рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь и творчество Хусаина Ахметова

Работа сделанна в 2005 году

Жизнь и творчество Хусаина Ахметова - Реферат, раздел Искусство, - 2005 год - Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Лицей №9. Реферат По Ис...

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №9. Реферат по истории РБ на тему: «Жизнь и творчество Хусаина Ахметова» Выполнила: ученица 9 В класса Смирнова Ольга Проверила: преподаватель истории Охотникова Галина Николаевна. Сибай, 2005. Хусаин Файзуллович Ахметов ─ крупнейший башкирский композитор. Его творчество сыграло важную роль в становлении башкирской профессиональной музыки, выработке национального музыкального стиля.Среди произведений, написанных композитором, ─ оперы, балет, симфонии, хоровые и инструментальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильму.

Главным делом своей жизни композитор считал создание вокальной музыки: он написал свыше 600 песен и романсов, 12 вокальных циклов на стихи башкирских и русских поэтов. Начало пути. Хусаин Ахметов родился 6 января 1914 года в деревне Чингиз нынешнего Баймакского района республики в бедной крестьянской семье.Детство будущего композитора было трудным и суровым.

Рано лишившись отца, Хусаин, как и остальные дети, батрачил на баев: косил сено, пас лошадей. С 10 лет он, увлекаемый старшими братьями, на лесосплаве, где прошел хорошую жизненную закалку. Его ─ маленького и худенького мальчика брали туда из-за умения петь. С детства он слыл мастером исполнения башкирских протяжных песен. «Хусаина из Чингиза» знала вся округа.Великолепная природа, патриархальный быт деревень, национальные костюмы и народные обычаи заложили в композитора знание жизни, любовь к родной земле.

С детства он стал талантливым носителем фольклорных традиций своего народа. Стиль протяжной народной песни станет в его творчестве определяющим. Желание учиться приводит его в Баймакскую горно-промышленную школу-техникум, а затем в Казанский музыкальный техникум, где он учится в классе скрипки.Именно в Казани знакомство с музыкой татарских композиторов и личная встреча с Салихом Сайдашевым наводит его на мысль стать профессиональным композитором. Учеба в национальной студии.

В 1932 году Хусаин Ахметов случайно узнает о наборе в башкирскую национальную студию при Московской консерватории и легко поступает туда. Первоначально он учится на вокальном отделении, но вскоре выясняется, что истинное его признание ─ сочинение музыки.Сидя за инструментом в каком-нибудь классе, он любил подбирать башкирские народные мелодии, искать подходящий аккомпанемент, импровизировать. В 1936 году по инициативе профессора Г. И. Литинского при башкирской студии открывается композиторское отделение и Ахметов становится его первым учащимся.

В его первых же сочинениях ─ обработках народных песен «Густая черемуха» и «Урал», песнях на стихи М. Гафури и К. Даяна, инструментальных пьесах, несмотря на несовершенство, чувствуется индивидуальный почерк.Из произведений студенческой поры наиболее известна сюита для скрипки и фортепиано, первая часть которой обрела самостоятельную концертную жизнь, как Фантазия на тему народной песни «Буранбай». Благодаря композитору эта любимая им протяжная песня зазвучала на скрипке в сопровождении фортепиано, в трехчастной форме.

Для своего времени это было новым явлением в башкирской музыке. Годы Великой Отечественной Войны. С началом Великой Отечественной Войны Хусаин, как и многие студийцы, записался добровольцем на фронт. Его как снайпера зачислили в истребительный батальон Краснопресненского района Москвы.Но к третьему месяцу службы у композитора обострилась болезнь легких и его демобилизовали.

В ноябре 1941 года Ахметов приезжает в Уфу и устраивается работать музыкальным редактором на радио. С 1944 года продолжаются занятия в башкирской национальной студии. Уроки по композиции теперь ведет московский композитор Николай Карпович Чемберджи. Под его руководством Ахметов создает обработки народных песен, песни «Весенняя заря» и «Подарок герою», баллады «Священная война», «Черный воин и молодой охотник» на слова Б. Бикбая.Они положили начало созданию цикла баллад, посвященныих событиям и героям Великой Отечественной Войны. Тогда же Хусаин Ахметов впервые выступил перед музыкальной общественностью как композитор.

