рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ - раздел Искусство, Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) Русский, Советский Композитор, Пиа...

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ (1906-1975) Русский, советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.Народный артист СССР (1954). Доктор искусствоведения (1965). Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с 1960. Окончил Ленинградскую консерваторию у Л. В. Николаева (фортепиано, 1923), М. О. Штейнберга (композиция, 1925). Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения (на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве награждён почётным дипломом, 1927). С 1937 преподавал композицию (с 1939 профессор) в Ленинградской, в 1943–48 – в Московской консерватории.

Среди учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский.Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), Союза композиторов РСФСР (в 1960–68, 1-й секретарь). Член Советского комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Президент общества СССР – Австрия (с 1958). Почётный член ряда зарубежных академий искусств, почётный доктор многих университетов.

Международная премия Мира (1954), Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР (1974), Государственная премия УССР (1976), премия им. Я. Сибелиуса (1958). Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой музыкальной культуры 20 в. Особенно велико значение Шостаковича-симфониста.

В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости. Продолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки (И. С. Бах, Л. Бетховен, Б. Малер, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), Шостакович создал свой неповторимо-индивидуальный стиль, черты которого (динамика развития, неожиданность контрастов и образных перевоплощений тематизма, тонкая лирика, нередко окрашенная юмором или иронией, полифонизация фактуры) проявились уже в 1-й симфонии (1925), принёсшей известность автору. О творческой зрелости Шостаковича свидетельствуют 4-я (1936) и 5-я (1937) симфонии (идею последней композитор определил как «становление личности» – от сумрачных раздумий через борьбу к итоговому жизнеутверждению). 7-я симфония (1941) – выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–45 – начата в осаждённом Ленинграде и посвящена этому городу.

Драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия; пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большой политический резонанс во всём мире. 8-я симфония (1943), также связанная с военной тематикой, предвосхитила ряд произведений Шостаковича, вдохновлённых движением борьбы за мир. 10-ю симфонию (1953) отличает внедрение песенных интонаций и приёмов развёртывания. 11-я (1957) и 12-я (1961) симфонии, посвящены Революции 1905 и Октябрьской революции 1917, ознаменовали обращение Шостаковича к программности. 11-я симфония, построенная на мелодиях подлинных революционных песен, опиралась на опыт музыки к историко-революционным фильмам 30-х гг. и «Десяти поэм» для хора на слова русских революционных поэтов (1951). 12-я симфония, посвящённая В. И. Ленину, раскрывает идею революционной борьбы народа во имя свободы и счастья. 13-я симфония (на стихи Е. А. Евтушенко, 1962) – симфония-оратория, плакатно-броская по музыкальному языку, посвящена актуальным проблемам гражданской нравственности, бичуя кровавые преступления расизма, она славит народный юмор, душевную красоту и долготерпение русской женщины, бескорыстное служение истине. 14-я симфония (на стихи Ф. Гарсии Лорки и др 1969), камерная по составу и масштабам частей, не уступает монументальным симфониям по широте охвата жизненных явлений и их философскому осмыслению. Это произведение, прототипом которого, по признанию автора, были «Песни и пляски смерти» Мусоргского, сконцентрировало трагедийность и проникновенную лирику, гротеск и драматизм. 15-я симфония (1971) замыкает эволюцию позднего симфонизма Шостаковича, отчасти перекликаясь с некоторыми ранними его произведениями.

В ткань симфонии органично включены цитаты из увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини и мотив судьбы из «Кольца нибелунга». Большой вклад внёс Шостакович в развитие музыкального театра.

Однако его деятельность в этой области была грубо прервана появлением редакционных статей газеты «Правда» – «Сумбур вместо музыки» (28 января 1936) и «Балетная фальшь» (6 февраля 1936). Заметное влияние на сценические произведения Шостаковича оказал В. Э. Мейерхольд.

Опера «Нос» – оригинальное музыкальное воплощение повести Н. В. Гоголя, отличается быстрым чередованием эпизодов, смелым употреблением сложных средств современной композиторской техники, многопланово-контрапунктическим строением массовых и ансамблевых сцен. Важнейшей вехой в творчестве Шостаковича и в истории оперного искусства стала опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», по Н. С. Лескову, 1932), где сатирическая заострённость в обрисовке отрицательных персонажей сочетается с одухотворенной лирикой и суровым, возвышенным трагизмом.

Правдивость и сочность музыкальных портретов, психологическая углублённость, обобщение народно-песенных интонаций, особенно в финале, в картине каторги, говорят о близости Шостаковича к искусству М. П. Мусоргского.

Идейно-эстетические заветы и выразительные средства последнего нашли отражение в эпической широте вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (на слова Евтушенко, 1964), в раскрытии темы «маленького человека» в вокальном цикле «Из европейской народной поэзии» (1948). Шостакович осуществил оркестровую редакцию опер «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959), оркестровку вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962). Крупными событиями советской музыкальной жизни было появление нескольких концертов для фортепиано, для скрипки, для виолончели с оркестром, многих камерных произведений Шостаковича, фортепианный квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского, 15 струнных квартетов, 24 прелюдии и фуги для фортепиано (первый подобный цикл в отечественной музыке), циклы романсов на слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти. Нарочитая простота письма некоторых сочинений кон. 40-х – нач. 50-х гг. (оратория «Песнь о лесах», 1949; вокальный цикл на слова Долматовского, 1951; кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», 1952) объясняется стремлением композитора ответить на обвинения в «антинародном формализме», выдвинутые тенденциозным постановлением ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели» от 10 февраля 1948. Многолетняя работа Шостаковича в кино характеризуется созданием музыкальных образов, использованием городского фольклора и рабочей революционной массовой песни («Златые горы», 1931; «Встречный», 1932; трилогия о Максиме, 1935–39; «Человек с ружьем», 1938; «Молодая гвардия», 1948; «Овод», 1955), музыке белее поздних кинофильмах присущи симфонизированные принципы развития («Гамлет», 1964; «Король Лир», 1971). Творчество Шостаковича, завоевавшее ныне всеобщее признание, оказало значительное воздействие на развитие советского и мирового музыкального искусства.

