты скоро меня позабудешь на слова молодой поэтессы ЮлииЖадовской печальное обращение к любимому существу, полное глубокой любви ипокорности перед неизбежным концом, стал новым шагом в развитии вокально декламационного стиля Глинки.

Уединенная, творческисосредоточенная жизнь композитора прекратилась в конце января 1848 года. Суматошнаяжизнь Петербурга после тихого Смоленска скоро привела Глинку в отчаяние и он вожидании заграничного паспорта спешно уехал в Варшаву.

В польской столице, впору творческого подъема лета и осени 1848 года, Глинка сочинил замечательныеромансы Слышу ли голос твой на слова М. Ю. Лермонтова , Заздравный кубок на стихи А. С. Пушкина , шутливо посвященный им Вдове Клико , иначе говоря,шампанскому вину, и лучший из них Песнь Маргариты на слова И. В. Гете пообразной глубине и силе трагической выразительности эта песня-романс примыкаетуже к вокальной лирике последнего периода глинкинского творчества.В ноябре 1844 года Глинкавозвратился в Петербург, а весной вновь вернулся в Варшаву.

Но этот двухлетнийпериод не был столь плодотворным, хотя было написано несколько новых романсов осенью 1849 года Глинка посвятил Эмилии Ом романс Rozmowa Беседа на слова польского поэта А. Мицкевича,затем последовало сочинение романсов Адель и Мери на стихи А. С. Пушкина, атакже и другие произведения.В начале 1856 года Глинка сочинилсвой последний романс Не говори, что сердцу больно на стихи своего давнегомосковского знакомого Н. Ф. Павлова тот на коленях вымолил у него музыку насвои слова . В них обруган свет, значит, и публика, что мне по нутру , -заметил Глинка в одном из писем к Нестору Кукольнику.

Его раздражение быловполне понятно отношение официальных кругов к музыке Глинки оставалосьпо-прежнему неприязненным.Много неприятностей доставляло и развязное обращениес текстом романсов Глинки при их публикации издателем-дельцом Стелловским. Носамым огорчительным для композитора были идейно враждебные ему и общемунаправлению зарождавшейся русской национальной школы самодовольно малограмотныерассуждения критиков о его сочинениях.

Здоровье Глинки слабело и в феврале 1857года великий композитор умер.