В августе 1945 года Хусаин Ахметов, закончив национальную студию при Московской консерватории, вернулся в Уфу. С этого времени начинается его активная творческая деятельность.Среди произведений раннего периода ─ соната-фантазия для фортепиано, симфоническая сюита «Лирические напевы», музыка к кинофильму «Советская Башкирия» (вместе с Р. Муртазиным). Специально к декаде башкирского искусства в Москве (1955) были созданы кантата «Здравица» на стихи Ханифа Карима и «Прощальная песня» (сл. М. Карима), которую спели все участники заключительного концерта Декады на сцене Большого театра СССР. Самой крупной работой в тот период стала для него работа над балетом «Горный орел» (в соавторстве с Нариманом Сабитовым), премьера которого в апреле 1959 года окончательно превратила ее авторов в признанных композиторов.

Вокальное творчество.

Главное место в творчестве Хусаина Ахметова занимает вокальная музыка ─ музыка для пения. Его песенное творчество можно назвать музыкальной летописью советской эпохи. Как и любой крупный художник, композитор искренне выражал идеи своего времени: пафос борьбы за мир, прославление дела Ленина и партии, высокий патриотический дух, без устали прославлял свой родной край и людей труда, пел гимн дружбе народов.Среди лучших его песен марша «Да здравствует мир» и «Комсомольская песня» (обе ─ на слова Г. Амири), «Герой полей» (сл. К. Даяна), «Марш труда» (сл. Н. Идельбая). Некоторые молодежные песни композитора запечатлели общественно значимые события своего времени: освоение целины в башкирском Зауралье нашло отражение в песне «Провожаю любимого на целину» на собственные слова, труд башкирских нефтяников воплощен в песне «Нефтяница Гулькей», о столице Родины Москве поется в песнях «Тебе, Москва» (сл. Р. Нигмати) и «Кремлевские куранты» (сл. В. Филова). У Хусаина Ахметова много вальсовых мелодий.

Известная вальсовая песня «Уфа ─ прекрасная столица» на слова Р. Янбулатовой положила начало написанию цикла песен, посвященных башкирской столице. В 1966 году при возведении курантов на Советской площади в Уфе, ее мелодия была избрана музыкальной эмблемой города.

Наибольшую любовь народа композитор заслужил написанием песни «Родная деревня» на собственные слова (1965). После исполнения ее по радио земляком композитора Рамазаном Янбековым ─ впоследствии народным артистом республики ─ песня эта стала поистине народной.

В золотой фонд башкирской вокальной музыки вошли лирические песни и романсы композитора.Это такие романсы, как «Я к Идели раз спустилась» (сл. Р. Нигмати), «Приходи в сад» (сл. Г. Афзала), «Твои глаза» (сл. С. Кудаша), «К тебе стремится сердце мое» (сл. К. Даяна), песня «Я влюбилась» (сл. М. Карима). В них до бесконечности разнообразно варьируется тема любви, о ней поется в певучих, благородных мелодиях.

Полным слиянием поэтического и музыкального образов пленяют общеизвестный романс «Неси людям солнца свет» (сл. Ш. Бабича), вокальная поэма «Без тебя жизнь невозможна» (сл. Н. Наджми). Первым же романсом в башкирской музыке считается лирический романс Хусаина Ахметова ─ музыкальный пейзаж «Ночной Урал» на слова К. Даяна (1947). Композитор воплощает красоту и обаяние спокойного летнего вечера, ночи, любуется ее затихшей, словно зачарованной природой, и это облагораживает, поэтизирует художественный образ.

За вокальное творчество композитор был удостоен Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1968). Опера «Современники» («Замандаштар»). Опера «Современники» посвящена жизни башкирских нефтяников и написана в 60-е годы в содружестве с драматургом Баязитом Бикбаем, который сам разработал сюжет.Ее премьера 11 декабря 1970 года, в год 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, вылилась в торжество советского образа жизни.

Сюжет оперы в полной мере воплощает жизненные идеалы советского времени с общепринятой трактовкой образов: коммунисты, комсомольцы ─ положительные герои, кулаки ─ отрицательные. действие оперы охватывает большой период в жизни страны (с 1934 года и до 70-х) и вбирает в себя судьбы многих людей.Авторы оперы хотели отобразить преемственность поколений и в образах главных героев показать становление человека нового социалистического общества.

В первом акте действие происходит на берегу Агидели, где нефтяники празднуют пятилетие со дня первой выдачи нефти. Следуют башкирские и русские хоры, веселые танцы. Так в опере убедительно звучит тема интернационализма. Секретарь парткома Иван Кленов рассказывает собравшимся о трудовых успехах, управляющий нефтепромыслом Тагир Уралов в застольной песне славит борьбу во имя светлого будущего. Их пение все время подхватывается хором.Так композитор воплощает единство партии и народа.

В разгар веселья Тагир падает, смертельно раненный пулей кулака Курамши Батталова. В хоре «Как ясным днем с неба гром ударил» народ оплакивает смерть Тагира: музыка, первоначально траурная, постепенно наполняется высоким пафосом и в кульминационный момент звучит как клятва в вечной памяти герою. Действие второго акта происходит в 60-е годы на нефтепромыслах около большого города. Уже много лет убийца Тагира Курамша скрывается под видом сторожа Буребая.Он полон ненависти к процветающему советскому строю, ведь до революции эти земли принадлежали его отцу, сосланному в Сибирь.

Лейтмотив Курамши мрачный, мятущийся, неоднократно звучит в опере в низком регистре.Он подстрекает Абдрая (Абдрахмана Курсаева) ─ заместителя начальника продтехснабжения, пустить слух, будто молодой инженер Ильяс ─ сын Курамши, и тем самым разбить счастье Ильяса и Гульсум ─ дочери Тагира Уралова, ударницы труда. Музыка, связанная с Абдраем, ─ залихватская, легкомысленная, ведь он живет более, чем в достатке.

Появляется оператор Бибинур, безответно любящая Абдрая. Это эпизодический персонаж, но ее протяжная ария, расцвеченная виртуозными колоратурами и выражающая сложные душевные переживания, ─ одна из самых выразительных в опере. Большое место в этом акте занимает любовная сцена свидания Гульсум и Ильяса.Их взаимные чувства выражены в любовной арии Ильяса, пронизанной светлым, радостным чувством, и в лирическом дуэте героев. «Дуэт рисует образ счастья, красота музыки подчеркивает красоту духовного мира наших молодых современников», ─ писали в те дни республиканские газеты.

В следующей картине обрисовывается обстановка торжественного собрания, посвященного вручению передовикам труда переходящего Красного Знамени. Музыка очень торжественная, отвечающая духу своего времени.Из нескольких хоров центральным является «Гимн труду». В президиуме ─ почетные гости, а также Ильяс, Гульсум, Иван Кленов.

Мать Гульсум ─ Зухра также пришла на праздник и неожиданно узнала Курамшу ─ убийцу своего мужа. Буребай решительно отрицает обвинение и покидает зал. Воспользовавшись общим смятением, Абдрахман объявляет, что Ильяс ─ законспирированный враг и сын Курамши. Еще большее смятение вносит прибежавшая Бибинур с известием о том, что Курамша поджег нефтепромыслы. Вся эта сцена является кульминационной в опере.В третьем акте действие происходит в сквере больницы. Гульсум, пришедшая навестить больную мать, вся в сомнениях.

Удивительно сочетаются в ее арии распевность и заостренность интонаций, словно гамма чувств, нахлынувших на героиню, приводится в порядок волей разума. Зухру также одолевают тягостные думы: она не хочет породниться с сыном кулака.Ясность вносит Иван: в ариозо «Все «враг» да «враг» твердишь» он «рассказывает», как сам стал жертвой клеветы и 17 лет отсидел в лагере как враг народа. Там он и усыновил убежавшего из детского дома Ильяса.

В конце сцены проведать больную Зухру приходят Бибинур с Ильясом, раненным при тушении пожара. Постепенно реплики всех действующих лиц сливаются в квинтет: каждый выражает свои «мысли вслух». Курамша в бешенстве ─ он не успел взорвать прииски.Увидев приближающихся счастливых Гульсум и Ильяса, он отступает и падает с обрыва в реку. Важное значение в опере играет эпилог, именно в нем воплощается торжество основной идеи произведения ─ прославление идеи коммунизма.

Жизнеутверждающая мелодия заключительного хора «Гимн Солнцу» в свое время звучала как гимн советской эпохе, ныне же эта музыка воспринимается как гимн нашему суверенному Башкортостану. Общественная деятельность. Хусаин Ахметов много времени уделял общественной работе, занимаясь организацией музыкальной жизни в республике.В 1945 ─ 1947 годы он заведовал музыкально-фольклорным кабинетом при Управлении по делам искусств БАССР (с 1953 года ─ Министерство культуры) и на этом посту увлекся сбором и расшифровками башкирских народных мелодий, которые опубликованы в нескольких фольклорных сборниках.

В 1948 ─ 1953 годы он был председателем Союза композиторов республики, долгие годы он был также заместителем республиканского Комитета защиты мира. Самые лучшие его годы (1946 ─ 1974) прошли в должности художественного руководителя Башгосфилармонии.Здесь он погружается в проблемы творческих коллективов, создание репертуара, организацию гастрольной деятельности.

Затем (1976 ─ 1992) он возглавлял Хоровое общество Башкортостана. Произведения зрелого периода. В 70 ─ 80 годы композитор очень много работал. Как истинного философа его интересуют такие проблемы, как жизнь и смерть, время и вечность, человек и природа, любовь.Хусаин Ахметов первым обратился к творчеству Мифтахетдина Акмуллы, написав на его стихи вокальный цикл «Пять стихотворений » (1981). Он же написал несколько вокальных циклов на стихи русских поэтов-классиков и поддержал этим русскоязычную линию в башкирской музыке «Пушкиниана» на стихи А. С. Пушкина, «Русская лирика» и «Персидские мотивы» на стихи С. Есенина, цикл на стихи Лермонтова ─ произведения, отобранные композитором для музыкального воплощения, поражают своей актуальностью и поныне. «На эти стихи невозможно не написать музыку», ─ говорил он. Все романсы последних шести лет жизни (1986 ─ 1992) на слова башкирских поэтов композитор объединил в вокальный цикл «Вселенная». Ему казалось, что их объединяет сама жизнь, вечно текущая под Луной Премьера его второй оперы «Нэркэс» по романтической трагедии Ильшата Юмагулова на либретто самого композитора и режиссера-постановщика Рифката Валиуллина состоялась после его смерти в ноябре 1994 года. История любви юной Нэркэс и батыра Тимерхана разворачивается на фоне междоусобной войны между башкирскими родами.

Написанные две симфонии, симфоническая картина «Урал-батыр» при жизни композитора остались неисполненными.

Его творчество одно из высших достижений башкирской профессиональной музыки.

Заслуженный деятель искусств РСФСР и народный артист РСФСР ─ его самые высокие звания.

– Конец работы –

Используемые теги: Жизнь, Творчество, Хусаина, Ахметова0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь и творчество Хусаина Ахметова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизнь и творчество Хусаина Ахметова
Главным делом своей жизни композитор считал создание вокальной музыки: он написал свыше 600 песен и романсов, 12 вокальных циклов на стихи… С 10 лет он, увлекаемый старшими братьями, на лесосплаве, где прошел хорошую… Стиль протяжной народной песни станет в его творчестве определяющим. Желание учиться приводит его в Баймакскую…

Михаил Зощенко: Жизнь и творчество
После Октябрьской революции он стал пограничником в Стрельне, затем был переведен в Кроншдат. Был демобилизован по болезни (во время боевых действий… Он был: агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по… Опубликованные в 1922 году «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова» привлекли всеобщее внимание. На фоне…

Осип Мандельштам. Жизнь и творчество
Ведь именно им поэзии, прозе дана великая способность проникнуть в глубину человеческой души, постигнуть трагедию мира, взвалить на свои плечи все… Оглядываясь назад, на 20-й век, хочется сказать, что в России он прошёл не… Не материальные ценности накопили мы, не благополучие, не уверенность в себе, «не полный гордого доверия покой» мы…

Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой
Из записи в метрической книге Преображенского собора г. Одессы Свидетельство 4379 30-го Апреля 1890 года выдано сие свидетельство в том, что в… Мой отец был в то время отставной инженер механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые…

Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество
Учился он, по собственному признанию, «скверно», но много и самозабвенно читал – Ж. Верна, Э. По, Ч. Диккенса, которого, вспоминал Андреев,… Он и в зрелые годы оставался «под знаком» Шопенгауэра (Лит. наследство. Т.… Бедствуя, Андреев дает уроки, рисует на заказ портреты (как и в Орле после смерти отца в 1889). Окончив в 1897…

Жизнь и творчество Ван Гога как яркого представителя искусства рубежа XIX и XX века
Художники конца XIX века искали новые средства выразительности в живописи. Одним из них был гол¬ландец Винсент Ван Гог. За 10 лет напряженной работы в… Его жизнь была полна головокружительных взлетов и невероятных падений. Борьба с одиночеством привела к душевному…

Жизнь и творчество Карла Павловича Брюллова
Их работы, их произведения составляют наиболее заметную часть жизни искусства. Эти люди, к числу которых относилось немало знаменитых художников, в первую… Развитие искусства всегда связано с развитием школ, в которых формируются представители того или иного…

Жизнь и творчество А.Солженицына
После всего, что было собрано в этой книге, что былораскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с однойстороны, документального… Не закончив последних двух курсов, уходит на войну, с 1942 по1945-й командует … Затем был сослан в Казахстан навечно , однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителемв…

Жизнь и творчество В.А. Жуковского в Калуге
Надо сказать, что одним из ключевых слов и понятий Жуковского и в прозе, и в поэзии и в жизни было понятие человеческой Добродетели. Идея… Жуковский как бы всю жизнь познает себя, пытаясь найти на неё ответ.Но видимо,… Но она оказалась благосклонной к ребенку. Афанасий Иванович, любивший Сальху, пожелал устроить судьбу своего…

Жизнь и творчество Э.М. Ремарка
Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовались дельцы. Продажность. Нищета. Этими словами одного из своих героев Э. М.… Их испепеляли огненые будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет.… Тогда в общественной жизни и во всем быту немецких городов и городков, еще так недавно гордившихся безупречной…

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе. Ну а среди большинства его современников… Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он… Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской…
  • Монтеверди. Жизнь и творчество Маленький Клаудио был очень способным учеником. В подростковом возрасте он уже опубликовал несколько произведений как на религиозную, так и на… Прекрасные произведения, вошедшие в их состав, более современны, чем… Он сразу же познакомился со многими известными композиторами и музыкантами того времени, но наибольшее влияние на…
  • Жизнь и творчество П. Флоренского С одной стороны, о Флоренском можно услышать самые восторженные отзывы , и сравнение его с Леонардо де Винче говорит само за себя. С другой стороны,… Он оставил значительные труды по философии, богословию, эстетике, теории… Флоренский был полиглотом, в совершенстве владел латинским, древнегреческим и большинством современных европейских…
  • Жизнь и творчество И.А. Бунина И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. И.А.Бунин Ивана Бунина можно… Вражда Бунина ко всем без исключения «декадентам» именно этим, конечно, и была… Бунин считал себя прежде всего поэтом. Вряд ли следует с ним соглашаться – масштаб его художественного мышления в…
  • Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество Его мать. Варвара Петровна говорить нужно сначала и преимущественно о ней, потому что она была фактически главой дома, происходила из богатой… Для матери, вышедшей замуж за другого, ее дочь от первого брака оказалась… На Варвару Петровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры. Как вспоминает близкая и…