Оперы – Нос (по Н. В. Гоголю, 1930, Ленинград), Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С Лескову, 1934, Ленинград, Москва; новая редакция 1956, постановка 1963, Москва), Игроки (по Гоголю, не окончена, концертного исполнения, 1978, Ленинград), балеты Золотой век (1930, Ленинград), Болт (1931, там же), Светлый ручей (1935, Ленинград, Москва), музыкальная комедия Москва – Черёмушки (1959, Москва); для солистов, хора и оркестра – оратория Песнь о лесах (слова Е. А. Долматовского, 1949), кантата Над Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952), Поэма о Родине (1947), сатирическая кантата Раёк (слова Л. Н. Лебединского, около 1960), Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964), для хора и оркестра – Гимн РСФСР (слова С. П. Щипачёва, 1945), Гимн Москве (1947); для оркестра – 15 симфоний (1925; Октябрю, 1927; Первомайская, 1929; 1936; 1937; 1939; 1941; 1943; 1945; 1953; 1905 год, 1957; 1917 год, 1961; 1962; 1969; 1971), Праздничная увертюра (1954), симфоническая поэма Октябрь (1967), увертюры, сюиты и др.; концерты с оркестром – 2 для фортепиано (1933, 1957), 2 для скрипки (1948, 1967), 2 для виолончели (1959, 1966), камерно-инструментальные ансамбли – сонаты для скрипки (1968), для альта (1975), для виолончели (1934) с фортепиано, 2 фортепианных трио (1923, 1944), 15 струнных квартетов (1938, 1944, 1946, 1949, 1952, 1956, 1960, 1960, 1964, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973, 1974), фортепианный квинтет (1940), для фортепиано – 2 сонаты (1926, 1942), 24 прелюдии (1933), 24 прелюдии и фуги (1951) и др.; для хора a cappella – 10 поэм на слова русских революционных поэтов (1951) и др.; 7 романсов на слова А. А. Блока для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано (1967), для голоса с фортепиано – вокальный цикл Из европейской народной поэзии для сопрано, контральто и тенора с фортепиано (1948), романсы и песни на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. Чёрного, М. И. Цветаевой, М. А. Светлова, У. Шекспира, Р. Бёрнса и др сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (для баса с фортепиано, 1974) и др музыка к спектаклям драматического театра, кинофильмам.

– Конец работы –

Используемые теги: Дмитрий, Дмитриевич, Шостакович0.065

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, как отражение эпохи
Жанровый диапазон творчества Шостаковича очень велик.Он автор симфоний и инструментальных ансамблей, крупных вокальных форм (оратория, кантата,… Как ни широко разнообразие жанров у Шостаковича и как ни велико его мастерство… Оно всегда ощутимо и в общем замысле, и в каждом его музыкальном «слове» будь то мелодия, гармония, оркестр. Вместе с…

Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Среди учеников Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская,… Продолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки И. С. Бах, Л. Бетховен,… О творческой зрелости Шостаковича свидетельствуют 4-я 1936 и 5-я 1937 симфонии , идею последней композитор определил…

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - творческий путь
Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью. В… По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем… Семья была высокообразованна и музыкальна: отец хорошо пел и играл на гитаре, мать окончила консерваторию как…

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - творческий путь
Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью.В консерватории… По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем… Мать стала первым педагогом мальчика. Затем он продолжил занятия в частной музыкальной школе. В тринадцать лет…

Верищагин Дмитрий Сергеевич
На сайте allrefs.net читайте: "Верищагин Дмитрий Сергеевич"

Дмитрий Иванович Менделеев
В 1855 окончил институт с золотой медалью. В 1856 защитил в Петербургском ун-те магистерскую диссертацию “Удельные объемы” , а вслед за ней… Менделеев принял деятельное участие в работах международного съезда химиков в… В 1864 он был избран профессором Петербургского практического технологического ин-та по кафедре химии. В 1865 защитил…

Актерский портрет актера театра Ленком Дмитрия певцова
Он глубок и ярок современностью, а время, время сделает свое дело в оценке его труда чуть-чуть позже, лет через…. А сейчас он развивается вместе со… Он много снимается в кино, играет в театре большие роли, обаятелен, зрители… Но при этом я отдаю себе отчет, что я не семи пядей во лбу, я не гений – то есть, я нормальный такой ремесленник,…

Углич: город царевича Дмитрия
Здесь среди буйной зелени стоят "Палаты царевича Димитрия" (XV век); церковь Димитрия на "крови" (XVII век) - на месте его гибели;… Недалеко от центра Углича привлекает внимание силуэтом своих красивых высоких… Для многих туристов, плывущих по Волге, Углич - первый город, который оставляет наиболее сильное впечатление от…

Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
Но Чацкий был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой и постоянно обличал ее в своих монологах. Он покинул эту среду оболганным, но… Поначалу они не догадывается, в какое общество попал. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы кажутся ему достаточно…

Дмитрий Стешин «России объявлена демографическая война»
На сайте allrefs.net читайте: "Дмитрий Стешин «России объявлена демографическая война»"

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам